Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Страхование грузоперевозок


Страхование грузов получило в мировой практике широкое развитие. При заключении международных контрактов страхование груза — обычай делового оборота. Правда, в России страхуется пока лишь десятая часть перевозимых грузов, но ситуация быстро меняется. Отечественный рынок страхования грузов в последние десять лет развивался довольно активно. В период с 1994 по 1998 гг. среднегодовой темп роста этого вида страхования был особенно высоким — 37%, сегодня он составляет около 20%. Ожидается, что в следующее десятилетие рынок будет медленно, но устойчиво расти — примерно на 6% в год. Российским страховщикам обычно непросто выйти на международный рынок страхования грузовых перевозок. Основным рынком для наших компаний остаются внутренние перевозки. Российские страховщики рассчитывают в перспективе на транзитные грузы, следующие по транспортным коридорам Север — Юг и Запад — Восток, а также экспортные отечественные грузы, которые сегодня страхуются в иностранных компаниях. По статистике договоров страхования грузов, заключенных российскими и иностранными перевозчиками, внешние перевозки страхуются в несколько раз чаще, чем внутрироссийские. Такая тенденция обусловлена тем, что внешнеторговые контракты предусматривают обязательное страхование груза продавцом или покупателем в зависимости от условий договора поставки.


«Грузоперевозка — краткосрочный процесс. Стоимость страхования (тариф) хоть и находится в пределах 0,12–0,8% от стоимости перевозимого груза, для многих является дополнительной статьей расходов. Поэтому отказ от страхования грузоперевозки связан как правило с нежеланием нести такие расходы и надеждой на пресловутое «авось», — пояснил заместитель директора по страхованию филиала ЗАО СК «Мегарусс-Д» — «Мегарусс С-З» Валерий Васильев.


Сегодня заключение договора страхования груза в России — показатель понимания и следования общепринятым мировым стандартам.


Что, от чего и как страхуется


В процессе перемещения груза возможны любые происшествия, способные повлечь за собой немалый ущерб: это и воровство, и техногенные катастрофы (крушения поездов, падения самолетов, взрывы, банальные ДТП на автодорогах), и стихийные бедствия (бури, грозы, штормы и пожары). Единственный выход компенсировать возможные убытки при транспортировке груза — застраховать его.


В настоящее время трудно отыскать вид груза, который российские страховщики отказались бы принять под свою защиту. Они готовы страховать строительные материалы, продукты питания, урожай, продукцию и отходы машиностроительных и химических предприятий вплоть до ядерного топлива, а также сверхдорогостоящие предметы искусства, музейные экспозиции, ювелирные украшения, деньги и ценные бумаги. И не важно, едет этот груз, летит или плывет по территории России, стран дальнего или ближнего зарубежья.


Перевозка грузов нередко осуществляется между континентами различными видами транспорта с привлечением нескольких транспортных компаний. При таких условиях значительно возрастает количество рисков, которым может подвергаться груз. В этом случае к страхованию добавляются риски перевалки груза и его хранения на промежуточных складах.


При международных перевозках распределение рисков, а после и переход права собственности происходят в соответствии с базисными условиями поставок, определенными в сборнике торговых терминов INCOTERMS, где для грузовладельцев существуют две позиции, которые обусловливают наличие страхового полиса в контракте в обязательном порядке (условия по отправке CIF и CIP). Во всех остальных случаях страховой полис не обязателен для контракта, но желателен, чтобы не возлагать убытки на свои плечи.


Легче подстраховаться


В роли страхователя не всегда выступает владелец груза. Все зависит от конкретных условий поставки того или иного товара и заключенного договора. Есть даже такой термин у страховщиков — «выгодоприобретатель». Им может быть кто угодно в цепочке «от владельца груза — до его получателя».


Многие российские грузовладельцы, в отличие от западных, не считают необходимым страховать свои грузы, объясняя это экономией средств, несмотря на то что потери могут быть в сотни раз больше стоимости страховки.


При этом грузовладельцу, пользующемуся услугами перевозчика или экспедитора, необходимо учитывать, что наличие у перевозчика полиса страхования ответственности не защищает в полной мере его имущественные интересы. Ответственность перевозчика регламентируется законодательными актами, в соответствии с которыми он не отвечает за утрату и порчу груза, если сможет доказать свою непричастность или невозможность предотвращения повреждения груза. Кроме того, ответственность перевозчика как правило лимитирована определенными суммами, а стоимость груза часто превышает данную сумму в несколько раз.


Перевозчик же полагает: если груз застрахован, то он защищен грузовой страховкой, — но это не так. «Даже если груз застрахован, перевозчик обязан позаботиться о страховании собственной ответственности. Виновником страхового случая может быть представитель перевозчика, а это значит, что страховая компания после произведенной выплаты обратит суброгационное требование на виновное лицо, то есть предъявит регресс перевозчику», — проинформировал Валерий Васильев.


Зачастую машины находятся у компании-перевозчика в аренде, помещение также арендуется, и рассчитаться с возможными убытками руководителям бывает просто нечем. Убыток же может достигать десятки тысяч долларов. У большинства экспедиторских компаний финансовых возможностей покрытия убытков еще меньше, чем у перевозчиков, поэтому им приходится покупать полис страхования своей ответственности. Нередко экспедиторские компании несут солидарную с перевозчиками ответственность за сохранность доставки груза.


Как выбрать страховую компанию


Риски при перевозке грузов необходимо переложить на плечи надежных страховых компаний, а не нести самостоятельно, рискуя подвергнуть свою компанию банкротству и возможному закрытию бизнеса при убытке.


Определяющим фактором при выборе страховой компании являются финансовые затраты. Расчет стоимости страхования зависит от многого: от выбранных рисков, номенклатуры груза и вероятной степени его повреждения, а также способа перевозки, качества упаковки, количества перегрузок и даже маршрута следования.


Но эти данные не всегда дают возможность определить окончательный расчет тарифной ставки. Заметно снизить стоимость полиса позволяет франшиза (сумма, в пределах которой клиент возмещает убытки за причиненный ущерб сам, не обращаясь в страховую компанию) и наличие охранного сопровождения.


По мнению Валерия Васильева, страховую компанию лучше всего выбирать из крупных, сильных российских страховых организаций. «Хорошо, если по маршруту следования у страховой компании имеются филиалы или представительства. Осуществляя зарубежные перевозки нелишне поинтересоваться о перестраховании риска в зарубежных страховых компаниях.


При заключении договора страхования необходимо получить четкую информацию о действиях при наступлении страхового случая. И не всегда низкий тариф имеет решающее значение. Важнее быть уверенным, что страховая выплата покроет ущерб от страхового случая».


Необходимость третьейстороны


Сущность страхового случая может быть различна с точки зрения вовлеченных участников транспортного процесса (грузовладельца, получателя, экспедитора, страховой компании). Оплата ущерба всегда зависит от подхода страховщика к определению и возмещению нанесенного вреда. Выплата же ущерба ухудшает финансовое состояние непосредственно страховой компании. Интересы страхователя и страховщика в данном случае не совпадают, поэтому для определения истинного размера ущерба привлекается третья сторона — сюрвейер.


Сюрвейерская деятельность является неотъемлемой частью транспортного бизнеса и востребована там, где нужна независимая экспертиза. Такая экспертиза выполняется специалистами высочайшего уровня, которым безоговорочно доверяют все участники транспортного процесса и чье мнение в отношении предмета сюрвейя является решающим и окончательным. Сюрвейерское обслуживание подразумевает комплекс услуг по экспертизе количества, качества, состояния груза, тары, транспортных средств и всего остального, что может относиться к процессу перевозки.


Основным моментом проведения экспертизы является определение причины и обстоятельства повреждения груза, а также выявление виновной стороны. При этом важно, чтобы сюрвей был проведен свое-временно, а значит сюрвейер должен присутствовать постоянно — в момент доставки груза, при его погрузке и выгрузке (хотя грузовладельцы на этом часто стараются экономить). Обычно стоимость сюрвейерских услуг не превышает 10% от стоимости груза, а при заявлении претензии на возмещение ущерба в нее включаются и затраты на сюрвей. Можно, конечно, обходиться и без сюрвейя, но практически всегда это несет потенциальный риск, ведь в случае возникновения конфликта «на арену выходят документы».


Вовремя проведенный сюрвейерский осмотр дает полную и исчерпывающую информацию о предмете экспертизы, обстоятельствах и причинах произошедшего события. Оформленный результат осмотра — сюрвейерский акт — документально фиксирует на бумаге детали осмотра, подкрепленные фото- или видеодокументами, что позволяет по прошествии времени восстановить все обстоятельства дела.


Сюрвейер производит экспертизу визуально, и когда требуется техническая экспертиза груза, то обращается к специалистам в Торгово-промышленную палату, Центр контроля качества или судебную экспертизу и дополняет свои отчеты полученными от них сертификатами.


Независимый сюрвейер инспектирует объекты, руководствуясь заказом своего клиента, и использует только те факты, которые видит. Он обязан воздерживаться от каких-либо домыслов и выводов. Акт независимого сюрвейера является основанием для расчета и выплаты суммы страховки, а также документом в суде при разборе спорных случаев.


Некоторые страховые компании имеют собственных сюрвейеров, но в этом случае они уже не являются независимыми. Зачастую именно сюрвейер страховщика оказывается в роли единственного эксперта, расследующего страховой случай. Сюрвейер, направленный страховщиком, как правило, отстаивает интересы страховой компании и старается в акте приуменьшить повреждения, при этом основополагающий принцип сюрвейя «объективность и непредвзятость» явно нарушается. Если пострадавшая сторона сомневается в достоверности работы такого специалиста, она может заказать независимого сюрвейера, который по своему статусу не будет подыг-рывать какой-либо стороне, и составит встречный сюрвейерский акт.


Выбирая независимого сюрвейера, важно руководствоваться не только расценками, но и его опытом и репутацией. Ведь нередки случаи работы так называемых «pocket-сюрвейеров» — организаций, созданных транспортными или страховыми компаниями, — такие фирмы как правило делают отчет, выгодный исключительно их владельцам.


Качественный сюрвей оправдывает затраченные деньги и всегда выгоден для заказчика. Сюрвейерский отчет, основанный на фактах и подтвержденный доказательствами, помогает каждой из вовлеченных сторон определить степень их ответственности.


 

URSA GLASSWOOL в быстровозводимых зданиях — это просто. Кратчайший путь из точки А в точку Б. Движение вперед. ЗФМ «ПРОФИСТ» — более 5 лет на рынке фасадных материалов!. Dоngshin: качество и современные технологии производства. Современные материалы для гидроизоляции мостов. Трехмерная пластика металла в фасадах и интерьерах.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved