Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Нужны ли России рабочие?


По заключению Центра стратегических разработок Минобразования России профессиональное образование должно стать стратегической точкой отсчета экономического роста народного хозяйства России в наступившем столетии.


Кадры решают все. И. В. Сталин


СТРАТЕГИЯ ДЛЯ РОССИИ: ОБРАЗОВАНИЕ


Известно, что образовательная сфера индустриально развитых стран мира давно превратилась в ведущий фактор экономической жизни, так как каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7-1,9 единиц произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому в технологически развитых странах на образование расходуется от 6 - 7% ВВП и более.


В современной России, к сожалению, пока этого не происходит.


Всемирное укрепление национальной технологической базы (НТП) государства рассматривается в большинстве промышленно развитых стран мира как приоритетная стратегическая задача сферы государственного управления экономикой и социальными процессами, в т. ч. социально-демографическими. На современном этапе дальнейшее развитие НТП напрямую связано с профессиональной подготовкой и управлением кадровым потенциалом базовых отраслей промышленного производства и сельского хозяйства России. Процесс обучения следует рассматривать как важнейший этап профессионального самоопределения и самоутверждения будущего специалиста.


ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ПТО) И ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ


Первый этап - начало XVIII и середина XIX вв. В этот период на всех крупных заводах и фабриках (в т. ч. частных) появляются учебные заведения, в которых давали необходимую профессиональную и начальную общеобразовательную подготовку учащимся.


К началу XIX в. сложились три типа профессиональных технических учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища, а также специальные классы. Наиболее глубокую общеобразовательную подготовку давали в окружных училищах, где готовили чертежников, смотрителей, мастеров и др. (например, в Златоусте, Екатеринбурге и др.).


Второй этап (50 - 60 гг. XIX в.) характеризуется углублением специализации ПТО. Появляется сеть отраслевых училищ (железнодорожные, речные, механические, с/х и др.).


В этот же период активное участие в развитии ПТО принимали общественные организации, например, Русское техническое общество, а также крупные мыслители и ученые России.


В 1884 г. учеными и педагогами (В. К. Делла-Вос, И. А. Вышнеградский, Е. Н. Андреев, Н. Х. Вессель, С. А. Владимирский, Д. И. Менделеев и др.) разработан "Проект… плана промышленного образования в России", в котором были сформулированы основные требования к системе ПТО с учетом соответствия ее нуждам промышленности, согласованности общего и профессионального образования, замены ученичества ремесленными школами и т. д.


Третий период (конец 80-х XX в. - 1917 гг.) характерен пересмотром учебных заведений со специальным оборудованием - их объединяют в определенную систему.


В 1888 г. были утверждены "Основные положения о промышленных училищах". Появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, методики и учебники.


Началась подготовка специалистов для крупной промышленности и с/х предприятий, а также педагогических кадров для профессиональных технических школ.


1917-1940 гг. - период становления государственной системы ПТО. В 1918 г. было введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и учреждениях страны. На базе ремесленных школ создается единая сеть профессионально-технических курсов, школ, клубов (в т. ч. ДОСААФ) для молодежи ПТО.


В 1919 г. при Наркомпросе РСФСР учреждено Главпрофобразование. Создаются (с 1912 г.) фабрично-заводские школы (ФЗО) с использованием оборудования предприятий для бесплатного обучения подростков.


В 1940-1958 гг. в СССР основной формой ПТО стали Государственные трудовые резервы как единая централизованная подготовка квалифицированных рабочих и управления кадрами. Были введены три типа профессиональных учебных заведений: ремесленные училища (РУ), железнодорожные училища (ЖУ) и школы ФЗО (не учитывая ВУ - военных училищ). Введенная в тот период мобилизационная форма комплектования и управления кадрами (в основном подростками и женщинами) подготовила и направила на работу (трудовой фронт) около 2,5 млн. человек.


В 1958 г. все типы учебных заведений ПТО были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ).


С 1969 г. для среднего звена создаются профессионально-технические училища на базе 8-летнего и среднего общего образования. Началась подготовка рабочих широкого профиля и высокой квалификации по группам профессий для всех основных отраслей н/х СССР.


В 1984 г. в ходе очередных реформ все учебные заведения ПТО объединены в единый тип - средние профессионально-технические училища (СПТУ).


В СССР в 80-х гг. предусматривалось 3 уровня образования: начальный, средний и высший. Возникают новые типы учебных заведений, в т. ч. технические колледжи, профессиональные лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, фермерские школы, центры непрерывного профессионального образования и др.


С прекращением существования СССР в России с 90-х гг. назрела необходимость изменения всей структуры ПТО, пересмотра сети СПТУ и др. школ.


СОСТОЯНИЕ ПТО В РОССИИ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


Сегодняшний специалист (в т. ч. среднего звена) должен владеть минимум тремя специальностями, а в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, знать технологию пяти смежных профессий.


Известно, что высокое качество профессиональной подготовки достигается за счет непрерывного повышения качества всех сторон производственной деятельности, в т. ч. использования новых технологий и методик обучения с применением компьютеров, а также более полного использования НИР и ОКР, производственного, патентного и педагогического потенциала обучаемых и педагогов.


В Концепции модернизации современного российского образования на период до 2010 г. указывается, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения в любой ситуации, это должны быть мобильные и динамичные специалисты, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу и интересы своего народа и России.


Известно также, что для эффективной работы экономики страны всем участникам производства, в т. ч. с/х, необходимо придерживаться принципа непрерывного образования, т. е. образования в течение всей жизни! Для этого на законодательном уровне должны быть созданы необходимые условия в первую очередь со стороны государства. В противном случае ожидаемого эффекта не будет.


В условиях рыночной экономики наличие профессиональной квалификации у выпускников средних учебных заведений является существенным положительным критерием молодого специалиста в связи с лучшей его социальной защищенностью на рынке труда по сравнению с выпускниками 9 и 11 классов общеобразовательных школ.


По данным А. М. Новикова, академика РАО, в настоящее время общеобразовательная школа с 1 по 11 класс теряет "по дороге" к предприятиям 4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс. поступают в учреждения начального профессионального образования, и 800 тыс. - среднего профессионального образования, а более 3 млн. выпускников уходят из школы "в никуда", становясь люмпенами, маргиналами, пополняя ряды преступников, наркоманов, безработных и т. п.


Очевидно, что для выпускников школ (8-9 кл.) необходимо изменить общеобразовательную программу с учетом обучения их какой-либо нужной и полезной обществу специальности.


Главная беда, сообщает А. М. Новиков, заключается в том, что на сегодняшний день ни для Минобразования РФ, ни для Минтруда РФ проблемы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в условиях производства как бы не существует! Эти ведомства упорно не хотят этим заниматься. Кроме того, все соглашаются, что надо заниматься, но практически ничего не делают! Вот так!


Сегодня в России не менее миллиона ремесленников-предпринимателей, т. е. людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ремонтом квартир, строительством дачных домиков, ремонтом бытовой техники и компьютеров, репетиторством, различными перевозками, ремонтом и шитьем одежды, в парикмахерских, мини-пекарнях) и оказывающих многие другие, возможно, общественно-полезные услуги.


Поэтому система профессионального образования не может не учитывать этой огромной ниши на рынке труда и, соответственно, на рынке профессиональных услуг. В соответствии с международными тенденциями специалисты со средним профессиональным образованием в перспективе становятся основным звеном в практической профессиональной деятельности при возрождении и подъеме экономики страны, а система среднего специального образования на ближайшее десятилетие, видимо, будет ведущей при использовании кадрового потенциала производительных сил общества в России.


НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В Москве 4-5 февраля 2003 г. проходил III Съезд директоров средних специальных учебных заведений России, на котором были подведены итоги за период между двумя предыдущими. Уточнены цели и задачи, программы и методики для обучающих и обучаемых. Выступающими приведены достигнутые положительные результаты и имеющиеся недостатки. Принято Постановление в адрес общественности и правительства РФ. Среди основных недостатков отмечены следующие:


- недостаточное финансирование государства для обучения будущих специалистов и замены устаревшей учебно-материальной базы, а также низкий уровень как оплаты труда педагогов, обслуживающего персонала, так и стипендий студентам, что создает социальную напряженность в педагогических и студенческих коллективах; - противоречивость законодательства, в т. ч. налогового, которое в новом исполнении снижает: финансовые возможности образовательных учреждений в расходовании средств на ОТ сотрудников; развитие учебно-материальной базы; социальную поддержку студентов; расходы на спортивные и иные мероприятия; - ослабление воспитательной функции педагогических коллективов, а также отсутствие в необходимом количестве методической литературы и пособий; - разрыв связей учебных заведений с работодателями и НИИ в результате отсутствия (на уровне государства) механизмов для заинтересованного участия их в определении объемов, структуры и оценки качества подготовки специалистов, а также возможностей использования законченных разработок и создания производственной базы работодателей для стажировки обучающихся студентов; - отсутствие современного механизма мониторинга потребностей и распределения молодых специалистов, а также нерациональное их использование, что привело к серьезным структурным перекосам во всем профессиональном образовании в России. На III Съезде директоров средних специальных учебных заведений отмечалось, что дальнейшее развитие мировой экономики по пути высоких технологий и наукоемких производств невозможно без высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, без развития и использования НИОКР. Но реальные действия Правительства РФ по использованию наукоемких производств, которые, как известно, рождаются в основном на базе фундаментальных исследований путем НИР и ОКР, говорят об обратном: в соответствии с рекомендациями Всемирного банка, число специалистов в сфере НИОКР России было сокращено с 11,9 млн. до 870 тыс. к 1999 г.


 

Комитекс - лидер в производстве нетканых материалов. Стеновые и кровельные панели, обеспечивающие надежную теплоизоляцию и огнестойкость. Актуальность и экономические аспекты проблемы коррозии и защиты металлических сооружений. Эффективные решения в автоматизации. Нетканые сорбенты для сбора разливов нефтепродуктов и экспресс-метод определения их сорбционной емкости. МПС: Инвестиционные проекты станут более прагматичными. Перспективы мирового энергопотребления.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved