Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Трубу и до Мурманска доведут


У компании "ЮКОС" нет причин прекращать участие в реализации проекта по строительству нефтепровода и нефтяного терминала в Мурманской области. На вопросы корреспондента "НефтьГазПромышленность" Антона Дроздова отвечает губернатор области Юрий Евдокимов.


- Насколько важна для региона перспектива строительства нефтяного терминала, а также нового нефтепровода, который свяжет Кольский полуостров и Западную Сибирь? - Строительство нефтепровода, перевалочных комплексов, а также разработка месторождений углеводородов на арктическом шельфе, открытие предприятий нефтепереработки на Кольском полуострове - все это даст мощный импульс развитию области и во многом определит ее лицо в ХХI веке. Это будет означать не только появление новых отраслей, но и рост уже существующих - например, строительной, транспортной. В свою очередь это окажет существенное влияние на эффективность решения всего комплекса социальных проблем в регионе за счет роста доходной части регионального бюджета, создания новых рабочих мест. По предварительным оценкам, создание Мурманской трубопроводной системы принесет в федеральный бюджет $1,4 млрд., в региональные бюджеты - до $2,6 млрд., в том числе в бюджет Мурманской области - около $700 млн., и позволит дополнительно создать в общей сложности от 2 до 6 тыс. рабочих мест. - На какой стадии находится разработка данного проекта?


- Уже сегодня нефтегазовый комплекс становится реальным "локомотивом" экономики края. В августе 2000 г. в Печорском море завершилось сооружение арктического подводного терминала для отгрузки нефти на морские танкеры. К октябрю нынешнего года компания "ЛУКОЙЛ" экспортировала через терминал Варандея около 0,6 млн. т нефти. В планах на 2005 - 2010 гг. объемы вывоза нефти планируется увеличить до 8 - 10 млн. т в год.


С октября прошлого года на акватории Кольского залива началась реализация схемы рейдовой перегрузки нефти на большегрузные танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. т. На сегодня, таким образом, уже экспортировано более 2,7 млн. т нефти. Мощность данного комплекса - до 5,4 млн. т в год.


Всего же за 2002 г. с Кольского полуострова экспортировано около 3 млн. т нефти и нефтепродуктов. Сегодня правительством Мурманской области рассмотрено еще пять предложений бизнес-структур по созданию на акватории Кольского залива и прилегающих землях рейдовых перевалочных комплексов и нефтетерминалов с предполагаемыми объемами перевалки более 10 млн. т в год. Только компания "Роснефть" планирует начиная с конца 2003 г. осуществлять перевалку от 2 до 6 млн. т. Вывоз нефти планируется организовать танкерами из порта "Архангельск" с последующей перегрузкой через плавучее нефтехранилище, установленное на акватории Кольского залива.


В перспективе, начиная с 2008 - 2010 гг., прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе арктических морей. О возможных объемах транспортировки нефти по северным маршрутам на долгосрочную перспективу можно говорить только приблизительно. По разным прогнозам они колеблются в пределах 20 - 50 млн. т в год. Кольский шельф Баренцева моря имеет значительные, еще не освоенные ресурсы и остается крупным перспективным объектом развития нефтедобывающей промышленности североевропейской части России. Близость к основным внутренним энергопотребителям делает Мурманскую область привлекательной как для российских инвесторов, так и зарубежных.


В конце 2002 г. компании "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "ТНК" и "Сургутнефтегаз" подписали меморандум "О взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". В соответствии с этим документом Межведомственная комиссия по размещению производительных сил рассмотрела и поддержала представленную нефтедобытчиками декларацию о намерениях инвестирования в строительство Мурманской трубопроводной системы (МТС).


В настоящее время прорабатывается вопрос технико-экономического обоснования строительства трубопровода с возможной прокачкой 60 - 80 млн. т нефтепродуктов в год с последующим увеличением до 120 млн. т. Реализация проекта повлечет развитие Мурманского транспортного узла и позволит отправлять нефть и нефтепродукты танкерами водоизмещением свыше 300 тыс. т, что сделает маршрут Западная Сибирь - (труба) - Мурманск - (танкер) - США конкурентоспособным.


Строительство МТС будет разделено на два этапа: прокладка короткой ветки трубопровода от Балтийской трубопроводной системы на Мурманск со строительством морского терминала в одном из глубоководных мест Кольского полуострова - и уже после будет строиться нефтепровод с соответствующей инфраструктурой из Западной Сибири в мурманском направлении с привлечением средств инвесторов при сохранении государственного управления системой транспортировки.


В ближайшее время мы ожидаем инвестиций в развитие МТС с глубоководным терминальным комплексом от европейских покупателей нефти, которым до конца этого года планируется поставить до 5 млн. тонн нефти через порты Кольского полуострова. Но вместе с тем мы открыты и для инвестиций будущих стратегических партнеров из США и Норвегии.


- Насколько известно, нефтяная компания "ЮКОС" - одна из наиболее вовлеченных в разработку данного проекта - уже начала экспортировать российскую нефть в США. Как Вы считаете, скажется ли начавшееся следствие против Михаила Ходорковского на реализации проекта?


- Перевалка нефти (экспорт) через Кольский полуостров не приостанавливалась и продолжается. И потом, я не считаю справедливым и правильным сегодня оценивать, какие компании внесли больший или меньший вклад в разработку и продвижение проекта. Также думаю, что, поскольку претензии правоохранительных органов к Ходорковскому никак не связаны с проектом МТС, у компании "ЮКОС" нет причин, скажем, прекращать участие в его реализации.


- Многие международные специалисты считают Мурманск наилучшей отправной точкой для экспорта российской нефти в США. Как Вы рассматриваете будущее энергетического сотрудничества между Россией и США?


- В будущее энергетического сотрудничества между Россией и США я смотрю с оптимизмом. Сейчас мировой нефтяной рынок находится под сильным влиянием целого ряда политических кризисных факторов.


В этой связи индустриально развитые страны Европы и США, которые являются крупнейшими потребителями нефти, рассматривают различные возможности диверсификации числа потенциальных поставщиков, в том числе за счет возможных поставок российской нефти.


Госкорпорация США по частным капиталовложениям за границей (OPIC) и Eximbank выразили заинтересованность к проекту строительства трубопровода до Мурманска. Поставки российской нефти через Кольский полуостров позволят обеспечить 10 - 20% американского импорта нефти, диверсифицируют и стабилизируют американский рынок.


- Высказывалось мнение, что строительство нефтепровода может быть поручено целиком или частично частным фирмам, что нарушит существующую монополию "Транснефти". Вы думаете, это возможно?


- Принимать решения относительно сохранения или отмены государственной монополии на управление транспортировкой нефти - это прерогатива федерального центра. Со своей стороны, я не считаю идею "частной трубы" недопустимой. В России уже есть примеры строительства "частного" трубопровода. А самое главное - у правительства страны достаточно разнообразный арсенал средств и способов обеспечить в данной сфере баланс интересов государства и частного бизнеса.


 

Современные опалубочные системы для монолитного строительства. «Российский промышленник»: от выставки — к Форуму!. Правильный выбор - долговечный фасад. Открытые возможности скрытых деталей. "Абрис" на проектной мощности. С Днем рождения, окошко!. Купайтесь в любую погоду!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved