Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Сжигание низкосортных мазутов и нефтесодержащих отходов в отопительно-производственных котельных


Основными источниками теплоты для большинства потребителей различных ведомств Российской Федерации являются котельные средней и большой мощности. Как правило, такие котельные оснащены паровыми котлами и используют в качестве основного топлива природный газ или мазут. При этом в случае использования природного газа резервным топливом остается мазут. Его потребление начинается только в период отключения по каким-либо причинам подачи природного газа. Последнее случается редко и приводит к тому, что обновление мазутного резерва растягивается на длительное время.


При длительном хранении мазута постепенно ухудшаются его свойства, происходит полимеризация углеводородных компонентов, расслоение по плотностям отдельных фракционных групп, что приводит к образованию высоковязкого слоя и «мертвого остатка» в придонной части резервуаров и создает серьезные эксплуатационные проблемы.


Кроме того, внедрение новых технологий более глубокой переработки нефти с целью увеличения доли дефицитных дистиллятных фракций (бензин, керосин, легроин и т. д.) приводит к тому, что на котельные поступают топочные мазуты с повышенной долей тяжелых нефтяных фракций и увеличенным содержанием асфальтосмолистых веществ и парафинов.


Увеличение доли низкосортных мазутов и проблемы, связанные с обновлением мазутного резерва, вызывают серьезные трудности у эксплуатационного персонала котельных в случае сжигания таких мазутов в котлах. Последнее обусловлено рядом негативных причин: - избыточным обводнением мазута вследствие попадания пара (конденсата) через неплотности в днищевых подогревателях емкостей хранения мазута при сливно-наливных операциях и т. д.; - неоднородностью структуры мазута вследствие расслоения его по плотностям в резервуарах хранения с образованием стойких структурных систем и агломератов; - отсутствием возможности плавного управления вязкостью переменного по качеству мазута в узком диапазоне (2,5 + 1 0УВ для горелок ГМП) на применяемых штатных выносных подогревателях (ПМ) из-за несовершенства их конструкции; - нестабильным расходом и давлением на горелочных устройствах из-за переменных физико-химических характеристик подаваемого мазута. В Санкт-Петербургском военном инженерно-техническом университете (ВИТУ) разработана уникальная технология подготовки низкосортных мазутов и нефтесодержащих отходов к сжиганию в отопительно-производственных котельных. Данная технология защищена патентами РФ и включает в себя следующие технологические процессы: - многоступенчатую непрерывную многократ ную обработку мазута, связанную с нагревом, фильтрацией и диспергацией; - соблюдение режима «холодного» хранения мазута с температурой, близкой к температуре застывания, за счет выделения локальной прогретой зоны в объеме резервуара путем циркуляции подогретого мазута; - циркуляционный подогрев мазута с повышенными скоростями в выносных подогревателях-гомогенизаторах и фильтрах-подогревателях. Одним из примеров успешного использования разработанной технологии явилось сжигание резервного мазута на центральной котельной в Ивангороде (Ленинградская обл.) [1]. В 2001 г., ввиду прекращения подачи природного газа на котельную, была осуществлена попытка перейти на мазут, которая не увенчалась успехом. Прежде всего это было связано с качеством мазута. Анализ его проб показал повышенное влагосодержание (от 25% до 45%) и ус ловную вязкость при 80 0С (0УВ) >70. Причиной явилось длительное хранение мазута.


После переоборудования мазутного хозяйства по предлагаемой технологии удалось успешно сжечь все запасы резервного мазута. При этом по результатам испытаний было установлено следующее: - вся система работоспособна, функционирует надежно, устойчиво и обеспечивает стабильность качества подаваемого на горение подготовленного мазута; - при сжигании в котлах подготовленной топливной смеси (эмульсии с влагосодержанием до 45%) наблюдалось устойчивое горение без пульсаций и срывов, с повышением светимости факела. На всем протяжении работы котлов наблюдалось снижение видимости дыма на срезе трубы до уровня работы котельной на газовом топливе; - резко уменьшился расход пара для паровой обдувки поверхностей нагрева котлов (не менее, чем в 2,5 раза) и заметно уменьшился расход пара на обслуживание мазутного хозяйства; - снизились затраты на техническое обслуживание мазутного хозяйства; - обеспечивался гарантированный розжиг котлов в случаях аварийных остановок. Еще одним примечательным примером использования предлагаемой технологии для сжигания не только низкосортного мазута, но и утилизации нефтесодержащих отходов явилось внедрение системы топливоподготовки с блоком утилизации нефтесодержащих сред предприятия на котельной «Адмиралтейские верфи» [2].


В реальных условиях промышленного предприятия, каким является ФГУП «Адмиралтейские верфи», сбор нефтепродуктов в определенные группы не осуществляется из-за нецелесообразности, что приводит к образованию смеси нефтяных отходов (СНО) смешанного состава с переменными физико-химическими характеристиками. Нефтесодержащие среды собираются в существующие в цехах емкости V=2-15 куб. м или в бочки объемом 200 л. На одной из действующих котельных с паровыми котлами ДКВР10/13 были проведены испытания, целью которых явилось: - определение оптимального соотношения компонентов в сжигаемых топливных смесях и водотопливной эмульсии по условиям обеспечения надежности, взрывопожаробезопасности, тепловой эффективности и эксплуатационным свойствам топливной смеси; - оценка эколого-экономической эффективности работы системы, определение оптимальных режимов ее функционирования для решения задач по подготовке обычного мазута М100, мазута с 0УВ=12,0 — 14,0, топливной смеси (мазут и СНО) с целью утилизации нефтесодержащих сред; - качественная и количественная оценка уходящих из котла газов при сжигании топливных смесей с различным соотношением исходных компонентов; - проверка работоспособности системы топливоподготовки по прямому назначению в реальных условиях эксплуатации при использовании топочного мазута М100 переменного качества (повышенное содержание воды, смол, асфальтенов, высоковязких углеводородных групп и т. п.). Испытания проводились в диапазоне нагрузок котлов от 20% до 104%.


В процессе сжигания топливных смесей в котлах установлено следующее: - при розжиге и работе котлов во всем диапазоне нагрузок проскоков, отрывов пламени и его срывов не происходило. Котлы на обработанной топливной смеси работали устойчиво. Щитовые приборы зафиксировали небольшое увеличение паропроизводительности при постоянном расходе мазута. Температура уходящих газов снизилась на 10–15 0С; - работа котлов при сжигании в них топливных смесей сопровождалась повышением светимости факела, изменением его размеров (уменьшение длины и увеличение ширины), отсутствием дыма на срезе трубы. Коэффициент избытка воздуха значительно снизился и находился в диапазоне 1,05–1,07 вместо 1,23 при штатной работе котла; - концентрация экологически вредных компонентов в уходящих газах снизилась в среднем на 25–30% по сравнению с сжиганием штатного топлива стандартного влагосодержания; - количество утилизируемых жидких нефтяных отходов с влагосодержанием топливной смеси 7–15% составило для котла ДКВР 10/13 — 150–300 кг/ч. В 2003 г. предлагаемая система топливоподготовки мазута была установлена на котельной одной из войсковых частей в г. Кронштадте. Причиной явилось крайне неудовлетворительное состояние и изношенность мазутного хозяйства котельной. Были установлены блоки подогревателей-гомогенизаторов (ПМГ) и самоочищающихся фильтров-подогревателей (ФМСП) системы топливоподготовки мазутного хозяйства.


В настоящее время у обслуживающего персонала котельной значительно уменьшилось количество проблем с подготовкой мазута к сжиганию и с его качеством. Доказательством является перевод котельной от сжигания мазута марки Ф5 на мазут М100 без снижения технико-экономических показателей котлов.


В 2004 г. по просьбе руководства предприятия тепловых сетей г. Сочи на котельной в г. Адлере была установлена система топливоподготовки мазута ухудшенного состава к сжиганию. Это было вызвано тем, что на котельных и предприятиях автотранспорта г. Сочи скопилось порядка 250 т мазута в виде «мертвого остатка» и нефтесодержащих отходов. Отсутствие в курортном районе полигонов по утилизации их отходов предопределило целесообразность их сжигания в топках котлов после соответствующей подготовки.


Практический опыт применения предлагаемой системы топливоподготовки, накопленный на указанных выше и ряде других предприятиях, позволяет не только значительно повысить эффективность подготовки низкосортных мазутов к сжиганию в котлах, но и наряду с этим дает возможность получения теплоты за счет сжигания в котлах более дешевого жидкого топлива с одновременной утилизацией СНО.


Кроме того, повседневное использование системы топливоподготовки позволяет, наряду с сохранением технико-экономических показателей работы котельной, получить экономический эффект (экономия топлива 15–20%) и решить целый комплекс экологоэнергосберегающих проблем.


Литература 1. А. Д. Пентюшенко, В. К. Тучков. «Опыт внедрения экологоэнергосберегающих технологий на котельной Ивангорода».// Энерго-надзоринформ, № 1, 2004 г., с. 36–37. 2. А. С. Бузаков, Г. И. Леонова, В. К. Тучков. «К вопросам повышения экологической безопасности предприятий машиностроительного комплекса». //Энергонадзоринформ, № 2, 2003 г., с. 37–40.


 

Потенциал развития. По материалам компании «СУ-308». Строительство идет полным ходом. Окна «Сиблюкс» от настоящего мастера. Глубокая проработка неглубоких недр: опыт «СМУ-303» по внедрению бестраншейных технологий. Мы готовы строить фундаменты для петербургских небоскребов. Дорожных дел мастера. ЗАО «Дортрансстрой». Выставка «СИБСТРОЙТЕХ-2001» завершилась….


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved