Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Основные положения энергетической стратегии России


В прошлом году Правительством Российской Федерации утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. В этом документе на основе анализа реальных оценок состояния отраслей ТЭК и прогнозных параметров ожидаемого социально-экономического развития страны, а также конъюнктуры мирового энергетического рынка, оценены роль и возможности энергетики России, а также задачи государства в формировании и реализации долгосрочной энергетической политики.


Главным ее приоритетом является эффективное использование энергии, поскольку высокая энергетическая эффективность является важнейшей характеристикой современной экономики и условием ее поступательного развития. Суммарным выражением роста энергетической эффективности экономики будет значительное снижение энергоемкости ВВП. Целевой установкой Энергетической стратегии является снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. в два раза по сравнению с 2000 г.


Это достаточно сложная задача, учитывая что энергоемкость отечественного производства в 2,5 раза выше, чем в США, в 3 раза — чем в Западной Европе и в 4 раза — чем в Японии. Причинами такого положения, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение.


Более половины снижения энергоемкости будет обусловлено структурной перестройкой экономики: повышением в структуре ВВП доли услуг; уменьшением доли энергоемких отраслей (ТЭК, металлургия) и повышением доли малоэнергоемких перерабатывающих и наукоемких отраслей «новой экономики».


Стимулирование энергосбережения предлагается осуществить: •экономическими методами, путем поэтапного повышения цен на газ и электроэнергию; постепенной ликвидацией перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего в электроэнергетике; продолжения реформирования ЖКХ; •административными мерами, путем введения прогрессивных технических регламентов и национальных стандартов, а также санкций за нерациональное использование ТЭР в бюджетной сфере. Энергетическая стратегия сформирована с учетом оптимизации топливно-энергетического баланса России, что предусматривает: •рост производства и потребления электроэнергии, являющийся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения; •существенное повышение эффективности потребления топлива и электроэнергии в экономике страны и в жилищно-коммунальном секторе за счет энергосбережения; •совершенствование структуры производства электроэнергии, в том числе за счет опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики, прежде всего в результате завершения строительства ранее начатых объектов; •улучшение качества нефтепродуктов при одновременном повышении эффективности переработки нефти; •комплексную переработку природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды; •расширение использования экономически эффективных возобновляемых источников энергии. Предусматривается рационализация структуры потребления ТЭР с учетом их геологических запасов, энергетической и сырьевой ценности. Доля газа на внутреннем энергетическом рынке в общем энергопотреблении (включая расход на производство электроэнергии и тепла) будет постепенно снижаться с 52% в настоящее время до 49% в 2010 г. и 46% в 2020 г. за счет увеличения выработки электроэнергии на АЭС и ГЭС (рост доли до 12%) потребления угля (рост доли до 20%) и жидкого топлива (рост доли до 22%).


В долгосрочной перспективе потребление электроэнергии будет расти быстрее общего спроса на энергию за счет повышения электровооруженности труда в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Ожидается, что суммарное производство электроэнергии может возрасти к 2020 г. до 1365 млрд. кВт•ч.


Увеличение потребности экономики страны в электроэнергии целесообразно в значительной степени покрывать за счет роста выработки электроэнергии атомными электростанциями (в основном в европейской части), которая должна возрасти до 300 млрд. кВт•ч в 2020 г. В результате в структуре производства электроэнергии доля АЭС возрастет с 16% в 2000 г. до 23% в 2020 г. (в европейской части — до 32%).


В то же время тепловые электростанции останутся основой электроэнергетики и в долгосрочной перспективе. Выработка на них возрастет к 2020 г. до 850 млрд. кВт•ч.


Реформирование электроэнергетики будет продолжено на основе разграничения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности — генерации и сбыте электроэнергии в тех районах, где это технологически и экономически реализуемо, преобразование существующего федерального (оптового) рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, формирование розничных рынков электроэнергии.


Основой внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы при всех вариантах останется природный газ. В связи с этим добыча газа в России может составить к 2020 г. 730 млрд. куб.м. Основным газодобывающим районом страны останется Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 72% всех запасов России. Другим крупным районом газодобычи в 2010–2020 гг. станет Восточная Сибирь.


Приоритетными направлениями структурных изменений в газовой отрасли будет повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Газпром» на основе раздельного учета затрат по видам деятельности, совершенствование системы внутренней торговли газом, включая ликвидацию препятствующих ее развитию узких мест газотранспортной системы, и поэтапный переход к эффективному внутреннему рынку газа, включающий в себя: •поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке и переход к реализации газа по рыночным ценам; •переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку; •создание условий для развития независимых производителей газа; •создание условий для формирования конкуренции в тех сегментах газового рынка, где это возможно и экономически целесообразно (сбыт, добыча и хранение газа в подземных хранилищах).


Нефтяной комплекс России останется частью глобальной системы нефтеобеспечения, важным элементом мирового рынка нефти. Главной нефтяной базой страны с растущей добычей останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Начнется формирование новых центров нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море, российском секторе Каспийского моря. Объем добычи нефти возрастет к 2020 г. до 520млн. т.


Для России характерен разрыв между относительно мощной нефтеперерабатывающей промышленностью и слабой нефтехимией. И сейчас развитие многих нефтехимических производств сдерживается дефицитом углеводородного сырья. Поэтому целевой задачей нефтеперерабатывающей отрасли станет обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, сжиженными нефтяными газами, ароматическими углеводородами, мономерами и др.) нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Ввиду этого объемы переработки нефти возрастут до 215 млн.т в 2020 г.


Стабильное развитие угольного сектора будет обеспечено завершением приватизации отрасли, ликвидацией особо убыточных предприятий, повышением конкурентоспособности угольного топлива по отношению к природному газу, осуществлением технического перевооружения и интенсификации производства. Основным направлением совершенствования технологической структуры угольного производства будет увеличение удельного веса открытого способа добычи с доведением его с 65% в 2002 г. до 75–80% к 2020 г. Добыча угля составит в 2020 г. порядка 430 млн. т.


Приоритетной задачей Энергетической стратегии России является углубление интеграции на пространстве СНГ. Основными направлениями сотрудничества со странами содружества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов.


Продолжится конструктивный диалог со странами-участницами ЕврАзЭс, одним из главных направлений которого является совместное освоение гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии. Сотрудничество с участниками ЕврАзЭС позволило со второго полугодия 2003 г. начать реализацию программы поставок электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Российскую Федерацию транзитом через территорию Узбекистана и Казахстана.


Продолжится формирование единого энергетического пространства и общего энергетического рынка Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины.


Россия рассчитывает на дальнейшее развитие сотрудничества с прикаспийскими странами в деле добычи, переработки и транспортировки нефти и газа на мировые рынки. Уже сейчас компания ОАО «НК ЛУК ОЙЛ» участвует в нескольких проектах по освоению нефтегазовых месторождений на территории Азербайджанской Республики, принимает активное участие в разработке газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз».


Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей.


Россия будет вовлекать в свой топливно-энергетический баланс углеводородные ресурсы центрально-азиатских стран СНГ, что позволит избежать необходимости форсированных капиталовложений в разработку северных газовых месторождений.


В прошлом году между Российской Федерацией и Туркменистаном было подписано долгосрочное (до 2028 г.) соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. К 2010г. запланировано довести закупку туркменского газа до 70–80 млрд. куб.м.


В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором улучшения стратегической конкурентной позиции российской экономики. При этом страны Содружества Независимых Государств в перспективе останутся основными рынками сбыта. Экономический рост в них должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта.


Кроме того, спрос на нефть будет расти в связи с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в этих странах. Так российская нефтяная компания ОАО «НК«Лукойл» фактически является владельцем Одесского НПЗ (98,3% акций), а ОАО «ТНК-ВР» — Лисичанского НПЗ (78,5%). ОАО «Татнефть» владеет 8,6% акций Кременчугского НПЗ. Кроме того, в доверительном управлении компании имеются 28,7% акций, принадлежащих Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.


Ожидается, что к 2020 г. экспорт российской нефти в страны СНГ возрастет до 50млн. т в год, а газа — до 80 млрд. куб.м.


Стратегической задачей является развитие экспорта электроэнергии, представляющего собой, в отличие от экспорта углеводородного сырья, продвижение на внешние рынки наукоемкой высокотехнологичной готовой продукции. Наличие неиспользуемых мощностей электростанций и работа электростанций федерального уровня с низким числом часов использования установленной мощности позволяют говорить о наличии в России значительного экспортного потенциала электроэнергии.


В прошлом году в рамках процесса реформирования российской электроэнергетики произошли существенные изменения в организации внешнеэкономической деятельности. На базе ЗАО «Интер РАО ЕЭС» была образована новая структура: оператор экспорта-импорта электроэнергии, акционерами которого являются РАО «ЕЭС России» (60% уставного капитала) и второй крупнейший субъект российского рынка— Концерн «Росэнергоатом» (40% уставного капитала). Суммарный объем поставок электроэнергии на экспорт в 2003 г. составил 20,7 млрд. кВт•ч (118% к 2002 г.).


Ожидается, что к 2020 г. экспорт российской электроэнергии возрастет до 75 млрд. кВт•ч. Таким образом, Россия стремится к расширению сотрудничества в энергетической сфере со странами СНГ и считает, что рациональное использование большого ресурсного потенциала топливно-энергетического комплекса Содружества будет способствовать экономическому росту в наших странах и их успешной интеграции в мировую экономику.


 

Вести из центра.. В центре строительной жизни.. «Ленгражданпроект»: в поиске резервов доступности жилья.. Изыскания: о мужах благоразумных.. Провокации для мейнстрима. Все материалы RANNILA просто, надежно в SLP. Требования к профессиональному статусу следует значительно повысить.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved