Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Сахалин дождался технического прогресса


Географическое положение и немилосердный климат всегда мешали острову Сахалину перестать быть задворками России. Щедро одаренный полезными ископаемыми край долгое время оставался в нашем сознании примерно тем же, чем он был для посетившего его в позапрошлом веке Чехова: глушь, дикость, холод. Проект "Сахалин-1", включающий в себя разработку трех нефтегазовых месторождений, смог быть задуман и реализован лишь сегодня: только к нашему времени техника достигла такого уровня развития, при котором претворение в жизнь столь масштабной идеи может стать рентабельным.


Кто? Где? Когда?


С подробностями реализации "Сахалина-1" нас ознакомил Владимир Николаевич Астафьев, заместитель генерального директора проекта. Итак, ресурсами для разработчиков стали три сахалинских месторождения, открытые более 20 лет назад: Чайво (тогда там пробурили 6 скважин), Одопту (15 скважин) и Аркутун-Даги (10 скважин). Первоначальную разведку первых двух месторождений проводили совместно с японскими специалистами в рамках правительственного соглашения, заключенного в 1975 г. Третье было открыто нашими геологами. В течение пяти лет - с 1996 по 2001 гг. - проводили доразведку этих нефтяных шельфов. Испытания скважин на приток углеводородов, техноразметка и техноэкономические расчеты доказали эффективность разработки этих месторождений. И в конце 2001 г. реализация признанного рентабельным проекта "Сахалин-1" стала делом ближайшего времени.


За разработку нефти и газа на северо-восточном шельфе острова взялись наши компании совместно с зарубежными партнерами. В качестве компании-оператора выступила Exxon Neftegas Ltd., в руках которой сосредоточено 30% акций предприятия. Кроме нее в консорциум "Сахалин-1" входят две дочерние компании "Роснефти" (20% капитала), японская SODECO (30% акций) и индийская ONGC (20%).


Освоение месторождений разделили на четыре стадии: 1. Добыча только нефти на Чайво и Одопту. 2. Разработка газовых горизонтов этих месторождений и экспорт газа в Японию до 2008 г. 3. Разработка месторождения Аркутун-Даги. 4. Добыча газа на всех месторождениях и его экспорт до 2050 г.


Прибыльность проекта намечено обеспечить за счет оптимизации структуры инвестиций, сокращения эксплуатационных расходов и максимальных темпов роста доходов.


О добыче - в деталях


Процесс добычи нефти на Чайво в рамках реализации первой стадии проекта будет происходить следующим образом. Шельф на этом месторождении будет разработан и с берега, и с моря. В воде на глубине примерно 14 метров установят железобетонную платформу "Орлан", буровая установка которой должна работать круглый год, невзирая на перепады температур, волнение (вследствие этого - нестабильность уровня дна), колебания земной коры, иногда достигающие 8 - 9 баллов по шкале Рихтера. Такие погодные условия не позволяют возводить обширные конструкции в воде, поэтому планируется выстроить блок береговых сооружений, которые будут доводить продукцию до товарной кондиции.


Нефть в Одопту будут добывать с берега через наклонно направленные скважины с большим отходом забоя от вертикали. Южнее северной площадки построят блок береговых сооружений, которые будут приводить нефть в товарный вид. Планируется собирать и подготавливать к продаже порядка 40 тыс. тонн "черного золота" в сутки. Очищенная продукция будет доставляться по трубопроводу высокого давления в береговые сооружения Чайво, а оттуда - непосредственно в магистральный нефтепровод.


По расчетам, на пике добыча нефти должна достигнуть уровня приблизительно в 12 млн. тонн в год (250 тыс. баррелей в сутки). Предыдущий опыт добычи полезных ископаемых совместно с зарубежными партнерами внес в соглашение о разработке сахалинских месторождений очень важный пункт: каждый участник консорциума несет ответственность за перевозку своей доли добытой нефти.


Первая стадия реализации проекта "Сахалин-1" включает в себя строительство магистрального нефтепровода длиной 220 километров и диаметром 610 мм, который протянется от вышеупомянутых береговых сооружений до нефтеотгрузочного терминала в порту Де-Кастри (Хабаровский край) на другом берегу Татарского пролива. Трасса будет идти порядка 118 км по острову, затем пересечет Татарский пролив (отрезок около 20 км) и далее - 83 км по материку.


Возможна также круглогодичная перевозка нефти по морю (этому поможет ледокольное сопровождение): на терминале разместят сооружения, с помощью которых нефть будут наливать в танкеры водоизмещением 100 тыс. тонн типа "Афромакс" с двойным корпусом (на рейд выйдут пять таких судов). При проектировании нефтеотгрузочного терминала отказались от чересчур дорогих прибрежных причалов с эстакадами. На суше возведут три резервуара для нефти объемом 100 тонн каждый. Подводный трубопровод большого диаметра обеспечит налив ее в танкеры самотеком.


В конце июля - начале августа этого года компания Exxon Neftegas Ltd. объявила о начале бурения наклонно направленных скважин на месторождении Чайво. Такой вид добычи нефти наиболее эффективен, не связан с применением высокозатратных технологий и не нарушает экологическую обстановку. Пока пробурена одна технологическая скважина для закачки отходов. Планируется сделать 9 скважин мирового класса с отходом от вертикали порядка 11 километров. Для сравнения: компания "Сахалинморнефтегаз" проделала 8 отверстий подобного типа, обеспечив максимальный отход от вертикали - 6,5 километра.


Отметим, что уникальность "Сахалина-1" состоит еще и в том, что проекты всех конструкций, которые будут возведены, тщательнейшим образом согласованы и с экологами, и со специалистами в области безопасности труда. Более того, строители сооружений руководствуются не только стандартными нормативными документами, но и специальными техническими условиями, разработанными в НИИ отрасли и утвержденными государственными надзорными органами.


Выгоды для россиян


Главная особенность проекта "Сахалин-1" - в том, что, невзирая на обильные иностранные инвестиции, в распределении подрядов на разные виды работ, необходимых для его реализации, предпочтение отдается российским компаниям. Компании, вложившие деньги в проект, создали специальный комитет, который занимается отбором российских подрядчиков. Например, современная буровая платформа "Орлан", без которой трудно обойтись в сахалинских погодных условиях, модернизируется на Амурском судостроительном заводе - это один из крупнейших контрактов такого рода. Тендер на строительство моста через залив Чайво выиграла одна хабаровская компания. Все металлоконструкции для него произведут российские заводы.


В феврале 2002 г. создан двуязычный сайт проекта "Сахалин-1", на котором размещена информация о подрядах, конкурсах, условиях отбора подрядчиков. Его посещаемость сегодня - 60000 вхождений в месяц.


Одно из главных препятствий для добычи нефти и газа на Сахалине - бедная инфраструктура острова. Серия проектов, связанных с добычей полезных ископаемых, включает в себя строительство дорог, мостов, а также реконструкцию аэропорта в поселке Ноглики, в которую вложат $38 млн.


"Сахалин-1" уже создал более 200 рабочих мест для россиян (пока это в основном служащие южносахалинского офиса). В процессе реализации проекта работу получат до 13000 наших сограждан. В его рамках планируется также строительство жилого комплекса из 76 коттеджей.


Кому нужен газ


Основные опасения, которые внушают столь масштабные начинания, можно облечь в простой вопрос: не станет ли проект БАМом ХХI века, т.е., фигурально выражаясь, путем, по которому нечего, некуда и некому возить?


Планирование поставок топлива в государства Востока ставит реализацию проекта в зависимость от потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в природном газе. Согласно выводам экспертов, в первые два десятилетия этого века она возрастет. Но пока твердые обязательства со стороны японских покупателей отсутствуют. Китайский рынок реализации добытого топлива все еще рассматривается.


С другой стороны, в 1998 г. закончилась разработка программы газификации Дальнего Востока, которая включает планы обеспечения газом Хабаровского и Приморского краев, а также Сахалинской области. Проекты "Сахалин-1, 2, 3" включают в себя поставки топлива в эти регионы. По соглашению, подписанному газодобытчиками совместно с администрацией Хабаровского края, в 2006 г. сахалинский газ поступит потребителям. Возможен перевод на этот экологически более безопасный вид топлива традиционных для местности угольных и мазутных электростанций, которые засыпали многие города Сибири и Дальнего Востока черной пылью.


 

III Всероссийская конференция "Актуальные проблемы промышленной безопасности: от проектирования до страхования". Петербургский экономический форум: "Эффективная экономика - достойная жизнь". Массовое жилье из деревянных панелей - реально ли в России?. Инновационная политика Российской Федерации. СЛОВО - авиационной лесоохране города Братска. Пермский регион. Прошлое и настоящее: взгляд в будущее.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved