Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Мурманский ход. Резервы экономики


Поставленная в 2004 г. Президентом РФ задача об удвоении ВВП к 2010 году была воспринята администрацией российских железных дорог и акционерным обществом со стопроцентным государственным капиталом как руководство к действию. Но где искать резервы? Разумеется, в снижении себестоимости перевозок, увеличении пропускной способности магистралей, переводе локомотивов с дизельного топлива на более экономичную электрическую тягу. Наиболее перспективным признано мурманское направление. В ОАО «РЖД» давно зрели планы электрифицировать магистрали, ведущие к незамерзающим мурманским портам. И даже был назван срок — 2006 г. В свете требований интенсифицировать работу дата пуска первой очереди «Мурманского хода», на языке железнодорожников, приближена на год.


О том, что надо сделать, чтобы в 2005 г. на Кольский полуостров пошли электропоезда, говорилось на расширенном совещании в Управлении Октябрьской железной дороги, которое провел президент ОАО «РЖД» Геннадий Матвеевич Фадеев. В обсуждении планов участвовали начальники департаментов и вице-президенты компании, отвечающие за экономику, строительство, путевое и локомотивное хозяйство, директорский корпус Октябрьской и Северной железных дорог, а также «заинтересованные лица» — вице-губернаторы Ленинградской, Вологодской и Мурманской областей, курирующие транспорт, дорожное строительство, энергетику, и глава Республики Карелия С. Л. Катанандов. Для Сергея Леонидовича, точнее, для возглавляемого им субъекта Федерации, озвученные планы просто судьбоносны. Ведь железная дорога для Карелии — предприятие бюджето-образующее, а электрификация значительно повышает эффективность работы ж/д, увеличивая грузопоток, а следовательно, возможность карельских предприятий вывозить свою продукцию в нарастающих объемах; плюс улучшение организации пассажирских перевозок, в том числе пригородных. Увы, пока электричек ни в Петрозаводске, ни в Сортавале, ни тем более в Медвежьегорске нет. А ведь подсчитано, что новый подвижной состав окупается всего за два-три года. Разумеется, реализация всей программы рассчитана на более длительные сроки возврата капитальных вложений. Инициаторы проекта это предусмотрели. А главы территорий, единодушно поддержав железнодорожников, обещали со своей стороны всемерное содействие в энергообеспечении, землеотводе и т. д. Поэтому в будущем году в трех областях и Республике Карелия, куда ж/д компания собирается бросить основные силы подрядных организаций, развернутся широкомасштабные работы. Какие, на какую сумму, что планируется сделать и какой ожидается эффект? Эти и иные вопросы осветил на брифинге в перерыве между заседаниями президент акционерной компании Г. М. Фадеев.


— Вся инвестиционная программа компании на 2005 г. запланирована в объеме 148 млрд. руб. Сколько предполагается израсходовать на электрификацию Мурманского направления?


— Шестнадцать миллиардов рублей. Это работы не только на Октябрьской, но и на Северной дороге: от Вологды на Коношу, Обозерскую и через Маленьгу, Сумский Посад выход опять-таки на «Мурманский ход». В перечень мероприятий входит все, что связано с энерго-снабжением, протяжкой контактной сети, устройством тяговых подстанций. Кроме того, намечено строительство вторых путей (где есть однопутка), удлинение станций, возведение мостов, что тоже входит в титул электрификации. То есть будет применен комплексный подход к решению актуальной задачи.


— В какие сроки будет выполнен план электрификации?


— Если иметь в виду выполнение всех работ по «Мурманскому ходу», то это максимум 2006 г. Но перевод дороги на электротягу состоится в 2005 г.


— Как возник этот проект и в чем его экономический, хозяйственный смысл?


— Экономический анализ показал, что данное направление является приоритетным для вложения инвестиций и даст наибольшую отдачу. Поэтому мы перераспределили средства внутри годовой инвестиционной программы в пользу Северо-Западного региона. Развитие железных дорог от Вологды до Мурманска позволит обеспечить надежную связь так называемых грузообразующих регионов (Кузбасса, Сибири), откуда идут нефть, уголь, с портами Северо-Запада. В Новосибирске мы с руководителями ведущих угледобывающих компаний подписали соглашение о мерах, которые будут способствовать улучшению условий транспортировки. Шахты смогут увеличивать добычу и отгрузку угля на 13–15 млн. т, как и в 2004 г.


Весь прирост добычи — экспортная составляющая, ибо внутренний рынок угля у нас сбалансирован. Речь идет только об экспорте, а значит, о морских торговых портах. Большое количество угля по контрактам должно было отправляться за рубеж через новый порт в Усть-Луге, но он развивается очень слабо, поэтому уголь везут в порт Мурманска.


— Но ведь может и так случиться: дорога обновится, увеличится ее пропускная способность, а порты останутся в прежнем состоянии и не смогут переработать возросший объем грузов.


— Не исключаю. Ибо и в настоящее время, когда на полную мощь еще не заработал Кузбасс, Мурманский порт оказался не готов к возросшим объемам. В конце ноября 14 поездов, в том числе и с углем, долго стояли под Мурманском, 25 поездов простаивали, ожидая приема в Санкт-Петербургский морской торговый порт. Но мы рассчитываем, что морские порты Кольского полуострова будут развиваться и смогут перерабатывать увеличивающиеся грузопотоки. Ведь наша инвестиционная программа утверждена Правительством РФ, а электрификация «Мурманского хода» названа приоритетной задачей. Соответственно, рост портовых мощностей имеет государственное значение.


— Вы отдельно подчеркнули влияние электрификации на пассажиропоток. Однако не секрет, что пригородные перевозки убыточны. Как «РЖД» собирается с этим бороться?


— Проблема пока не решена. Это правда. Но есть обнадеживающий пример — пилотный проект, разработанный в Новосибирской области. Там в бюджет заложили суммы, компенсирующие перевозки граждан, имеющих льготы на проезд как по региональному постановлению, так и по федеральному законодательству. Причем, в банке данных эти граждане значатся пофамильно, так что транспортные выплаты будут строго адресными. Документ о компенсациях подписан Законодательным собранием, губернатором, мэром Новосибирска (полуторамиллионного города) и мною. Видите, новосибирцы подстраховали своих сограждан на случай проблем с федеральными выплатами. Хотя, полагаю, их не будет, поскольку есть полная гарантия государства.


Позиция «РЖД» остается неизменной: если человек подтверждает свое право на льготы, мы готовы по первому требованию выдать ему бесплатный билет в любом направлении и на любое количество поездок.


— Многие компании хотели бы поучаствовать своими инвестициями в проекте «Мурманский ход». Их сдерживает отсутствие в этой отрасли законодательной базы для внешних инвесторов. Каков Ваш комментарий?


— Естественно, инвестор должен знать, в каком виде к нему вернутся вложения: либо он получит деньги, либо право собственности на объект. Вернусь к примеру Новосибирска. Новые пригородные вокзалы, привокзальная инфраструктура для пассажиров являются там собственностью инвестора, компании или региона, а все, что мы делаем, — владение «РЖД». Такое разделение зафиксировано в документах, завизированных сторонами.


Что касается программы электрификации дорог на 2005 г., то наряду с нашими капиталовложениями фирмы и регионы Северо-Запада будут вынуждены вкладывать средства в развитие новых терминалов, складских, грузовых комплексов, портов, связанных с железной дорогой. В соответствующих соглашениях будет четко прописано, что делают частные компании, а что — ОАО «РЖД». Большего от нас требовать нельзя.


 

Провокации для мейнстрима. Все материалы RANNILA просто, надежно в SLP. Требования к профессиональному статусу следует значительно повысить. Деревянное домостроение: у нас бы так.. Мифы и реальность лесного фонда России. О проекте Лесного кодекса РФ. Ставка — на качественную продукцию.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved