Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Красивый жест на благо культуры, или Повод для размышлений об архитектурной реставрации


18 мая в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открылась выставка ювелирной коллекции Фаберже. Однако нам, сотрудникам строительного журнала, это событие дало повод еще раз поговорить о проблемах привлечения капитала в архитектурную реставрацию.


НЕМНОЖКО НОС УТЕРЕТЬ


Коллекция пасхальных яиц Карла Фаберже, приобретенная предпринимателем Виктором Вексельбергом, была представлена на выставке в мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля. В этом небольшом помещении было выставлено не только более десяти наиболее ценных предметов, но и собралось около сотни журналистов, в том числе и мы, сотрудники редакции "Федерального строительного рынка".


Сам Виктор Вексельберг мотивы покупки прокомментировал газете "Ведомости" так: "Это не благотворительность. Мне приходится очень часто бывать за границей, общаться, и я хочу сказать, что до сих пор мы воспринимаемся кошмарно - и бизнес, и российское общество в целом. Нам не верят, представителей крупного бизнеса считают людьми с сомнительной репутацией. Я - настойчивый сторонник интеграции России в мировое сообщество. Без этого нам все равно не развиться, не сдвинуться… Когда возникла ситуация с коллекцией, которую Форбс собирал 50 лет, никто не верил, что кто-то из России ее купит и вернет на родину. Мол, России это не нужно, она до этого не доросла. Мне самому себе хотелось доказать, что мы уже тянем на это, доросли. Ну и подспудно я держал мысль, чтобы и им тоже немножко нос утереть. Но восторженная реакция западного мира оказалась для меня неожиданной. И я лишний раз убеждаюсь, что сделал все абсолютно правильно. Запад воспринял это как некий системный шаг к тому, что мы меняемся. Ну и, конечно, очень важно, что в России люди поддержали мой поступок. Поэтому мы решили не ограничиваться экспозицией коллекции в Москве, а хотим показать ее в регионах. Я ведь эту коллекцию никуда уже не дену. Как раньше было: деньги прятали по офшорным компаниям, если кто-то дом строил, то его на жену оформлял или вообще непонятно на кого, чтобы, не дай Бог, никто не пришел и не отобрал. А теперь есть уверенность, что ты нормальный человек, живешь в нормальном мире".


ДВУСМЫСЛЕННЫЙ PR-ЭФФЕКТ


Приобретение коллекции Фаберже, - безусловно, явление положительное.


В какой бы собственности ценности не находились, они вернулись на территорию России. Главной ценностью коллекции, состоящей почти из 200 предметов ювелирного искусства, являются девять императорских пасхальных яиц, созданных в петербургской мастерской Фаберже в 1885-1916 гг. по заказу императоров Александра III и Николая II. В начале января Sotbeys сообщил о решении семьи Forbes выставить эту самую крупную частную коллекцию работ Фаберже на аукцион, который должен был пройти 20-21 апреля в Нью-Йорке. Однако российский предприниматель решил не дожидаться распродажи и купить всю коллекцию оптом. Сумма сделки не называется. В предварительном порядке эксперты Sotbeys оценивали ее в пределах от $90 млн. до 120 млн. В коллекцию входят 9 императорских пасхальных яиц и еще примерно 180 изделий русских мастеров придворной ювелирной фирмы Фаберже. После экспозиции в Москве коллекция будет выставлена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Тюмени и других российских городах. Фонд также планирует совместно с музеями Московского Кремля, где хранятся еще 10 императорских пасхальных яиц, участвовать в зарубежных выставках.


Впрочем, Россия отреагировала на покупку неоднозначно, скорее, даже неадекватно. Показательно, что одной из первых реакций в России была попытка ареста коллекции вкладчиками одного из банков. Припомнили в связи с приобретением коллекции и старые обиды, связанные с приватизацией. Неоднозначной оказалась и реакция западных СМИ, которые в очередной раз, наверное, по привычке со времен "холодной войны", отреагировали на новость в стиле "русские идут".


ОСТАЮТСЯ В РОССИИ


Выступая перед собравшимися журналистами, руководитель Государственного агентства по культуре и кинематографии М. Е. Швыдкой, в частности, сказал:


- Об этапности и важности приобретения коллекции было сказано немало, и я бы хотел сказать только вот о чем. Сам факт возвращения этой коллекции в Россию, ее приобретения и возможности выставлять в нашей стране свидетельствует о том, что сегодня появилась возможность беспошлинно и свободно ввозить произведения искусства в нашу страну. Это звучит как бы обыденно: чего особенного, просто "можно ввозить свободно"… Но на самом деле до недавнего времени произведения искусства облагались 30% пошлиной на ввоз, и это очень затрудняло такого рода деятельность. Благодаря усилиям Таможенного комитета, Министерства по налогам и сборам, Министерства культуры и других заинтересованных ведомств, эту пошлину удалось отменить. И сегодня, я надеюсь, подавляющее большинство коллекционеров, которые собирают не только произведения русского искусства, смогут свободно ввозить в страну приобретенные вещи. Это действительно очень позитивный шаг нашего руководства.


Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание, это то, что люди перестали бояться ввозить и декларировать такого рода произведения. Это тоже очень важная перемена в жизни страны, важный психологический этап в российском коллекционировании. Потому что люди покупали вещи в 1990-е г. (не беру советское время), но оставляли их за рубежом, не считая целесообразным ввозить эти произведения в нашу страну и боясь разного рода акций. Сегодня перестали бояться, и это говорит о том, что в стране все более-менее развивается благополучно. Конечно, хотелось бы поблагодарить господина Вексельберга и его коллег, которые сделали возможным такой праздник искусства в Музее Московского Кремля. Я надеюсь, что это не последний шаг, который будет сделан и госп. Вексельбергом, и корпорацией, которую он возглавляет.


О КОВАРСТВЕ ЖУРНАЛИСТОВ


Не скованные излишней политкорректностью, представители зарубежной прессы, приглашенные на мероприятие, отличились вопросами коварными. Так, один из "журналистов" попытался сравнить приобретение коллекции Фаберже с покупкой индульгенции за грехи, на что М. Е. Швыдкой ответил так:


- Сегодня важно понять одну вещь. Поступки наших корпораций, бизнесменов - это не просто желание приобрести индульгенцию за прошлые грехи, существующие или не существующие - это уже другой вопрос. Просто подобного рода акты не могут быть однократными. Сегодня корпорации, с которыми мы работаем, а мы работаем со многими крупными корпорациями по разным направлениям культуры, ориентированы на долгосрочные планы. Это очень важно, а не просто проведение концерта Элтона Джона в Кремле, как это было в 1990 гг. Это долговременная стратегия социального развития страны. Поэтому "Северсталь", заинтересованная в развитии инфраструктуры Череповца, вкладывает большие средства во все культурные программы. Предприятия нефтехимии, которые существуют в Нижнекамске (в Татарстане), заинтересованы в развитии социально-культурных программ. И Агентство работает с такого рода корпорациями на долгосрочной основе. Это относится и к потанинским структурам. Люди думают о простых вещах. Они прекрасно понимают, что, если просто выжимать средства из работников корпорации, то невозможно многого добиться. Где развиваются социальные структуры, образование, благотворительность, медицина - там и результаты труда значительно выше. Например, в корпорациях Японии действует концепция "Все заботятся обо всех".


Более лояльный представитель другого крупного европейского СМИ задал вопрос, будет ли коллекция передана государству.


- Для государства достаточно важно, что эта коллекция будет иметь статус частной, потому что сегодня частные коллекционеры начинают легализоваться в России. Очень многие коллекционеры ранее скрывали коллекции, и сейчас происходит процесс их легализации. Музейный фонд России состоит из двух частей: государственной и зарегистрированных частных коллекций. И если мы хотим развивать в стране нормальное культурное пространство, чтобы страна развивалась нормально, то эта доля корпоративных и частных зарегистрированных объектов в федеральном музейном фонде должна увеличиться. Поэтому статус этой коллекции как частной очень важен для понимания процессов, которые происходят в художественной жизни страны и коллекционирования.


- То есть, если коллекция является частной, ее можно будет вновь распродать по отдельным предметам? Будут ли ограничения на вывоз такой коллекции? - поинтересовался уже российский журналист. М. Е. Швыдкой ответил:


- Естественно, когда ввозится такое уникальное произведение, как коллекция, о которой мы говорим, то в этом заинтересовано и государство. Во Франции, когда продается такого рода коллекция, государство может оставить "право первой ночи" себе - т. е. выкупить эту коллекцию частично или полностью для сохранения внутри страны. Но в принципе запретов к вывозу частных коллекций такого рода нет. Другое дело, что есть вещи, которые из страны не вывозятся "по определению", поскольку представляют собой национальную ценность. Такого рода регуляции тоже существуют в разных европейских странах. Я думаю, что сегодня есть возможность либерализовать законодательство, потому что для России очень важна циркуляция произведений искусства, и в первую очередь, чтобы их привозили в Россию люди добропорядочные. Но это будет возможно, лишь если их смогут так же добропорядочно вывезти.


НЕПОДВИЖНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖДУТ


Каюсь, мы тоже отличились не в лучшую сторону. Вместо того чтобы бескорыстно порадоваться приобретению вместе с организаторами конференции, я задал вопрос, напомнивший о проблемах: как все же сделать, чтобы русский крупный капитал развернулся в сферу культурных ценностей, которая страну не покинет никогда - а именно, в реставрацию архитектурных памятников.


- Ну, видите ли, в чем дело… Я считаю, что сегодня проблема с федеральными памятниками существует, и я сторонник того, чтобы федеральные памятники приватизировались при наличии контроля за их сохранением, что очень важно. Но я думаю, что наиболее емкий рынок - это рынок не федеральных памятников, хотя они и наиболее привлекательны. Если мы возьмем, например, регион Петербурга, то главная проблема - памятники не федерального, а регионального значения. Если мы посмотрим на набережные Мойки, Фонтанки (это часть столичного центра, где стоят жилые дома, являющиеся памятниками культуры), там требуются огромные средства. Но проблема состоит в том, что приватизация памятников, где живут люди, будет в высшей степени затруднительна. Уже есть проекты, когда из старых домов людей выселяют, делают элитарные квартиры и апартаменты, а людям покупают квартиры в новостройках. Такого рода проекты есть и в Москве, и в Петербурге, но этот рынок безграничен - и туда нужно вкладывать инвестиции. В конце концов, на реставрацию Большого театра деньги найти проще, а эти проблемы нам решить значительно труднее. Другая тема - это проблемы провинций и столицы. Если в Москве и Петербурге рынок исторической недвижимости котируется очень высоко, то, например, в Нижнем Новгороде, где замечательные федеральные памятники так же требуют привлечения капитала, там найти средства почти невозможно. Это относится и к другим культурным центрам.


В заключение хотелось бы отметить следующее. Что бы ни думали, ни говорили или писали по поводу приобретения коллекции представители СМИ, этот факт - безусловная победа позитивного начала в сознании крупного российского капитала. Надеемся, что корректный приход крупного капитала в реставрацию исторической недвижимости - следующий закономерный этап.


 

Виды и схемы питания аварийного освещения. Учет электроэнергии и защита потребителей под контролем концерна «ЭНЕРГОМЕРА». «Стальные конструкции» — компания, устремленная в будущее. Приборы обязаны думать. Проблемы комплексного обеспечения безопасности объектов. Рынку нужны недорогие дома!. BATIMAT-2001 в Париже.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved