Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Профессиональная подготовка строителей: есть ли у нее будущее?


Санкт-Петербург - город, который мы любим и знаем. Его красота, поэзия в камне… Северная Венеция - это то, чем мы, его жители, гордимся, и относится это, прежде всего к дореволюционной постройке. Некоторые шедевры конструктивизма и сталинского ампира не идут в сравнение с масштабами и качеством дореволюционного строительства. А современная застройка часто не имеет той индивидуальности и того качества, которыми славились питерские строители. В чем же дело? В отсутствии средств? В отсутствии современных мастеров и технологий? В отсутствии традиций? Или в чем-то другом?


Мы думаем, что основная проблема - в отсутствии квалифицированных строителей всех уровней - от рабочих до зодчих - в том количестве и такого качества, которые соответствовали бы духу Великого города. Вспомним первых и последующих строителей нашего города.


Какая же ситуация с профессионализмом специалистов строительных специальностей складывается сейчас? Кризис начала 90-х гг. наиболее серьезно ударил по системе подготовки специалистов. Из 150 ПТУ, существующих в Ленинграде в 1985 г. и подготавливавших молодых рабочих от 60 до 100 тыс. в год, сейчас осталось не более 90, из которых только 15-20 готовят рабочих на должном уровне. Многие ПТУ трансформированы в лицеи, колледжи, а то и вовсе перестали существовать. Бывшее 3-годичное обучение раздроблено на мелкие программы. Огромные финансовые трудности этих организаций (большинство из которых государственные учреждения) вынуждают их искать дополнительные средства за счет аренды, а также сокращения затрат, в том числе экономя на зарплате преподавателей, на расходных материалах, инструменте, оборудовании, учебных пособиях и т. п. Все в целом, естественно, отражается на качестве обучения.


Общеизвестно, что квалифицированный специалист помимо образования должен получить и культурное воспитание. Молодой человек в возрасте 14-16 лет наиболее нуждается в воспитании, утверждении у него культурных ценностей. Как мы ни ругали советское образование в ПТУ, работа там все же велась. Сейчас же практически нет никакой: ни комсомольской, ни воспитательской, ни какой-либо другой работы.


И образованием и воспитанием начинает заниматься улица, о чем свидетельствует рост наркомании, высокая загруженность КПЗ и колоний, где (в последних) молодые люди за государственный счет получают своеобразное воспитание от криминальных авторитетов.


Картина не радует. Тогда за счет каких таких трудовых резервов растут объемы строительства, повышается его качество, о чем во всех СМИ победно провозглашают наши чиновники и менеджеры от строительства? Приглядитесь к рабочим на стройке: огромную их часть составляют приезжие. Тяжелая экономическая ситуация в родных краях погнала людей за заработками в Москву и Петербург, где их охотно, как лишенных всяческих прав (а многие из них нелегально приехали), эксплуатируют за мизерную зарплату, что в значительной мере подрывает рынок труда в строительстве. У горожан пропадает желание не только работать, повышать квалификацию, но и просто учиться на строителя - нелегалы даже без квалификации найдут себе работу за минимальную зарплату, а высококвалифицированный специалист окажется в безработных и будет жить за счет государства. Таким образом, проблема "гастарбайтеров" из чисто экономической переходит в политическую.


Это то, что касается подготовки квалифицированных рабочих. С линейными руководителями низшего звена - прорабами, мастерами, начальниками участков и др. - ситуация не лучше. Техникумы повторили судьбу ПТУ. Выжить им даже труднее. Большие сроки обучения, более квалифицированный преподавательский состав, развитая учебная база (компьютеры, учебные мастерские и др.) приводят к увеличению стоимости обучения, что не вписывается в государственное финансирование.


С высшим образованием ситуация выглядит внешне более благополучно - набор и выпуск студентов не хуже, чем в застойные времена. Качество тоже мало изменилось, хотя это уже не соответствует современному уровню развития науки и техники. Но при этом наших выпускников, особенно со знанием английского и других языков, охотно берут в инофирмы, имеющие подряды на территории России. Но считать нормальной заработную плату доктора наук, профессора на уровне 3000 руб. - как-то язык не поворачивается. Вот и вынуждены наши ученые искать доходы в коммерции, работать экспертами, консультантами и т. п., что хотя и позволяет им свести концы с концами, но, естественно, сказывается на качестве обучения. Кстати, для подготовки одного лекционного часа преподавателю требуется затратить 2-3 часа. Кроме того, необходимо время для проведения учебно-методической и воспитательной работы и т. п.


По разным источникам, в строительстве в нашем городе официально занято 200-300 тыс. человек, а еще есть индивидуальные предприниматели, не зарегистрированные частные предприниматели и др. Это весьма значительная часть рынка труда, не меньше 10% трудоспособного населения. К этому надо добавить, что город никогда не готовил специалистов только для себя. Наши вузы, техникумы, ПТУ готовили специалистов для всего СССР. Сейчас это уже прерванный процесс. Однако и сегодня регионы нуждаются в подготовке специалистов в наших учебных заведениях.


Возникает традиционный для России вопрос: что делать?


В данном случае требуется системный подход, а это значит, что мы должны прежде всего изучить проблему, собрать информацию, дать ей оценку, наметить варианты решения, выбрать лучший и приступить к его реализации. Все это требует серьезных и постоянных затрат, причем основное финансирование должно быть бюджетным, поскольку частный капитал идти на серьезные инвестиции в образование пока не готов. Например, ваша фирма оплатила многолетнее обучение молодого специалиста. Он пришел к вам, но ему не понравилось и он ушел вместе с вашими деньгами.


Вероятно, было бы правильным финансировать отраслевые учебные организации за счет отчислений от предприятий отрасли. Конечно, это требует политических решений, времени, но без этого нельзя - старые специалисты понемногу уходят, а равноценной замены нет…


Сегодня часть учебных организаций, занятых подготовкой рабочих, финансируются из бюджета для обучения безработных. Естественно, это краткосрочная переподготовка, да и масштабы такого обучения невелики: безработных в городе относительно немного, а значит и денег на их переподготовку отпускается мало.


Бюджетное финансирование обучения молодых рабочих ведется по мизерным тарифам и в небольших объемах. Но, как уже было сказано выше, Санкт-Петербургу необходимы десятки тысяч молодых рабочих. Только список "горячей" десятки, т. е. конкретных для определенных профессий вакансий, в сентябре 2003 г. - 8734 человека, что составляет около 15% от всех вакансий, из которых 80% - рабочие строительных профессий с зарплатой от 8000 руб. до 30 000 руб. Отделы кадров ведут "охоту" за специалистами высокой квалификации.


Сегодня появилось новое направление помощи учебным организациям от бизнес-сообщества.


Некоторые компании, с признанным международным авторитетом, начали оказывать помощь учебным организациям. Так, многие иностранные производители строительных материалов обучали наших специалистов в своих центрах за рубежом. Например, такую практику применяла финская фирма Rannila, которая проводила обучение в г. Вимпели (Финляндия), польская фирма Atlas обучает в г. Надежны, недалеко от Варшавы. Есть и другие примеры.


Часто неквалифицированное применение материалов и технологий серьезно сказывается на качестве строительства, что вызывает недовольство конечного потребителя и влияет на имидж фирмы.


Учитывая эту ситуацию, немецкая компания "КНАУФ" подошла к решению проблем обучения российских специалистов комплексно. Было установлено, что образовательный стандарт по профессии "мастер отделочных строительных работ" не включает знания и умения, необходимые при работе с современными строительными материалами, поэтому фирма выступила с инициативой создания нового образовательного стандарта - "специалист по сухим технологиям строительства". Стандарт подготовлен, и в настоящее время заканчивается его официальная регистрация. Фирма создает и базу для изучения и обучения навыкам сухого строительства. Для этого ею и ее дилерами были открыты 16 учебных центров в СНГ. Последний из открывшихся, Учебный центр "КНАУФ Северо-Запад", полностью соответствует европейским стандартам для такого обучения. В этих центрах производится обучение специалистов правильному и эффективному применению современных материалов и технологий. Причем упор делается на обучение практическим навыкам в учебных мастерских. Обучение кратко-срочное, не более 5 дней. Оно рассчитано как на обучение рабочих, так и ИТР по соответствующим стандартным программам для всех учебных центров.


Разумеется, это не единственный пример. Наши строительные организации от такой практики пока воздерживаются. Хотя в советское время у многих крупных ДСК, ДОЗ и других предприятий были собственные ПТУ.


Недостаточное финансирование, слабая государственная поддержка, что было сказано выше, вынуждают учебные учреждения заниматься производственной и коммерческой деятельностью для поддержания учебного процесса. Так, 7 лет назад Международный институт повышения квалификации "Перспектива" создал современную производственную базу по выпуску светопрозрачных конструкций. Часть доходов от выпуска окон и дверей идет на покрытие коммунальных издержек и на развитие учебного процесса по подготовке специалистов - сборщиков-монтажников светопрозрачных конструкций. В ближайшем планируется создание и оборудование небольшой гостиницы, что позволит наладить подготовку в городе специалистов для других регионов России. Конечно, такой опыт приветствуется, но это, скорее, исключение, чем правило.


Данная статья, надеемся, поможет сформировать общественное мнение и будет способствовать поиску путей решения сверхактуальной проблемы подготовки специалистов.


 

Сказка в «зимнем саду». Клубный дом на Крестовском острове. Ralston: превосходство подтверждено. Екатерингофский парк получит новую жизнь. «СЕМ-СИСТЕМА» — от Петербурга до Сургута. "ТехноНИКОЛЬ" - теперь и теплоизоляция. Компания «Бенотех» — добавки для бетона.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved