Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


С. И. Круглик: управлять должны те, кто реально отвечает за процесс


Вне зависимости от того, какую должность будет занимать С. И. КРУГЛИК, на момент нашей встречи Первый заместитель Председателя Госстроя РФ, в Правительстве ФРАДКОВА, ему не откажешь в знании предмета. Именно поэтому мы решили не снимать публикацию вслед за снятием ряда с должностей "первых лиц" Госстроя эпохи М. КАСЬЯНОВА: материал актуален и интересен вне зависимости от степени VIP. Пожелаем нашему собеседнику продолжить работу, которая так нужна нашему жилищно-коммунальному сектору.


-Форум, который проходит сегодня, было решено организовать более 5 лет назад, чтобы иметь возможность не помпезного, а рабочего обсуждения проблем ЖКХ с региональными "лидерами" сектора - то есть с руководителями предприятий, которые находятся в самой конечной точке преобразований. Их мнение важно, поскольку наши решения и возможные ошибки станут очевидны в первую очередь на их уровне. Мы из года в год шлифуем формат нашего общения. Раньше прежде всего давали слово региональным лидерам, но получалась "разноголосица" и люди уезжали, восприняв то, что понравилось. Сегодня мы отошли от этого формата - прозвучали выступления тех, кто занимается разработкой законодательства, кто пришел в ЖКХ как в серьезный бизнес. Будем обсуждать, какие барьеры у бизнеса стоят в этом секторе. Это, в том числе, отсутствие законодательства, уточнение роли муниципальных администраций администрации в функционировании ЖКХ. Остались последние два года, чтобы принять ключевые законопроекты. В 2006 году (когда вступит в действие Закон об организации местного самоуправления, и проблема ЖКХ выйдет на уровень муниципалитетов) они должны быть готовы к новой концепции управления хозяйством. То есть к тому, чтобы не вмешиваться в процедуры предоставления коммунальных услуг, а при заключении инвестиционных контрактов отследить баланс интересов инвестора, производителя и получателя услуг.


- Сергей Игоревич, начиная с 23 февраля разворачивается реформа административной системы. Она накладывается на перманентную реформу коммунального хозяйства. Как полагаете, будет ли полезна коммунальному хозяйству эта реформа "в квадрате"?


- Наверное, ничего в нашей жизни не происходит случайно. Конечно жаль, что в известной степени пострадает аббревиатура "Госстрой" - мы с ней сроднились, и психологически потерять ее тяжело. Но, если вникнуть в суть и смысл происходящего, то все происходящее нормально. В ходе административной реформы разделяются оперативная и стратегическая работа, связанная с формированием нормативной базы, из-за несовершенства которой замедлились темпы преобразований. Мы до сих пор живем по жилищному кодексу 1984 года, который не позволяет относиться к земле как главному ресурсу. В судах лежат тысячи нерешенных дел, а жизнь давно ушла вперед.


В списке, который мы должны внести в Госдуму, 27 законопроектов и поправок. Это небывалый объем: напомню, что на одну лишь поправку о федеральной жилищной политике в ст. 15 Федерального Закона N 52, вышедшего 6 мая 2003 года, мы потратили полтора года. Предстоит же принятие блока из 27 законопроектов, которые в корне изменят отношение к жилищному сектору. Эта работа по нормотворчеству должна стать основополагающим направлением, и думаю, что в контексте административной реформы в ней появляются вполне реальные перспективы. Порядка 18 законопроектов и поправок будут посвящены вопросам ипотечного жилищного кредитования с целью снять существующие в этом секторе ограничения.


Если Вы внимательно прочитали Указ Президента, то обратили внимание, что законотворчество и нормотворчество переходит на уровень Министерства. Вопрос о лицензировании, а также часть функций, связанных с надзором, будут переданы в соответствующие специализированные федеральные службы. Соответственно, не будет дублирования функций на уровне Госгортехнадзора и Госстроя, и других не будет. Прохождение этих процедур будет радикально упрощено. Одновременно будет прописан порядок экспертизы, от разработки проектов до сдачи в эксплуатацию. Эти преобразования с одной стороны направлены на упрощение процедур, а с другой - на усиление персональной ответственности тех, кто занимается проектированием и контролем.


Думаю, что объединение промышленности, энергетики и строительства в рамках одного Министерства поможет в решении ситуаций, в частности, когда требуется стратегическое развитие территорий, предполагающее выделение энергоресурсов, создание промышленных мощностей. Например, одна из таких комплексных проблем - это водоснабжение.


Агентство займется практической текущей работой, которой сейчас занимался Госстрой. У нас около 9 подпрограмм в составе программы "Жилище". Одна из приоритетных - государственные жилищные сертификаты, на которые предусмотрено порядка 10 млрд. руб, а до 2010 года до 30 млрд руб., в соответствии с чем должны будут приобрести жилье порядка 200 тыс. семей военнослужащих. Следующие важные задачи - социально-экономическое восстановление Чечни, завершение строительства комплекса защитных сооружений в Санкт-Петербурге. Регулярная задача - практическая работа по подготовке к зиме.


- А не затруднится ли, напротив, прохождение документов - ведь в новой структуре Правительства количество "уровней" повышается?


- Если Вы в своем предположении окажетесь правы, тогда, действительно, вся реформа затеяна зря. На самом деле самое сложное - выпустить закон из Правительства и провести нормальную процедуру согласования. Я не один раз занимался этим и знаю, что в рамках прошлого Правительства сделать это было крайне сложно. Думаю, что результатом проводимой реформы будет все-таки упрощение процедур, потому что ведомствам другого сектора невозможно доказать, почему мы меняем правоотношения в нашем секторе, в каком направлении меняем... А предыдущее правительство пыталось, каждое ведомство, в каждую норму вписать цитату, и согласовать это было архитяжело. Полагаю, что предстоящие изменения не усложнят процедуру согласований (ее усложнить невозможно, она до предела тяжела), а все-таки упростят.


- Как будет согласована налоговая политика в области ЖКХ и строительства?


- Если меняется налоговая политика в целом, нам, работникам ЖКХ, строительного комплекса и т.п., нужно вмешиваться в ситуацию в наименьшей степени. Если же меняется наш сектор, то налоговикам нужно будет согласовывать нормы поведения в секторе, опираясь на общие принципы установленные принципы.


- Не затормозят ли кадровые перестановки работу по подготовке законов?


- Люди работали и продолжают работать - не останавливались ни на один день. Идет работа в МЭРТ, Минюсте, Минфине, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, во многих других ведомствах, включая аппарат Правительства. Подчеркиваю - только кажется, что перерывы происходят и работа остановилась... Ничего не остановилось, все как работало, так и работает.


- Продолжится ли работа по преобразованию государственных унитарных предприятий в АО?


- Что касается МУП и ГУП, соответствующий закон вышел в декабре 2002 года. В соответствии с ним, им осталось 7 лет. Но мы прекрасно понимаем, что 7 лет и даже 3 года "коммуналка" не протянет. Местная муниципальная власть так научилась управлять МУПами в свою пользу через назначение директоров, что притока инвестиций туда не будет никогда. Не случайно, напомню, институт хозяйственного ведения уже безуспешно пытались ликвидировать и в 1994 г, в 1996 г.


Мы сейчас пытаемся в законопроекте об обороте имущества муниципалитетов прописать рекомендации о хозяйственном обороте для муниципальных предприятий коммунального сектора. На их место должны прийти АО. Возможно на первых порах создание АО со 100-% муниципальным капиталом - это первый шаг ликвидации МУП. Параллельно, должно быть отлажено тарифное регулирование, роль муниципальных образований в котором которое также снизится. Муниципалитет будет участвовать в капитале АО, как и другие собственники, то есть перестанет единовластно влиять на принятие решений и постоянно ссылаться на форс-мажор. Только тогда отрасль ЖКХ станет привлекательна для бизнеса.


- Сергей Игоревич, но надежность работы систем ЖКХ часто ассоциируется с госсобственностью.


- В секторе ЖКХ понятия "государство" и "надежность" сходятся лишь на уровне лингвистики, поскольку сегодня говорить о надежности жилищно-коммунального хозяйства практически не приходится. Впрочем, уже отошли от термина "государство" и привыкаем к термину "муниципалитет". Сегодня мы говорим о том, что если мы не дистанцируем муниципалитет от управления коммунальным сектором, то эта надежность понизится еще на порядок. Потому что управлять должны те, кто реально отвечает за процесс, а отвечать могут лишь те, кто реально вкладывает средства. Все-таки муниципальные средства - "обобщенные", и конкретно за них никто не отвечает. А если люди будут вкладывать конкретные средства и нести за них ответственность, то ситуация изменится.


Вторая сторона надежности - безопасность. Хотя мы прошли зиму почти без потрясений, взрыв жилого дома в Архангельске - действительно трагический случай. До тех пор, пока мы не пропишем в том числе уголовную ответственность, отвечать будет некому. В Архангельске комиссия говорит об утечке газа, но произошла она не случайно - были доступны трубы, отсутствовала принудительная вентиляция - за эти и многие другие аспекты отвечают конкретные люди. Погибшим легче не будет, но должно быть легче тем, кто живет. Нужно исключить несанкционированный доступ в подвалы и чердаки. При проектировании зданий, газопроводы должны закладываться так, чтобы повреждения не приводили к скоплению газа в коридорах.


- Продвигается ли сотрудничество с зарубежными кредитными организациями, выделяющими средства на реконструкцию систем ЖКХ?


- Работа идет крайне сложно, т.к. такого рода решения принимались в 1998 году, до сокращения такого рода займов. в их случае гарантию по заимствованию несет Правительство РФ. Когда завершалось несколько других программ, в частности по транспорту и жилью, практически у всех городов возникла проблема возврата вложенных инвестиций. Как только проявляется некая гарантийная прослойка, у любого муниципалитета, и субъекта РФ возникает... желание не платить. Муниципалитеты будут продолжать вести себя так же, и никакие заимствования, ни Мирового банка, ни других сообществ не помогут в корне изменить ситуацию. Поэтому мы говорим об изменении законодательства, чтобы муниципалитеты, гарантируя условия работы своей тарифной политикой, могли привлекать в сектор инвестиции бизнеса, не обращаясь за кредитами, а именно гарантируя привлечение средств своим поведением на рынке.


 

Когда автопарк требует замены. Ландшафтное оформление кольцевой автодороги (КАД). Мобильные асфальтобетонные заводы. Геосинтетика от «АРЕАН-Геосинтетик». Проблемным предприятиям предложат покинуть центр города. На вопросы читателей отвечает губернатор Санкт-Петербурга. Аренда без проблем. Приветствия гостям и участникам Международной строительной выставки BATIMAT-2001.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved