Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Современные каталитические процессы в нефтепереработке


Этой статьей наш журнал начинает серию публикаций, посвященных современным каталитическим процессам в нефтепереработке. Мы ждем активного участия читателей нашего журнала в этой рубрике. Со своей стороны, редакция ставит своей основной целью информировать читателей о наиболее значимых технологиях в области каталитических процессов в нефтепереработке.


1. Каталитический риформинг


В нефтеперерабатывающей промышленности процесс каталитического риформинга является основным процессом получения бензина и чрезвычайно важных неф техимических продуктов — бензола, толуола и ксилолов.


Важнейшим продуктом процесса каталитического риформинга является также водород, который может быть использован на нефтеперерабатывающих предприятиях в процессах гидроочистки и других процессах гидрирования. Этот процесс используется в мировой практике уже свыше 50-ти лет и получил название платформинга (из-за использования платиновых катализаторов в этом процессе). В процессе платформинга используется 10–13% от количества продуктов, полученных в результате первичной переработки нефти. В России доля процессов платформинга в общем объеме перерабатываемой нефти составляет достаточно значимую величину — около 11%.


В основе каталитического риформинга лежит превращение нефтяной фракции с интервалами температур кипения 85–180°С в высокооктановый компонент моторного топлива. Этот процесс впервые был реализован в конце 40-х–50-х гг. прошлого века с использованием платиновых катализаторов. Повышение октанового числа достигалось в результате следующих основных химических превращений, приводящих к образованию высокооктановых компонентов: изомеризации нормальных парафиновых углеводородов; циклизации нормальных парафиновых углеводородов; дегидрирования нафеновых углеводородов и др.


В результате этого, платформинг прочно занял место базового процесса современной нефтепереработки. Развитие этого процесса переработки нефти шло по следующим основным направлениям: улучшение стабильности работы катализатора, увеличение степени превращения исходного сырья, увеличение селективности процесса, прежде всего, за счет увеличения образования ароматических углеводородов, улучшение и оптимизация технологических параметров процесса, прежде всего, в плане снижения давления процесса. За более чем 50-ти летний период с начала промышленной эксплуатации этого процесса, в основном, удалось решить эти задачи и наметить пути выполнения тех проблем, которые пока еще не осуществимы. Это было достигнуто, в основном, за счет разработки и использования новых катализаторов процесса, которые, в частности, позволили снизить рабочее давление этого процесса на порядок — с 30 до 3,6 атм.


Технологически процесс проводят обычно в 3-х реакторном блоке, в котором на входе и на выходе задается различный градиент температур. Поскольку процесс связан с различными реакциями, протекающими как с увеличением, так и с уменьшением парциального давления в системе, перспективным является использование в этом процессе т.н. радиальных реакторов, реализующих направление потоков в реакторах по схемам «от центра к периферии» или «от периферии к центру».


В настоящее время в качестве катализаторов этого процесса применяют в основном металлические платину и рутений, нанесенные на предварительно хлорированный носитель — оксид алюминия. По существующим представлениям о протекании этого процесса, диспергированный на поверхности носителя металл (платина) является катализатором реакций гидрирования-дегидрирования, а носитель (галоидированный оксид алюминия) — катализатором кислотно-основного типа (изомеризации, крекинга, циклизации). Формы платины в катализаторе являются различными, и от их процентного присутствия зависит селективность процесса. В табл. 1 приведены данные о характеристиках различных катализаторов процесса риформинга, начиная с начала разработок этого процесса в 1954 г. и заканчивая настоящим временем. Из таблицы видно, что на первом поколении катализаторов, в основном, протекали процессы ароматизации не парафиновых, а нафтеновых углеводородов. В дальнейшем все разрабатываемые катализаторы постепенно увеличивали процент вовлечения в процесс ароматизации парафиновых углеводородов.


Табл. 1. Катализаторы риформинга


Марка катализатора


Год разработки


Химический состав, % (по массе)


Дисперсность


Доля ароматизации парафинов, %


Pt


Re


Cl


АП-56


1954


0,55


-


0,35 (F)


0,3-0,4


Менее 5


АП-64


1964


0,62


-


0,8-0,9


0,6-0,7


15-20


КР-104


1978


0,36


0,20


0,9


0,7-0,8


18 -22


КР-108


1982


0,36


0,36


0,9


0,75-0,85


20-25


Зарубежный


1994


0,30


0,30


0,9-1,0


0,9


30-35


ПР-51


1995


0,25


0,30


0,9-1,0


0,9


35-40


Безусловным лидером в области разработки современных катализаторов для процессов каталитического риформинга (ПР-50 и ПР-51) является Институт катализа им.Г.К.Борескова СО РАН. Технология производства катализаторов, разработанная в этом институте, была реализована в промышленном масштабе в ЗАО «Промышленные катализаторы» ТНК (Рязань) и ОАО «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза» НК ЮКОС. Эти катализаторы (ПР-50 и ПР-51) в настоящее время с успехом эксплуатируются на установках платформинга ОАО «Рязанский НПЗ», ООО «Кинеф», ОАО «НПК Галичина». Отечественные катализаторы каталитического риформинга ничуть не уступают зарубежным аналогам (табл. 2), а в ряде технологических показателей, даже превосходят их. Важным преимуществом катализаторов серии ПР является снижение содержания бензола в бензине с одновременным ростом концентрации ароматических углеводородов С8 и С9, имеющих большее чем бензол, октановое число. Это имеет существенное значение при получении товарных бензинов, в которых следует минимизировать содержание бензола и оптимизировать долю других ароматических углеводородов.


Табл. 2. Сравнение катализатора ПР-51 с зарубежными аналогами


Показатель


ПР-51


Зарубежный аналог


Выход, % по массе: Бензин/Водород


86-88/2,0-2,2


82-85/1,6-2,0


Концентрация водорода в циркулирующем газе, % об.


83 — 86


73 — 80


Среднеинтегральная температура, оС


472


480


Суммарный перепад температур, оС


120 —140


80 — 100


Выход ароматических углеводородов, % по массе: Бензол Толуол Углеводороды С8 Углеводороды С9 Всего


3,0 15,8 26,0 18,2 63,0


5,5 21,3 23,0 15,1 64,9


Основным путем повышения эффективности процесса каталитического риформинга является снижение давления в реакторном блоке (табл. 3) и разработка новых методов синтеза катализаторов этого процесса, которые могли бы: - регулировать состав и строение поверхностных соединений платины в соответствии с существующими представлениями о строении активных центров поверхности катализатора; - регулировать оптимальное распределение активного компонента в пористой структуре катализатора; - оптимизировать химический состав носителя и его пористой структуры.


Табл. 3. Показатели работы катализатора ПР-51 при различных величинах давления


Давление в реакторном блоке, атм.


Октановое число риформинг-бензина *)


Выход, % по массе


Риформинг-бензина


Водорода


25


93


85


2,0


19


95


87


2,2


17


98


85


2,4


15


100


84


2,5


В настоящее время в Институте катализа СО РАН разработаны две новые марки катализаторов риформинга ПР-61 и ПР-71. Свойства этих катализаторов в сравнении с базовым катализатором ПР-51 приведены в табл. 4.


Табл. 4. Основные характеристики катализаторов риформинга (диаметр зерен 1,8–2,8 мм; средний коэффициент прочности — 13 Н/мм)


Марка катализатора


Содержание, % по массе


Насыпная плотность, кг/м3


Удельная поверхность, мг/г


Объем пор, см3/г


Pt


Re


ПР-51


0,25


0,30


670


230


0,67


ПР-61


0,24


0,30


670


250


0,68


ПР-71


0,23


0,35


680


280


0,63


Проведенные в настоящее время исследования каталитической активности катализаторов серии ПР позволяют сделать вывод о том, что причиной высокой каталитической активности этих катализаторов является состояние платины на поверхности катализатора. Принято считать, что платина на поверхности катализатора находится в виде трех основных форм:


(а) в виде дисперсных частиц Pt с широким диапазоном эффективного диаметра; (б) в виде клатратов; (в) в виде комплексов одиночных атомов Pt с атомами хлора и углеводородами, сорбированными на носителе.


Последняя форма (в) особенно активна в процессах получения высокооктанового компонента бензинов. Именно это обстоятельство должно направлять исследования в сторону поиска синтетических методов получения катализаторов с этой формой платины на поверхности. Возможно, что для этих целей весьма перспективным может оказаться электроконденсационный метод получения нанодисперсных катализаторов в жидких средах, о котором было сообщено в нашем журнале.


Сравнение активности катализаторов ПР-61 и ПР-71 с базовым катализатором ПР-51 позволило сделать следующие основные выводы: - катализатор ПР-61 имеет практически одинаковую активность с базовым катализатором, но отличается большей селективностью риформинга; - по сравнению с ПР-51, на этом катализаторе выход риформинг-бензина на 2–3% (по массе) выше; - на катализаторе ПР-61 достигается большая селективность ароматизации парафиновых углеводородов (58–60% против 49–51% на ПР-51); - ПР-71 обладает большей активностью по сравнению с ПР-61 и ПР-71; - с использованием катализатора ПР-71 октановые числа риформата на уровне 95–96 достигаются при температуре 464°С, а октановые числа 98–100 — при 474°С, что на 6–7°С меньше, чем для катализаторов ПР-51 и ПР-61; - селективность процесса в присутствии ПР-71 занимает промежуточное положение между ПР-51 и ПР-61; - основным достоинством катализатора ПР-71 его повышенная активность при большей селективности в сравнении с ПР-61 и ПР-51.


Выбор оптимальной марки катализатора всегда конкретен и определяется условиями работы реакторного блока на данной конкретной установке, углеводородным составом сырья и требуемым выходом ароматических углеводородов (особенно при ориентации на дальнейшую переработку ксилольной фракции риформинга в терефталевую кислоту).


Использование эффективных каталитических систем — наименее затратный путь повышения эффективности работы действующих установок риформинга. Однако наряду с этим, по-видимому, основным направлением в течение ближайших 3–5 лет, в области реконструкции установок риформинга просматриваются три основных (относительно малозатратных) направления: - ужесточение технологического режима с использованием катализаторов ПР-61 и ПР-71 с получением компонента автобензина с октановым числом 98–100 и выходом 85% масс.; - вовлечение в переработку каталитическим риформингом углеводородной фракции С3-С4, что даст возможность повысить октановое число целевого продукта до 91%. Этот путь тем более перспективен, что на российских НПЗ пропан и н-бутан в подавляющем большинстве случаев не подвергаются химической переработке, а используются как компоненты бытового газа; - в связи с резко возрастающей ролью водородной энергетики и увеличением масштабов применения водорода в промышленности (в первую очередь, в самой нефтепереработке — в процессах гидроочистки и др.), актуальной становится проблема выделения водорода из водородсодержащего газа риформинга с получением этого газа чистотой 95% об. и выше.


По оценкам специалистов, реализация этих технологий позволит получать бензин с октановым числом 98–100, выходом высокооктанового компонента на уровне 88% масс. и выходом 2,5–3,0 % масс. водорода чистотой не менее 95% (об.).


 

Мозаика в интерьерах. Ремонт в сжатые сроки. «Лапин Энтерпрайз»: в реставрацию приходят по призванию. Рамные леса для строительства и реконструкции. ATLAS — клей о’кей!. «Искрасофт»: успех фирмы — в ее надежности. Программа почтовых рассылок «СТРОЙПАКЕТ».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved