Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Бензин в России — продукт социально значимый


Россия — один из крупнейших экспортеров нефти в мире. Не на последнем месте стоит страна и по производству бензина, причем бензина, если он изготовлен в соответствии с ГОСТом, высокого качества. Но продукта этого периодически не хватает. Очень часто горючее, за качество которого производитель готов отвечать перед любой инстанцией, доходит до потребителя в сомнительном состоянии. Член Совета Санкт-Петербурга по качеству журналист Анатолий Комаров попытался понять причину появления на рынке некондиционных бензинов. Нам показалось, что некоторые детали журналистского расследования и выводы заслуживают внимания производителей и оптовиков.


Кто только не проверяет качество бензина в России!


Как продукт, подлежащий обязательной сертификации, условия его производства и хранения проверяет Орган по сертификации (ОС) нефтепродуктов, выдавший сертификат.


Плановый надзор состояния нефтебаз и автозаправочных станций осуществляет Госэнергонадзор в лице нефтяных инспекций. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области плановые и внеплановые проверки осуществляет Нефтяная инспекция Управления Госэнергонадзора по Балтийскому региону.


Немалую активность проявляют спецподразделения МВД. Данные по итогам оперативно-профилактической операции под кодовым названием «ГСМ», проведенной спецподразделениями МВД в 2003 г., были доведены до широкой общественности. Всего было выявлено 2305 преступлений: 384 случаев мошенничества, 409 обманов потребителей, 960 краж. При продаже гражданам топлива, моторных масел, сопутствующих материалов и аксессуаров «пресечено 7,5тысяч административных нарушений». Представителями МВД совместно с инспекциями Мин транса и Минэнерго удалось пресечь распространение фальсифицированных технических жидкостей, содержащих опасные для здоровья людей химические компоненты, на сумму свыше 1,750 млн. руб.


Нефтяные инспекции, такие, например, как в Санкт-Петербурге, наряду с контролирующими функциями, стараются заниматься еще профилактической и методологической работой на рынке автомобильного топлива. Петербургская Нефтяная инспекция в 2003 г. «осуществила обследование 436 объектов нефтепродуктообеспечения» (376 — АЗС и 60 — нефтебазы). В итоге была запрещена эксплуатация 25 топливораздаточных колонок на АЗС до проведения необходимых ремонтных работ и государственной их проверки. И одновременно совместно с некоторыми профильными учреждениями здесь было подготовлено 550 специалистов для предприятий нефтепродуктообеспечения.


Главной задачей Нефтяной инспекции является надзор за потерями и нерациональным использованием нефтересурсов. В СПб и Ленобласти больше всего потерь происходит в результате смешения, загрязнения и обводнения, что приводит к прямому снижению качества топлива. На втором месте — потери нефтепродуктов или снижение их качества, связанные с невыполнением условий лицензирования деятельности. И только на третьем месте стоит использование горюче-смазочных материалов с нарушениями государственных стандартов, технических условий, а также нормативных документов по эксплуатации топливоиспользующей техники и оборудования.


Любопытный факт: из 436 проверенных АЗС и нефтебаз ни одна (!) не избежала предписаний об устранении нарушений законодательных и нормативных актов по вопросам использования нефти и нефтепродуктов. Другими словами, каждая АЗС может испортить привезенное топливо и предложить его потребителю.


Несмотря на обилие проверяющих и контролирующих, автомобилисты, как профессионалы, так и любители, не перестают жаловаться на бензин: бывает очень плохой!


Каковы основные причины, приводящие к попаданию в баки автомашины бракованного бензина? Главными из многих (по данным Нефтяной инспекции) являются: 1.Организация контроля качества неф тепродуктов не соответствует «Положению об организации контроля и обеспечения сохранности качества нефтепродуктов» (на АЗС — 34%, на нефтебазах — 20%). 2.Грубые нарушения в организации приема, хранения и отпуска нефтепродуктов — 20%. 3.Нарушение плановых сроков проведения техобслуживания технологического оборудования нефтебаз и АЗС — 25–30%. 4.Слабая профессиональная подготовка руководящего и обслуживающего персонала.


Это что касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Специалисты утверждают, что во многих других регионах России этих нарушений гораздо больше. Как видите, в «причинах» производителей нет.


Из интервью начальника Топливной инспекции ФГУ «Балтгосэнергонадзор» В.Р.Смеречука:


— Каков механизм проверки качества бензина на АЗС?


— В основном это 2 варианта. Первый — на основе утвержденного годового плана. Второй — внезапные проверки, вызванные жалобами автомобилистов, просьбами обществ защиты прав потребителей, по распоряжению органов власти, прокуратуры и т.д.


— Вы существуете уже 6-й год. Каковы тенденции?


— Наблюдается заметное сокращение количества организаций, допускавших откровенные нарушения, такие, как деятельность без лицензий, невыполнение правил безопасности, производство бензинов с опасными для здоровья компонентами. В 1999 г. процент организаций, попавшихся на продаже некачественного топлива, доходил до 30 от числа проверяемых точек. На сегодня эта цифра снизилась до 10–14 по Санкт-Петербургу и области.


— Почему, как Вы думаете?


— Ну, во-первых, это результат действия Закона о защите прав потребителей и Кодекса об административной ответственности. А во-вторых, — появление на петербургском и областном рынках таких серьезных операторов федерального уровня как «Лукойл», «СлавНефть», «Юкос», и операторов региональных— ПТК (Петербургская топливная компания), «Несте», «БалтТрэйд», «Фаэтон» и «Петеройл», идущих в русле цивилизованных отношений. Они постепенно вытеснили из города поставщиков бензинов сомнительного происхождения.


— Как все-таки появляется некачественный бензин?


— В основном это выброс на рынок мелкими посредниками автобензина, получаемого на «подпольных» нефтебазах без соблюдения элементарных требований технологии производства и без контроля качества готовой продукции.


— Посредников много. Где выход?


— Необходимо насыщение отечественного рынка топливами промышленного производства, потому что бензин в России — это продукт социально значимый. Для этого необходимо проводить такую национальную политику, когда наши нефтедобытчики и перерабатывающие заводы были бы заинтересованы в совершенствовании технологии.


Пока некоторые наши компании заинтересованы в другом — продать нефть за рубеж и получить максимальную прибыль с минимальными затратами. И они не виноваты в этом — и нефтедобытчикам, и переработчикам нужно зарабатывать деньги. Но идут ли прибыли на строительство новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и на создание новой технологии неф тепереработки, я не знаю. Пока создается впечатление, что государство в 90-х годах прошлого века вместо того, чтобы направить отрасль на выпуск товара качественного и конкурентоспособного, направило ее в противоположную сторону: приватизировав отрасль нефтедобычи и переработки, отдав ее в частный сектор, правительство «забыло» создать соответствующие правила игры.


В этой связи лично у меня вызывает удивление появившееся устойчивое мнение, что лицензирование в области нефтепродуктообеспечения и госконтроль за рациональным и эффективным использованием топлив — излишние функции.


И это тогда, когда количество жалоб рядового потребителя на качество не уменьшается, а потребление топлива на производство единицы продукции в России в 5 раз больше, чем в развитых странах Запада...


• • • • •


В беседе с одним из экспертов ОС продукции и услуг АНО «Тест-Санкт-Петербург» была также затронута тема появления на рынке некачественного бензина.


— Кто отвечает за качество продаваемого потребителям бензина: АЗС, фирма-поставщик или производитель?


— В принципе отвечает тот, по чьей вине получился некачественный бензин. А это можно определить только путем лабораторных исследований. Не исключено, что виновником появления плохого топлива в автомашине является сам автовладелец, который много лет не промывал свой бензобак. Такие случаи хоть и редко, но бывают. Косвенно за качество несем ответственность и мы. То есть, выдав сертификат соответствия заводу или нефтебазе, ОС берет и на себя ответственность за безопасность и качество бензина, на который был выдан этот документ, но не на АЗС. АЗС — это розница, магазин, у него есть свой контролер.


— И все же, документы, подтверждающие высокое качество и надлежащую безопасность, есть и у завода, и у нефтебазы, копии получает АЗС, а в баке бензин непонятной кондиции. Как он туда попал?


— Давайте проследим, как бензин попадает на АЗС. Например, в Киришах произвели 95-й бензин. На авто- или железнодорожной цистерне его доставили на нефтебазу с сертификатом соответствия, а в лаборатории нефтебазы провели приемочный контроль. Сомневаться в качестве, естественно, не приходится. Нефтебаза — это оптовик. Там хранят бензин либо по производителям (бензин 95-й из Киришей, 95-й из Казани, 95-й из Ярославля и т. д.) в отдельных емкостях, либо все эти 95-е сливают в одну емкость, т. к. у всех у них есть сертификаты соответствия по одному и тому же ГОСТу. Во втором варианте нефтебаза по закону выступает уже как изготовитель, поскольку она смешивает продукт и осуществляет его обезличку по производителю. В этом случае нефтебаза заявляет такой бензин и сертифицирует его в ОС, который выдает сертификат соответствия в случае, если на нефтебазе соблюдаются все условия доставки, хранения и отпуска бензина, его документального сопровождения. Больше того, нефтебаза находится под постоянным контролем многих организаций, сомневаться в качестве не приходится, поэтому происхождение некондиционного бензина другое.


— Например...


— Посредники. С нефтебазы бензин вывозится, как правило, автоцистернами, с паспортом качества и сертификатом базы. Выехала она за ворота, а куда уж она пошла — неизвестно. Поступил на базу чистый 95-й, закачали в автоцистерну чистый 95-й. На АЗС тоже пришел бензин с документами, подтверждающими, что это 95-й. Его там тоже сливают в одну емкость по маркам от разных поставщиков, а входной контроль не проводят, так как на АЗС нет лабораторий. Вот вам конечная обезличка. Несмотря на то, что бензин каждого производителя сопровождался всеми необходимыми документами, кто может гарантировать, что в одной из автоцистерн не находилось некондиционное топливо?


— Где выход?


— Необходимо налаживать прямые поставки топлива либо от НПЗ, либо с хорошо оборудованных нефтебаз. Тогда вопросов практически не бывает, нарушения легко вскрываются. Но если цепочка состоит более чем из 3-х звеньев, найти злоумышленников труднее. По нашим данным, на сегодняшний день на Северо-Западе прямых поставок маловато. Посредников столько, что иной раз НПЗ не узнает свой бензин. Посредники — это рост цен и снижение качества и безопасности.


— И все-таки, когда у нас появится топливо, сравнимое, например, с бензинами компании «Шелл»?


— А оно у нас есть! Вы знаете, каким бензином у нас торгует «Шелл»? Он берет топливо на нефтебазе «Ручьи», т.е. ту смесь, о которой я вам рассказывала, с паспортом и копией сертификата нефтебазы «Ручьи». Я могу подозревать только одно: у них прямые поставки...


• • • • •


Операция под кодовым названием «ГСМ», о которой мы упоминали в начале статьи, родила ряд предложений. Правительство решило прекратить с 1 октября 2004 г. «осуществление МВД России функций по вмешательству в предпринимательскую деятельность». Надо понимать, и в сфере нефтепродуктообеспечения — тоже.


Специалисты промышленности считают, что органы МВД к такой отрасли надо допускать только для расследования случаев незаконной коммерческой деятельности, уклонения от уплаты налогов и некоторых других криминальных признаков по представлению проверяющих. Все вопросы, связанные с эксплуатацией объектов, организацией производства и контроля качества реализуемой продукции должны относиться к компетенции одной-двух структур — Госэнергонадзору и Госстандарту...


Наблюдения компетентных специалистов, приведенные в этой статье, требуют совместного обсуждения, как видится, не столько контролирующими структурами, сколько производителями и серьезными оптовиками нефтепродуктов совместно с правительством и законодателями РФ. В повестку дня напрашиваются следующие вопросы: 1. Создание новых согласованных правил «игры» на рынке нефтепродуктов, направленных на стимулирование нефтедобытчиков и нефтепереработчиков, расширяющих производство топлива в РФ и внедряющих на отечественных предприятиях современные технологии в рамках международных требований систем менеджмента качества. 2. Создание системы льгот и привилегий производителям и крупным оптовикам, использующим прямые поставки топлива на АЗС, совершенствующим способы хранения бензина на нефтебазах и АЗС. 3. Законодательно определить круг органов, имеющих право решать вопросы, связанные с эксплуатацией, организацией производства и контроля качества реализуемой продукции на предприятиях нефтепродуктообеспечения, исключив из этого числа МВД и другие силовые структуры.


 

«Амира». Десять лет спустя. Рынок жилищного строительства: апокалипсис отменяется.. Вести из центра.. В центре строительной жизни.. «Ленгражданпроект»: в поиске резервов доступности жилья.. Изыскания: о мужах благоразумных.. Провокации для мейнстрима.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved