Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Приватизация научно-исследовательских учреждений: потеряв, заплачем


Неуправляемый процесс приватизации научно-исследовательских учреждений может привести к безвозвратной потере интеллектуальной и технологической независимости целых отраслей экономики страны, в том числе транспортного строительства. Единственный выход из ситуации — регулируемый конкурс по приватизации предприятий с подбором для каждого из приватизируемых НИИ оптимального партнера-«патрона», заинтересованного в сохранении и развитии этой организации.


Лишь пережив самую тяжелую пору «перестройки», совпавшую с дезинтеграцией экономического пространства СССР и нарушением сложившихся экономических связей науки и производства, экономически активная часть населения бывшего Союза осознала одно из важнейших преимуществ «сверхдержавности», а именно — привычку страны рассчитывать на себя, создавая на политически и экономически подконтрольной территории комплексные производственные цепочки от базовой науки и профобразования до производственных и эксплуатирующих организаций. Лишь войдя в рынок, россияне осознали, что далеко не все государства Европы обладают собственным комплексом черной и цветной металлургии, химпрома, энергообеспечения, хотя и опережают Россию по уровню жизни населения. Еще менее доступные достижения — машиностроительная, кораблестроительная, электроэнергетическая программы. И наконец, иерархию сверхдержав определила позиция в программах: авиационной, ракетной, ядерной, космической… , которые, подчеркнем еще раз, в СССР были созданы и до сих пор функционируют в России, хотя некоторые и в режиме клинической смерти.


Политика по выстраиванию «полного цикла» затронула не только самый престижный сегмент hi-tech. Экономическая самодостаточность СССР позволила нам освоить полный цикл работы и в ряде других отраслей хозяйства, в том числе строительстве уникальных (с учетом амбициозности, протяженности и климатических особенностей) для нашей страны объектов инфраструктуры. Единая энергосистема, железнодорожная сеть, система аэросообщений, водная транспортная система… Спустимся на меньший уровень проблемы: далеко не каждая европейская страна обладает полным циклом по решению мостостроительных задач, освоению подземного пространства, строительству объектов железнодорожного транспорта, коммунальных и энергосистем, хотя все эти задачи растущая экономика требует решать постоянно. Не будет большой натяжкой предположить, что именно технологическая несамодостаточность экономик толкнула европейские страны в горнило интеграционного эксперимента; пожелаем, чтобы он закончился удачно.


Игла глобализации


Нас же, как ни печально, в Европе не дожидаются ни в качестве клиентов, ни в качестве подрядчиков: оплата строительных услуг ведущих транснациональных корпораций с учетом глобальности наших задач России не по карману, а выход на международный рынок требует весьма значительных экономических и политических усилий, положительный результат которых никто не гарантирует. Таким образом, для экономики России значимо важно как минимум сохранить цепочки научно-производственных коопераций, сохранившиеся с советских времен, особенно на инфраструктурных задачах.


А многое уже утрачено. Так, отрасль тоннелестроения, несмотря на большие потери объемов, пока сохраняет проектную и кадровую школу, стройиндустрию, организации проходчиков и эксплуатационников. Однако принципиально важное звено разработки и изготовления проходческого оборудования (оно было налажено в основном на Украине) в настоящее время практически утрачено, и в результате на подавляющем большинстве объектов тоннельного строительства применяется техника немецкого производства. Вследствие этого генподрядные функции на проектные работы, инжиниринг, непосредственное проведение работ все в большей степени отходят к кооперациям зарубежных компаний, тогда как российская школа метростроения утрачивает самобытность и самостоятельность позиций. Кто-то возразит, что это объективный процесс «глобализации», но с учетом объемов строительства метрополитенов и спецобъектов (таких, например, как тоннель в Протвино) во времена СССР речь идет скорее о безвозвратной потере. В несколько лучшей ситуации находится мостостроение: в необходимом количестве сохранены проектные организации, индустрия производства конструкций, ведущие строительные тресты. Но и на этот рынок — особенно в части, касающейся строительства дорогостоящих внеклассных сооружений — постепенно выходят зарубежные вертикально-интегрированные строительные компании. Пожалуй, наиболее благополучно чувствует себя дорожное строительство — в силу заземленности на местные рынки.Но не только поэтому.


На наш взгляд, причина успешной атаки международного строительного бизнеса на рынок освоения подземного пространства — утраченное наукоемкое направление по созданию проходческой техники. Эта утрата вряд ли будет восполнена в ближайшие десятилетия, да и в голову это уже никому не приходит.


Пока ловишь рыбку, подкрадывается крокодил


Теперь представим, что из производственной цепочки транспортного строительства будет изъято звено организаций, ведущих базовые исследовательские работы, осуществляющих нормотворчество и сертификацию, аттестацию научных кадров, возглавляющих «разбор полетов» в случае ЧП. Перспектива реальна: в настоящее время активизирован план приватизации научных учреждений, которые доселе находились в собственности государства. Надеяться на «самоприватизацию» — выкуп пакетов акций представителями менеджмента и коллектива за счет собственных средств — не приходится, потому что федеральные или «федерально-зависимые» НИИ находятся далеко не в лучшем финансовом состоянии; и хотя имеют положительный баланс, для выкупа собственного имущественного комплекса этих средств недостаточно, особенно если речь идет о системе «кто даст больше».


Такое положение объясняется не рыночной нерасторопностью наших ученых, а объективной реальностью. Если производственно-строительные и проектные организации оказались на «живых деньгах» заказчиков, то НИИ, проводящие исследования на перспективу «для общего блага» или обслуживающие «практиков» на сверхузких задачах, в цепочки живых финансовых потоков попадают лишь опосредованно, в зависимости от милостей бюджета или более счастливых партнеров по бизнесу. Неудивительно, что «наука» оказалась в положении намного более тяжелом, чем «практика». Без разумной протекции государства, которое сформировало «стратегические перечни» необходимых научно-исследовательских организаций и худо-бедно финансировало их работу, НИИ прекратили бы существование еще в середине 1990-х (как, впрочем, со многими de facto и произошло). Многие тем не менее выжили за счет местных, корпоративных и федеральных заказов с помощью диверсификации во все денежные отрасли. Выручало и (из песни слова не выкинешь) разумное использования имущественного комплекса — аренда, иногда даже девелоперская деятельность (например, бизнес-центр «Нептун», построенный в Петербурге ЦКБ «Рубин»). Но и это не позволило бы сохранить коллективы, если бы не помог энтузиазм научных работников и поощрение их всеми скудными материальными и моральными способами, например, научной аттестацией.


Как бы то ни было, ситуация субстабильности больше не устраивает государство. Сегодня контрольные пакеты акций НИИ, которые были признаны в течение длительного времени (неспроста, разумеется) стратегически значимыми для страны, выставляются на продажу. Речь идет о передаче частным инвесторам как интеллектуального (коллектив, оргтехника, лабораторные комплексы, архивы, права на разработки), так и имущественного комплекса НИИ (здания, прилегающая территория и инфраструктура). Если подойти к проблеме топорно, то решение вполне правильное: «невидимая рука рынка» выберет наиболее активные организации, достойные вырастут в порядке живого конкурса, а балласт сам по себе исчезнет (имущему дается, а у неимущего отнимается). Все бы так, если бы не важная особенность: для бизнеса, девелоперского или просто управляющего перепродажей активов, НИИ представляет интерес в первую очередь не как очаг интеллекта, а как здание, сооружение, территория, то есть ресурс быстрого извлечения прибыли. Представьте себе, что здание находится в Москве или Петербурге, рядом со станцией метро, а прилегающая территория составляет несколько гектаров? Ведь НИИ, в которые нужно было привлекать достойных специалистов, строились в достаточно престижных районах, каждая пядь которых сегодня вожделенна. Как правило, здание НИИ — архитектурная доминанта района. В общем, приобретение имущественного комплекса такого здания — это приобретение готового бизнес-центра категорий от «С» до «В», который после евроремонта вполне сойдет за «А».


Казалось бы, решение простое. Государство должно найти достойного инвестора, обложить его обременениями по сохранению профиля деятельности и развитию института. Но реальная практика показывает, что мобильный, жесткий и богатый риэлторский бизнес эти обременения легко преодолевает, а чиновники, обязанные отслеживать добросовестность новых приобретателей, имеют свойства меняться и вообще поглядывать на причуды собственников сквозь пальцы. Существуют возможные (как показывает тактика действий на рынке жилой недвижимости) сценарии спровоцированной «самоликвидации» — кадровый разгром трудового коллектива, поджог или сантехнический потоп в научно-техническом архиве и лабораторном комплексе. Можно и проще: институт, который занимал 15 этажей, может быть «уплотнен» в 3–4 комнаты, а архивы и лаборатории вывезены за пределы здания.


К сожалению, конкретика


Не хочется нагнетать ажиотаж среди недобросовестных приватизаторов, но внести немного конкретики придется. Перед угрозой приобретения имущественного комплекса стоит один из ведущих научно-исследовательских институтов страны —ОАО «ЦНИИС». Организация является головной по научным исследованиям, стандартизации и нормированию в области проектирования, строительства и реконструкции железных дорог, тоннелей и метрополитенов, мостов, транспортных зданий, морских гидротехнических сооружений. Обратим внимание на важный факт: институт работает над полным комплексом транспортной проблематики, то есть осуществляет функцию системного интегратора отрасли.


В структуре института действует 6 НИЦ, три испытательных центра, ряд специализированных технологических отделений и центральных проблемно ориентированных лабораторий, а также орган сертификации строительных материалов «ЦНИИС-трансстройсертификация». За каждым подразделением — несколько поколений специалистов, уникальные многолетние наработки, реально востребованная сегодня работа. Институту принадлежат приоритеты в разработке ресурсосберегающих и «щадящих» технологий при строительстве транспортных тоннелей и метрополитенов в городской среде. Разработан и внедрен ряд методов проходки, например, применение «опережающих экранов». В сфере мостостроения институт ведет работу по совершенствованию конструкций и в технологии сооружения, разрабатывается номенклатура эффективного (экономно легированного и низколегированного) проката для металлоконструкций. Разработаны современные решения по повышению архитектурной выразительности мостовых сооружений, технологии ремонта и реконструкции эксплуатируемых железобетонных мостов. Ведется совершенствование методов сварки, разработка перспективных соединений. Все это востребовано, внедрено, используется, оплачивается… Кстати, обратим внимание: чтобы удерживать полный комплекс задач, институт обязан (!) иметь в своем составе планово убыточные задачи, например такие, как разработка нормативов.


Левая рука знает,что делает правая


В развитых странах в случае необходимости государственная поддержка — вплоть до полномасштабных военных операций — осуществляется для программ ресурсообеспечения наций. Государственные банки гарантируют вложения в рисковые, но значимые для экономики или престижа проекты. Финансируются исследования, которые получат воплощение через 15–20 лет (например, новые энергетические технологии). Ну а развитие и усиление транспортной инфраструктуры в нашей стране недвусмысленно отнесено к государственным приоритетам, обеспечивающим целостность территории и национальную безопасность, о чем осенью 2003 г. долго и подробно говорилось Президентом РФ и представителями транспортной отрасли.


Таким образом, единственной альтернативой «дикой приватизации» является механизм ограничения якобы справедливого конкурса. Мало обязать приобретателя выполнить ряд условий, а передачу имущества осуществить лишь после исполнения условий контракта. Основными условиями обременения приобретателей, помимо существующих сегодня, должны быть: 1) не формальное, а фактическое сохранение профиля деятельности научно-исследовательской организации;2) осуществление определенного объема инвестиций в исследовательскую и лабораторную базу. Впрочем, с учетом изворотливости девелоперского бизнеса это тоже «буква», поэтому «дух» приватизации НИИ должен быть направлен на обеспечение долгосрочного поступательного развития приватизируемых научных организаций, модернизацию их технологической базы. А лучший способ подбора инвестора в данном случае — это ограничение доступа на конкурс только кругом организаций, которые непосредственно заинтересованы в существовании института, то есть организация специальных аукционов с допуском лишь юрлиц, работающих в отрасли.


Разумеется, лазейки для недобросовестной приватизации могут быть найдены и здесь: например, «поглотитель» создает дочернее АО с лицензией на транспортное строительство и как дважды два доказывает, что только им и мечтал заниматься. Поэтому для корректной приватизации значимо важно обеспечить роль управленческого состава научно-исследовательских организаций в поиске и отборе оптимальных инвесторов. Кроме того, приватизация федерально значимых НИИ должна проходить под контролем профессионального сообщества, в системе которого функционирует этот институт. Это непросто, потому что опыт создания дееспособных «общественных палат» в строительном сообществе пока скорее отрицательный. Но другого выхода нет. И хотя кажется, что имущественные вопросы быстрее решатся с помощью битвы банковских счетов, следует помнить подлинно рыночную мудрость: «простые решения в сложных ситуациях дают катастрофические результаты».


 

Форум «Инвестиции в Ленинградскую область». Перспективы использования древесных отходов и дровяной древесины для выработки тепловой и электрической энергии. Спасти инвестиционный проект и не только его…. Удобство и безопасность! Надежность и качество!. «Мицар» готовится к новоселью. Первоуральский Новотрубный завод укрепляет свои позиции в Северо-Западном регионе. Новое для деревянных конструкций.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved