Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


«Петротеплострой»: практика подрядной работы в Петербурге


Осветить работу на рынке строительства инженерных сетей сегодняшнего жилищно-коммунального Петербурга мы попросили генерального директора ООО «Петротеплострой» Аркадия Ивановича Разуленко. Выбор собеседника объясняется несколькими причинами. Во-первых, эта компания — давний партнер нашей редакции (см., в частности, публикацию в журнале «ФСР» № 1 за 2003 год). Во-вторых, на собственном опыте организация и ее коллектив прошли непростое становление на весьма проблемном рынке ЖКХ города. В-третьих, сегодня компания успешно работает не только на подрядных работах естественных городских монополистов, но и задействована на ответственных участках строительства кольцевой автодороги.


Генподряд: к пониманию вопроса


— Аркадий Иванович, сегодня «Петротеплострой» ведет работы на кольцевой автодороге города. Один из проблемных вопросов этой стройки — разделение объекта на лоты с назначением генподрядчиков на каждый из них. По Вашему мнению, целесообразно ли было отказаться от услуг единого генерального подрядчика?


— На нескольких участках КАД наша компания ведет перекладку теплотрасс и газопроводов в местах пересечения с автодорогой. Хотя мы работаем на субподряде у дорожников, объемы заказа для нас весьма ощутимы. Одна из технически интересных задач, которая, надеюсь, будет в перспективе поручена нашей организации, — перекладка продуктопровода компании «Транснефтепродукт»с устройством перехода через Охту с помощью эстакады. Думаю, что в будущем увеличится доля наших задач в сфере ЖКХ — в конце концов, политическая воля руководства города сегодня направлена в сторону социально ориентированной экономики, а нет ничего ближе каждому жителю города, чем газ, вода, тепло.


Что касается необходимости единого генподрядчика, то мое мнение следующее: и в едином, и в нескольких генподрядчиках есть положительные и отрицательные стороны. Пожалуй, главный минус от привлечения нескольких генподрядчиков в том, что при последующем распределении субподрядов на профильные работы на стройку оказывается привлечено слишком много компаний: каждый генподрядчик нанимает знакомые субпод-рядные организации, причем иногда одну на перекладку газопроводов, другую — на теплотрассы, третью — на водопровод… В результате на строительстве собираются фирмы, весьма далекие друг от друга по уровню технической оснащенности, с разным опытом и возможностями. Такой подход затрудняет управление, размывает ответственность. Но эта проблема не решалась и с привлечением единого генподрядчика…


Поэтому я убежден, что практика нескольких генподрядчиков оправданна в разделении объекта не на участки территории, а по специализированным задачам. В частности, целесо-образно формировать предложения на генеральный подряд по перекладке коммуникаций на всех участках таких объектов. Другие возможные лоты на генподряды по дороге в целом — это строительство эстакад, подготовка дорожного покрытия, поставка инертных материалов. Это позволит сконцентрировать все специализированные работы в руках специалистов и обеспечит существенно большую прозрачность работ. Легче вести в таком случае контроль качества работ, освоения средств. Если единому генподрядчику по специальным работам и потребуется привлечь на субподряд другие фирмы, он может профессионально подобрать претендентов. Ведь в ситуации, когда генподряд получает дорожная или мостовая организация, не владеющая проблемами прокладки инженерных сетей, ее руководитель может ошибаться в выборе субпод-рядчика по инженерии, в результате чего в совместной работе с сетевиками иногда возникают сложности.


Тендер или дружба?


— Многие организации на практике отходят от попыток проведения реальных конкурсов и полагаются на долговременные отношения с подрядчиками. С одной стороны, это отход от рыночной практики, с другой — реалии рыночных же отношений. Нужны ли, на Ваш взгляд, тендеры?


— Сегодня делать выводы о том, плохи тендеры или хороши, нельзя — идет накопление опыта по их проведению. С моей точки зрения, в организации тендеров сегодня, действительно, много пережитков советского прошлого, а именно, привычки к двуличному мышлению: «как надо» и «как на самом деле». Но корректно проведенный тендер все-таки позволяет объективно выявлять организации, оптимальные для решения стоящих задач. Но пока, к сожалению, значительная часть тендеров объективного результата не дает, потому что процесс проведения конкурсов выстраивается неверно: основной критерий выбора подрядчиков — стоимость работ, в результате чего к заказам находят лазейки организации, не имеющие возможности выполнить принятые обязательства. Встречается и демпинг, хотя сегодня эта проблема решается: сформирован пакет нормативных документов, с помощью которых можно довольно точно определить стоимость работ, и поэтому заведомо низкое по цене предложение может быть отсеяно. Заказчик научен горьким опытом: если отдать работу ниже ее реальной стоимости, то рано или поздно возникнет топ-смета. Поэтому нужно с пониманием относиться к тому, что заказчики руководствуются не только ценовыми, но и другими, на первый взгляд субъективными, критериями. Ведь, например, в некоторых тендерах мы побеждаем несмотря на то, что конкурирующие организации дают более низкие предложения по цене.


— Каковы же дополнительные возможные критерии выбора подрядчиков?


— Их много, но не последним является личность руководителя предприятия, и состав подобранного им управленческого аппарата. Если не учитывать личностные факторы, то никогда не понять, почему в одних случаях без всяких видимых причин компании конфликтуют, а в других, когда причины для конфликта есть, находят компромиссы. Именно работа на КАД, в частности, выявила большую разницу в деловом стиле петербургского и московского строительного бизнеса. Вероятно, проявляется разный характер наших городов — петербуржцы сдержаннее, москвичи более напористые. Иногда возникают ситуации, когда разговор идет буквально на разных языках… Вывод, который я сделал, следующий: при объединении усилий ряда подрядных организаций или при выборе партнеров очень большое значение играет личность руководителя компании. Это не только владение профессией и умение подобрать руководителей среднего звена, но и его принципы ведения дел, отношение к партнерам.


Вооружение для мирной работы


— Аркадий Иванович, снижение цен, происходящее на тендерах, противоречит задаче технического перевооружения: иногда подрядчик работает за такую сумму, когда не то что перевооружение, а даже амортизация не окупается…


— Конечно, техническое перевооружение требует значительных средств. Причем из личного опыта знаю, что ориентир на импортную технику, пусть и существенно более дорогую, чем российская, обусловлен уровнем техники отечественного производства на сегодняшний день. В 1970–1980-е гг. я работал в системе Газпрома — практически единственного министерства, которое ориентировало находящиеся в его подчинении организации на использование импортной техники. Именно это и позволило обеспечить масштабы строительства при освоении новых месторождений. Отрасль была примером и для других министерств.


Проблема участия в тендерах и перевооружения не является неразрешимой. Приведу пример. Сегодня сектор коммунального хозяйства контролируют несколько естественных монополистов, один из которых — «Водоканал Санкт-Петербурга». Можно лишь позавидовать тому, как оснащены организации, связанные подрядными работами с «Водоканалом». Это говорит о том, что структуры, поставившие себе целью работу на уровне развитых стран, выстраивают вокруг себя соответствующим образом подготовленный бизнес, способствуют его технической вооруженности. Опыт «Водоканала» перенимают и другие естественные монополисты — ГП «ТЭК Санкт-Петербурга», ОАО «Ленэнерго». Заказчику выгодно обеспечить подрядчика хорошей техникой при наличии импортного оборудования мобилизовать строителей на большие объемы ремонтных работ намного проще. Кроме того, в конечном итоге работа на импортной технике оказывается дешевле. Помните, как велись работы в прошлые десятилетия: с большим количеством техники, остановкой движения на несколько недель, вскрытием протяженных траншей? На КАД мы использовали несколько отечественных экскаваторов с объемом ковша примерно 1 куб. м. Взяли в аренду японский, и он заменил нам работу 4 российских машин. С учетом надежности разница в стоимости перекрывается в пользу импортной техники.


— Но готов ли работать на импортных машинах кадровый состав, ведь профессиональные навыки механизаторов формировались на российской технике, а это другая культура…


— Действительно, ситуация с работниками, которых можно допускать к импортной технике, непростая. Система подготовки кадров, сложившаяся к 1990 г., сегодня разрушена продолжительным перерывом в работах. Сейчас найти выпускника среднего учебного заведения и вырастить из него специалиста можно, но этим надо заниматься, отвлекаясь от основных задач, да и велик риск не удержать подготовленного работника. Проблема связана не только с механизаторами, например, трудно найти квалифицированных сварщиков. Профессия эта востребована, высоко оплачивается: специалист сегодня требует около 30 тыс. рублей в месяц.


Банки, открытые не для всех


— Устраивают ли Вас сегодня механизмы, которые позволяют облегчить бремя технического перевооружения?


— Есть предложения по лизингу и кредитные программы, но все они не идеальны. Так, у меня была возможность сравнить оформление кредита в российском и зарубежном банках. Наша банковская система работает сложнее: в «Райффайзенбанке» кредит был открыт в течение нескольких дней без особых усилий, тогда как взаимодействие с российскими банками заняло очень много времени и сил. Думаю, что это направление рабо-ты российских банков будет развиваться, потому что необходимость в кредитовании у средних компаний в силу сезонности работ имеется постоянно — необходимо оплачивать работу в течение строительного сезона, то есть до того, как заказчик расплачивается за выполненные работы. Однако маловероятно, чтобы сегодня российские банки, и так чувствуя себя весьма неплохо, занялись освоением новых отраслей.


Становления кредитного рынка для строителей происходит непросто и потому, что в отличие от завода или фабрики строители не обладают значительными объемами собственности, которую могут представить в качестве ликвидного залога. Сейчас, впрочем, эта проблема решается так: представители кредитных организаций, выезжая на площадки, оценивают наши основные фонды, изучают баланс и портфель заказов, и этих сведений оказывается достаточно для положительного решения вопроса о кредите. Так поступают представители «МЖК-банка», который специализируется на выдаче краткосрочных кредитов коммунальным предприятиям.


— То есть возникает ситуация, когда кредит выдается под «доброе имя»?


— Пока еще нет — нужно накопить больший опыт работы на рынке. Да и сами условия для стабильной работы пока отсутствуют. Есть, конечно, несколько компаний с «громкими именами» — тот же Водоканал, ГП «ТЭК». Но думаю, что ситуация к этому придет.


ЗАО «Петротеплострой» Санкт-Петербург, ул. Рузовская, д. 31 Тел. (812) 317-8072 Факс (812) 317-8073 E-mail: pts-spb@mail.ru


 

SIEGENIA-AUBI: вдохновение инноваций. Оконная вентиляция: новые возможности современных окон. Pilkington Optimirror дополняет ассортимент. Встреча единомышленников на Красной Пресне. «И стоять городу, пока шумят в нем сады…». Итоги главного отраслевого события стройиндустрии Юга России. Бетонные полы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved