Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Возможности повышения эффективности центробежных насосов


Центробежные насосы для транспорта нефти, а также высоконапорные насосы нефтехимических производств обычно выполняют с радиальными опорами скольжения, расположенными вне пространства рабочей среды.


Для своего функционирования опоры таких насосов нуждаются в автономных системах смазки от отдельной маслостанции, что связано с некоторыми дополнительными энергетическими затратами на работу насосных агрегатов. Выносные опоры, расположенные на концах вала насоса определяют внешний облик насосного агрегата, его габариты и весовые характеристики.


Для насосов, перекачивающих жидкости с абразивными включениями, устройство выносных опор (смазываемых от отдельной маслосистемы) экономически оправдано. Однако для насосов, перекачивающих жидкости без абразивных включений или с незначительной их концентрацией, выгоднее использовать в качестве смазки саму перекачиваемую среду или воду. Переход на смазку водой вместо традиционно используемого масла позволяет снизить потери на трение в опорах. Использование в качестве смазки перекачиваемой среды позволяет отказаться от отдельной маслостанции. Переход же на внутренние опоры, смазываемые перекачиваемой средой, позволяет отказаться от отдельной маслостанции и сократить размеры вала насоса. Поэтому уже несколько десятилетий ведутся опытноконструкторские работы, содержанием которых, в одном случае, становится простая замена масляной смазки опор насосов на смазку водой, в другом - отказ от внешних выносных опор и переход на внутренние опоры, смазываемые перекачиваемой средой. Реализация указанных путей в практику насосостроения сулит весомые экономические выгоды при эксплуатации.


Проведенные экспериментальные работы показали, что надежная работоспособность опор на воде в режиме гидродинамической смазки для центробежных насосов обеспечивается при частоте оборотов не ниже 3000 об/мин. Возможность использования таких маловязких сред как вода в качестве смазки, для традиционного конструктивного исполнения опор скольжения центробежных насосов, связана с необходимостью повышения несущей способности их опор. Особенно это касается режимов пуска и останова агрегатов. Некоторые специалисты предлагают решить эту задачу путем обеспечения гидростатического взвешивания ротора в режиме пуска-останова за счет подвода в опору смазки высокого давления от независимого источника и перехода на гидродинамический режим работы при выходе насоса на условия работы с номинальной частотой вращения ротора.


В то же время результаты испытаний центробежных насосов с выполнением опор скольжения, совмещенными с щелевыми уплотнениями буртов колес насосных агрегатов, показали их работоспособность и при низкой частоте вращения вала насоса. Отличие подшипников скольжения, совмещенных с щелевыми уплотнениями, от подшипников скольжения традиционного исполнения заключается в том, что подвод смазки осуществляется не в карманы подшипников, а в щели с торца такого подшипника со стороны полости высокого давления. В этом случае при работе насоса используется гидростатический перепад давления рабочей среды на опоре, значительно повышающий ее несущую способность. Однако проблема низкой несущей способности слоя жидкости в щели и износа такой опоры с торцовым подводом смазки на режиме пуска-останова, когда насос еще или уже не создает давления за колесом, и тем самым перепада давления на щели в опоре, остается здесь также нерешенной.


Для повышения несущей способности радиальных опор можно выделить два основных способа управления несущей способностью этих опор, в том числе и для опор с торцовым подводом смазки: - увеличение диаметра и длины подшипниковой опоры; - увеличение полноты эпюры давления в несущей щели и жесткости слоя смазки.


Анализируя параметры влияния первого способа, важно отметить значимость размеров диаметра опоры на величину несущей способности. Использование второго способа связано с образованием конфузорной формы щели в подшипнике скольжения.


Подшипники, в которых конструктивными мерами обеспечивается образование конфузорной формы щели, известны. Конструктивно эту задачу можно решить, например так, как это предложено в патенте РФ №2210684. Выполненные экспериментальные исследования такой конструкции подшипника-уплотнения подтвердили влияние перепада давления на изменение размера выходной щели в подшипниковой паре.


Для подшипников с торцовым подводом смазки характерна недостаточная изученность гидродинамических процессов в щели. Несмотря на это применение их в насосах и компрессорах, т.е. в устройствах, где имеется значительный гидростатический перепад давлений рабочей среды, сулит определенные выгоды, из-за их повышенной несущей способности, связанной с использованием перепада гидростатического давления на опоре.


Использование подшипниковых опор, совмещенных с щелевыми уплотнениями на буртах насосного колеса для одноступенчатого насоса по патенту РФ №2202053, приведено на рис. 1. Насос содержит корпус 1, вал 2 с установленным на нем подвижным в осевом направлении рабочим колесом 3 разгруженного типа и подшипниковые опоры 4, 5, расположенные на буртах ведущего 6 и ведомого 7 дисков рабочего колеса по обе его стороны и образующие с колесом радиальные опоры и осевые разгрузочные устройства. При этом бурты ведущего и ведомого дисков рабочего колеса размещены на наружном диаметре рабочего колеса и длина каждого из них должна быть не менее 0,25 диаметра бурта колеса; Стабильность осевого положения ротора обеспечивается разгрузочными устройствами, содержащими упорные втулки 8,9, образующими дроссельные щели hT и hР с рабочим колесом и камеры 10,11.


Для многоступенчатых насосных агрегатов с тяжелыми роторами возможно выполнение двух крайних опор несущими и ряд промежуточных опор пусковыми. При одинаковых начальных зазорах в этих опорах отличаться они будут тем, что несущие опоры выполняются с деформируемыми втулками, а пусковые - из антифрикционных материалов (например, силицированного графита, карбида кремния). Задачей пусковых опор является защита несущих опор от разрушения или изменения размеров при пуске-останове агрегата; задачей несущих опор - принять на себя основную радиальную нагрузку за счет образующихся в них гидродинамических и гидростатических сил после выхода агрегата на расчетную частоту оборотов.


В сравнении с традиционным исполнением насосов положительный эффект в части повышения ресурса работы, упрощения конструкции, снижения стоимости изготовления, удобства и качества эксплуатации достигается тем, что: - радиальные опоры выполняются на большем диаметре и потому обладают большей несущей силой, зависящей прямо пропорционально от диаметра опоры; - вал привода разгружен от осевых нагрузок. - объективно необходимые в насосах объемные потери перекачиваемой среды в виде утечек для питания подшипников и устройств осевой разгрузки в данной конструкции используются самым рациональным образом - вначале для смазки радиальных опор, а затем для обеспечения осевой уравновешенности колеса.


Такое исполнение насосов повлечет уменьшение осевых размеров вала, снижение стоимости производства, монтажа и обслуживания насосов.


По экспертной оценке насосы с опорами скольжения на буртах насосных колес со смазкой перекачиваемой средой в сравнении с существующими насосными агрегатами могут иметь показатели КПД выше на 2-6%, меньшие, до 10%, длину и вес агрегата, а стоимость производства и обслуживание насосов - ниже на 10-15%.


 

60 лет вместе со страной создаем большую энергетику: Северное монтажное управление — лидер тепломонтажных организаций региона. ВИБРОМЕЛЬНИЦА ВМ-200 — исключительная надежность. TIKKURILA COATING: промышленные покрытия для бетонных полов. Максимальная надежность — ключ к тайне успеха. Кровельные системы PAROC. Архитектурная премия вручена. В фокусе — финский гранит.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved