Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Возрождение живописи. Реставрация, а не фантазия


Казалось бы, живопись имеет лишь отдаленное отношение к тематике журнала, рассказывающего о крупном строительном заказе. Однако появление этой статьи на наших страницах далеко не случайно: возрождая памятники культуры, реставратор - а также заказчик, инвестор, пользователь - сталкивается с необходимостью реставрации или воссоздания росписей. Как обеспечить допуск к таким работам только профессионалов, к каким проблемам и утратам может привести неквалифицированная эксплуатация памятников, что такое реставрация и научный подход к воссозданию, рассказывает директор "Межобластного научно-реставрационного художественного управления" Министерства культуры РФ, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации Сергей Викторович ФИЛАТОВ.


- Сергей Викторович, колебания исторического маятника зачастую таят неприятные сюрпризы. Еще недавно памятники церковного наследия разрушались, потому что "широкие круги" не испытывали к ним интереса. Сейчас же этот интерес, порой, приводит к перегибам. Возрождение богослужений в древних храмах можно только приветствовать - но каким образом обеспечить сохранность фресок, икон, конструкций? Ведь в сохранение памятников вложены десятилетия труда реставраторов...


- При соблюдении известных хранителям мер предосторожности, практика богослужений, как и перевозка икон, вполне допустима. Но если икона не защищена от воздействия внешней среды, то она обязательно реагирует на изменения в температуре и влажности, и эта реакция может быть обнаружена не сразу, а лишь через 2-3 месяца. Если дерево сохнет, на нем возникают трещины, если набирает влагу, происходит деформация... Получается, что даже после того, как икону вернули на место постоянного хранения, спустя какое-то время она начинает деформироваться - тогда-то и вспоминают, что несколько месяцев назад условия ее хранения менялись.


Мне кажется, что там, где речь идет об уникальных росписях и иконах, будет правильно ввести в штат приходов профессиональных хранителей или реставраторов, которые смогут вести наблюдения, регулировать температурно-влажностный режим в помещении. Это вариант идеальный или почти идеальный. Такая практика используется все чаще. Например, в Софийском соборе в Новгороде, где сейчас возрождены службы, есть хранитель, отвечающий за состояние росписи. Также при слишком большом скоплении людей во время служб, в храмах, где есть настенные росписи, желательно ограничивать использование свечей или использовать только восковые, которые в отличие от парафиновых дают намного меньше копоти. Режим проветривания в таких случаях должен осуществляться под контролем хранителя.


- Какие объекты ведете в настоящее время?


- Реставрация живописи, как правило, работа многолетняя, и мы зачастую просто поддерживаем какие-то объекты, дожидаясь выделения средств. В Новгородской области - там "наших" объектов довольно много - ведется подбор фрагментов композиций церкви Спаса на Ковалеве. Продолжаются работы в Антониевом монастыре, в церкви Рождества на Красном Поле, на Нередице. К сожалению, пока приостановлена реставрация росписей Николо-Дворищенского собора из-за недостаточного финансирования. В Псковской области продолжается работа на двух объектах - это Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, первой половины XII века, и собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, где имеются росписи начала XIV века. Там работы уже идут к концу - особенно в Снетогорском монастыре.


Что касается работ в Московском Кремле, там воссоздавать сейчас ничего не нужно - важно лишь поддерживать раскрытые росписи, и наша мастерская там выполняет такие работы постоянно. Недавно делали реставрацию портальной росписи Архангельского собора. Сейчас поставлены леса в Благовещенском соборе - хотя это сделано не для нас, художников, а для архитекторов, мы, пользуясь возможностью, приводим в порядок росписи XVI века, проводим обеспыливание, укрепляем штукатурку и красочный слой.


Сейчас ведем большие работы в Казани, в Благовещенском соборе, где идет и реставрация, и воссоздание. В основной части церкви, в четверике, живописи сохранилось очень мало. Трапезная часть по размерам больше чем четверик - там сохранились росписи XIX века. Работа должна быть закончена в 2005 г. к юбилею Казани.


- А чем нужно заняться на трассе Петербург - Москва: это направление, названное "культурной осью", все чаще попадает в поле зрения туристического бизнеса и "большого начальства"?


- Наверное, Тверь. Там, правда, наших работ почти нет, но есть уникальный памятник светской архитектуры - Путевой дворец. Там требуется воссоздание орнаментальной росписи, которая утрачена почти полностью, но работу облегчает повторяемость элементов, наличие нескольких сохранившихся образцов и рапортов. Орнаментальная роспись служит для подчеркивания и выявления структуры интерьера, и в таких случаях воссоздание, как правило, делать нужно. Есть и уникальные памятники в Подмосковье. Например, "белый домик" в Никольском-Урюпине, там уцелели клеевые росписи, эскизы для которых делал Буше. Мы приступили к работам лишь в прошлом году. Памятник сильно запущен. Интересный объект - помещение театра в Архангельском, где мы приводим в порядок кулисы и декорации Гонзаго. В этом году выделили средства на уникальный Останкинский дворец. Здание деревянное, его реставрация крайне сложна: есть деформации, разрушения - а интерьер оштукатурен и украшен росписями.


- Сергей Викторович, сейчас все чаще на объекты церковного культурного наследия, да и в светские здания, приходят спонсоры. Речь идет о полных утратах живописи - а следовательно, о воссоздании. Спонсор, движимый лучшими побуждениями, может высказать свои пожелания к росписи - но за дело берутся "ремесленники", и на свет появляются произведения китчевого, утрированного характера... Не наблюдаете ли Вы тенденции таких "саморосписей", делающим достойные интерьеры нелепыми?


- На самом деле ситуация меняется к лучшему: меньше стало неконтролируемых поновлений, больше - взаимопонимания между реставраторами и Церковью. Если речь идет о памятнике, тем более федерального значения, то решения о росписи принимаются не только заказчиком и исполнителем. Соответствующие вопросы должны решаться на уровне Федерального научно-методического совета. Проблема всегда рассматривается всесторонне - насколько целесообразно вести воссоздание живописи, какие для этого есть основания.


Что касается подхода к реставрации живописи древней, то мы стараемся сводить к минимуму всевозможные тонировки и не допускаем дописывания. То есть раскрываем подлинную живопись и придаем ей экспозиционный вид, но, как правило, не за счет восполнения утраченных элементов живописи, а другими приемами. Например, цветом штукатурки. Достаточно сделать так, чтобы древняя живопись стала видна в интерьере, как, например, в Старой Ладоге, и не делать никаких реконструкций и восполнений. Что же касается поздних памятников, XIX века, то они, как правило, оформлены в академическом стиле - использованы пространственные решения композиций, возникает иллюзорное пространство, объем - и поэтому там нельзя оставлять утраченные большие участки, а необходимо делать реконструкцию и воссоздание.


Что касается поздней архитектуры, то, как правило, в большинстве случаев архивы содержат данные о живописи - эскизы орнаментов, колера. Помогают фотографии XIX - начала XX века. На основании этих материалов можно делать воссоздание. Должен быть хотя бы какой-то материал, дающий возможность реконструировать облик памятника.... Если же таких источников нет, то воссоздание будет базироваться на фантазии, а где начинается фантазия, реставрация заканчивается. Впрочем, воссоздавая и воссоздавая живопись, мы часто вынуждены находиться на этой грани. Таким образом, подход варьируется - если живопись древняя, то к ней подход археологический, мы открываем и сохраняем то, что есть. Если поздняя, то без дополнений обойтись невозможно.


- Помимо светского и церковного, у нас есть еще один "культурный слой" - это живопись, пластика, архитектура агитационного характера советской эпохи...


- В советское время на росписи зданий и сооружений работали не ремесленники, а незаурядные художники. В оформлении первых станций московского метро принимали участие такие художники, как П. Д. Корин, А.А. Дейнека. Конечно, их работы нужно реставрировать. Мы, в частности, делали реставрацию росписей на Киевском вокзале, на Казанском вокзале, где работал Е. Е. Лансере. Это часть культуры и истории, поэтому все надо сохранять. Более того, возрождать: на ВДНХ росписи и граффити имелись во многих павильонах, сейчас же они скрыты под слоями краски. Но когда-нибудь они должны быть открыты.


- Вернемся к понятиям "воссоздание" и "реставрация". Тот, кто воссоздает живопись, - в большей степени реставратор или художник? Ведь реставратор должен руководствоваться фактами, тогда как художника "влечет свободный ум". А вдохновение вещь лукавая...


- У нас все-таки большинство - скорее реставраторы, чем художники. Если и приходится домысливать, то в основе все равно лежит опыт реставратора и искусствоведа. Главное - изучение истории памятника, вплоть до технологии его создания, не говоря уже о стиле и манере письма. Один из примеров - это работа по воссозданию после пожара трех панно работы К. Ф. Богаевского в доме приемов МИД. Мы изучили обрывки холста, фотографии. Выезжали в Феодосию, где сохранилось много работ этого замечательного художника, анализировали, классифицировали. На основе сохранившихся образцов Гаврилов-Ямский льнокомбинат сделал холст гобеленного плетения. Применяли такие же краски, грунт, защитные покрытия. Конечно, мы никогда не сделаем так же как К. Ф. Богаевский - но такой подход хотя бы дает возможность в наибольшей степени приблизиться по стилистике к исчезнувшему навсегда оригиналу.


- Что пожелаете заказчикам?


- Реставрация живописи - профессия узкоспециальная. Когда реставрационную работу нужно провести срочно, на нее иногда "бросают" всех, кто умеет держать малярную кисть. Надо учитывать, что реставрация живописи - последний этап в реставрации памятника, и мы должны выполнять наши работы только вслед за общестроительными. А нас часто ставят параллельно: крышу не сделали, а художников приглашают. Это пустая трата времени и денег. Ведь инструкции, которым мы следуем, написаны на основании опыта десятков лет практической работы.


МЕЖОБЛАСТНОЕ НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 115035, Москва, Кадашевская набережная, 24 Тел.: (095) 951-13-58


 

Мостовики-профессионалы — на благо северной столицы. Межрегиональная стратегия. Институт стратегической важности. Рынок XXI столетия. СоюзДорНИИ: без науки далеко не уедешь. С. М. Вайншток: если нам поручат, мы сделаем. Терминал в Высоцке: торжественный финал тернистого пути.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved