Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


За фабричной заставой.


Царский «парадиз», дворцовый Петербург изначально находился в кольце заводских окраин. Прошли века, городская черта отодвинулась на километры, и заводы оказались в центре жилых массивов. Старые производства с технологией вчерашнего дня ухудшают экологическое состояние среды обитания, мешают социальному и экономическому развитию мегаполиса. В то же время «краснокирпичная» промышленная архитектура XIX–XX вв. интересна с исторической и эстетической точек зрения. Вдобавок многие знаменитые зодчие участвовали в сооружении фабричных корпусов, рабочих казарм. Облик северной столицы без них не полон. О том, что сейчас происходит с промышленной архитектурой, мы беседуем с председателем Комитета по градостроительству и архитектуре — главным архитектором Санкт-Петербурга Александром Павловичем Викторовым.


–Переход на постиндустриальное развитие города не может произойти быстро. Это процесс постепенный. К тому же нельзя не учитывать, что промышленность является сегодня одним из основных градостроительных факторов. Ее развитие осуществляется за счет предоставления территорий под новые производства во внешнем промышленном поясе: около 500 га до 2015 г.и 1,5 тыс. га на 2025 г. Это отражено в Генеральном плане развития Петербурга. Тема промзон тщательно проработана совместно с Комитетом по экономической политике, который определяет приоритеты в развитии промышленности.


В Генплане заложено два основных направления преобразования индустриального компонента города. Первое: перепрофилирование старых предприятий, их перебазирование и вывод за город. Второе: строительство и размещение новых производств. Первое направление затрагивает исторический центр с промышленным поясом рубежа XIX–XX вв. От заводских и коммунально-складских объектов будут освобождены Петровский остров, северный берег Малой Невы в районе Уральской ул., берега Большой Невки от Большой Невы до Кантемировского моста, Выборгская, Пироговская и Петроградская набережные, речки Карповка и Ждановка, зона Обводного канала, а также районы Измайловского пр. и Московской-Товарной станции. Предложено изменить структуру береговой зоны в дельте Невы. Старая промышленность технологически была связана с водой, поэтому заводы строились вдоль берега. Сегодня необходимости в такой тесной привязке нет, и береговая линия должна освободиться под жилищное строительство, зоны отдыха. С другой стороны, планируется строительство современных предприятий (прежде всего мировых брэндов, таких как «ЭЛКОТЭК», Bosh). Территории для них зарезервированы в Металлострое, Конной Лахте, Шушарах, на Ржевке и т. д. Хорошие перспективы у промзоны «Нойдорф-Стрельна», где разместится Bosh. Известные компании по многим позициям привлекательны для города.


В свою очередь, Петербург идеально подходит для промышленности высоких технологий, имея солидный научный потенциал и учебную базу, позволяющую готовить кадры любого уровня, от квалифицированного рабочего до топ-менеджера. По мнению правительства Петербурга, здесь должна развиваться промышленность наукоемкая, ресурсосберегающая, экологически чистая. Например, микроэлектроника, представленная ЭЛКОТЭКом, скорее сама, требует защиты от окружающей среды, чем город от ее производства.


— Но перепрофилирование «столетних» предприятий на экологически чистое производство более сложная задача, чем строительство завода «в чистом поле».


— Технологически, может быть, и так. Зато есть готовая территория, здания и сооружения, пригодные под реконструкцию, энергетическое обеспечение. Новостройка требует подготовки площадки, подвода силовых линий, инженерных коммуникаций, создания транспортной инфраструктуры. Правда, новое строительство обходится дешевле, чем реконструкция. Европейцы и американцы предпочитают начинать с нуля. Их строительные конструкции в модуле унифицированы с габаритами оборудования. Поэтому им встроить технологию в существующий корпус сложнее, чем построить заново.


— Вот и вы говорите, что создавать другое производство на базе прежнего невыгодно.


— Это не обязательно должно быть производство. Предприятие выбирает более эффективную форму использования территории и зданий. Например, если вынести за пределы города загрязняющее район резиновое производство «Красного треугольника», в его корпусах вполне можно разместить бизнес-центры, торговлю, общественные организации и т. д. Он очень удобно расположен вдоль Обводного канала, который является трассой скоростного движения. Учитывая масштабы «Красного треугольника», его корпуса будут востребованы. На набережных Обводного канала узким местом являются только «американские мосты» с резко суженной проезжей частью и заниженной высотой проезда под ними. Если там застревает какая-нибудь фура, весь поток машин останавливается. Разработано несколько вариантов решения проблемы, так что бесперебойное сквозное движение по каналу вопрос времени.


— Хорошо если старые заводские здания будут лишь перестроены, а вдруг снесены?


— А это уже вопрос к инвестору. Проектное решение зависит от того, что собираются разместить в корпусах бывшего завода. Но придется прислушаться и к защитникам городской старины. Среди заводских строений есть на редкость красивые. «Краснокирпичную» промышленную архитектуру утратить нельзя. Это очень интересный стиль. Наверняка КГИОП может некоторые такие здания поставить на учет и придать им статус архитектурного памятника. Вот на Обводном канале недалеко от Рузовской ул. стоит круглый заводской корпус. Уникальная форма. Их совсем немного в городе. На Газовой ул., у речки Карповки, такой же. Как вы понимаете, охрана памятников истории и культуры — не моя функция. Тем не менее я за то, чтобы сохранять архитектурный облик зданий, представляющих художественную ценность. Интерьер же можно придумать любой.


— В Петербурге чередование промышленных и жилых кварталов явление историческое.


— Конечно. Вспомните, с чего начинался город? С Адмиралтейства, то есть с судостроительного завода. Петербург циклично менял функции от центра к периферии. И сегодня уже далеко «выскочил» за пределы исторических границ. Функции, естественные несколько десятилетий назад, себя изжили. Производственно-складские участки оказались между жилыми кварталами. Каково, например, жителям домов, граничащих с Московской-Товарной станцией, где день и ночь грохочет железная дорога? Всю деятельность по сортировке вагонов вообще надо вынести за город. Мы внимательно рассматриваем также перспективы освобождения береговой территории между пр. Обуховской обороны и Невой, где сейчас стоят заводы, на очереди вывод складских и производственных объектов в районе Средней Рогатки и т. д. Вдобавок промышленно-складское хозяйство создает огромную транспортную нагрузку на город. Его надо любыми законными (экономическими, правовыми, административными) методами вытеснять из Петербурга. Дорожная сеть у нас ограничена в развитии. Многоуровневые развязки строить нельзя. Поэтому пускать большегрузные фуры в центр, мягко говоря, нецелесообразно.


— Есть примеры функциональной трансформации производств?


— На Петроградской набережной и напротив, на Выборгской, уже идет активный процесс вывода предприятий. Завод «Вибратор» уступил место крупному бизнес-центру. Следующие два дома преобразуют под офисы. Я видел проекты реконструкции и перепрофилирования корпусов и территории заводов «Русский дизель», Людвига Нобеля. «Северный завод» на Черной речке ликвидируется, там будет жилой массив. Как и на месте завода «Вулкан». Корпус завода «Электрик» у Кантемировского моста много лет стоял как незавершенное строительство. Теперь блестит чистыми стеклами: там бизнес, торговля. Есть примеры, когда производство сохраняется, но становится экологически чистым благодаря техническому перевооружению.


— В то же время там, где нельзя сохранить старое здание, возникают новые из стекла и алюминия. Разве это петербургский стиль?


— Но такова сегодня архитектурная мода. Мы не разрешаем изменять лишь планировку района, выдвигаем основные требования к модулю застройки. Мне приносили проект здания на Выборгской набережной. Оно получилось огромным. Значит надо привести его в масштаб, характерный для той территории. А искусственная привязка к какой-то архитектурной стилистике дело — несерьезное. Просто попадаются проекты добротные и невысокого профессионального уровня. Их приходится заворачивать. Но у каждого свой вкус. Навязывать коллегам свое видение нельзя.


— Старые заводские корпуса все же представляют архитектурную ценность. А новые…


— Аккуратные коробочки? Скандинавский подход. Все просто и понятно. Но технология — вещь серьезная. Сборочные линии, технологическое оборудование компонуются в определенной последовательности. У всей этой начинки есть «рубашка»: ставится легкая, эффективная металлическая конструкция. Кроме того, технологические циклы с каждым годом укорачиваются. Поэтому промышленность должна быть мобильной, быстро переналаживаемой, чему обязана отвечать промархитектура. Промышленный архитектор здесь не функционер, а как прежде, творческий работник. Ведь «промка» строит административные, бытовые корпуса, социальную инфраструктуру. Да и некоторые технологические объекты выводятся «в открытую». Как это все увязать и сделать красивый проект, задача настоящего архитектора. У промышленности архитектурных возможностей ничуть не меньше, чем у жилищного и гражданского строительства. Просто у нее свой язык. Знаю по собственному опыту. Производства, которые будем размещать в Петербурге, внимательно оценим и с точки зрения зодчества.


Конечно, есть опасение, что конструктивная схема недолговечна. Но постройки, представляющие архитектурную ценность сегодня, останутся. Пока в Петербурге нет ни одного нового крупного предприятия. Хотя небольшие строятся довольно успешно. Но наша промышленность постепенно поднимается. Поэтому, считаю, у архитекторов Петербурга главные заказы впереди.


 

Народные краски «Текс». Петербург — транспортные ворота России. Freight Russia 2005 — вызовы и возможности. Геотекстить для дорожного строительства. «Российско-немецкие деловые связи имеют прекрасную перспективу», — считает Генеральный консул Германии в Санкт-Петербурге Ульрих ШЕНИНГ. Технология строительства покрытий дорог с применением промышленных отходов. Оборудование для мокрой сортировки нерудных материалов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved