Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Антарктика ждет перемен


В последнее время средства массовой информации просто переполнены сообщениями о природных катаклизмах. Например, этой зимой снег выпал в Северной Африке, Индии и Иране. На этом информационном фоне интерес к метеорологическим наблюдениям вырос, а значение подобных исследований в полярных зонах планеты переоценить нельзя.


В этой связи хотелось бы узнать, насколько материально-техническое состояние РАЭ (Российской антарктической экспедиции) соответствует поставленным задачам?


На этот и другие вопросы нашему журналисту ответил заместитель директора Арктического и Антарктического НИИ, начальник Российской антарктической экспедиции В. В. ЛУКИН.


— Валерий Владимирович, Вы 15 раз были в Антарктике, еще больше в Арктике. Скажите, а где климатические условия суровее?


— Безусловно, в Антарктике. Этот материк поражает своими контрастами. Холод достигает –89,2 0С, а солнечная радиация сильнее, чем на экваторе. Новичок-полярник рискует обморозиться и обгореть одновременно. Опытные полярники скрывают лицо: в летнее время темные очки — непременный атрибут одежды вне помещений. Ветер, скорость которого достигает 280 км в час, создает иллюзию, что ты живешь и работаешь в аэродинамической трубе — не только скорость, но и гул такой же. И еще, снег не тает круглый год, а осадков меньше, чем в пустыне Сахара. В этих условиях люди не только живут, но и ведут исследовательскую работу.


— Какие же здания там надо строить, чтобы не замерзнуть, и какие отопительные системы нужно задействовать, чтобы выжить?


Как правило, САЭ (Советская антарктическая экспедиция) использовала опыт, накопленный в северном полярном регионе. Строились типовые одно-двухэтажные деревянные дома, их рубили в Архангельской области и доставляли на антарктическое побережье.


Со временем на смену бревенчатым домам пришли щитовые строения. САЭ использовала так называемые ПДКО (передвижные дома, комплексные, отапливаемые),поскольку это увеличивало скорость сборки. Щиты из бак-фанеры с утеплителем — пенопластом либо минеральной ватой — широко использовались еще на арктических дрейфующих станциях в 50–80-е гг.


Нельзя не сказать об особенностях антарктической архитектуры. Есть несколько разных подходов. Мы, например, отказались от концепции, которой пользовались немцы, англичане, а до последнего времени и ЮАР, когда вся станция помещалась в одном модуле, как космическая станция. С одной стороны, это, конечно, приводит к меньшим энергозатратам. Но с другой — это очень опасно в плане пожарной безопасности: если сгорит, то всё…


Поэтому мы перешли на строительство отдельных блоков. В одном — люди живут, в другом — работают, в третьем — питаются. Дизель-электростанция — в отдельном блоке, ремонтный бокс — тоже в стороне. Да, стало больше затрат на энергообеспечение, да, нужно было создаватьдополнительные коммуникации, но… Оказалось, что в нашем направлении есть еще одно преимущество: здоровье полярников. Человеку приходится, как минимум, трижды в день одеваться, выходить на улицу и идти в кают-компанию поесть. А в целостных модулях, где все сконцентрировано под одной крышей, этого не происходит. Человек живет, как цветок в оранжерее. А движение и естественный контакт с природой необходимы…


Прогресс не стоит на месте. В 70-е годы стали популярными сборно-щитовые конструкции из алюминиевых панелей с утеплителем, изготавливаемые под Москвой в г. Талдоме. Иногда использовали чехо-словацкие конструкции (на станции «Прогресс» у геологов). Ставились и наши, и чехословацкие дома на сваях. Почему на сваях? Первое: здание на них не заносится снегом. При наличии 1,5–2-метрового зазора между поверхностью льда и основанием дома снег продувается, он не задерживается, и сугробов нет. Второе: свайный фундамент не приводит к подтаиванию и не нарушает вечную мерзлоту, что очень важно.


Как обогреваются антарктические здания? Электрическими батареями, запитанными от постоянно работающих дизель-генераторов.


Таким образом, используя передовую по тем временам технологию, мы в 70–80-е гг. полностью завершили реконструкцию наших станций. Но уровень строительных технологий тогда все-таки резко отставал от того, что хотелось бы. У щитовых зданий не было хорошего утеплителя, в основном это был пенопласт, который быстро старел и рассыпался. Не было стеклопакетов, и проблема оконного утепления ощутимо присутствовала. Для внутренней отделки использовался ленкруст — пластик, который тоже не выдерживал долго. К тому же при такой отделке возникало большое статическое электричество, которое, конечно, отрицательно влияло на здоровье людей, сказывалось на работе различной аппаратуры.


А вообще, по подсчетам американцев, каждая станция в Антарктике должна подвергаться капитальной модернизации через каждые 20 лет, не более.


Межведомственная инспекция Российских антарктических станций, которая состоялась на рубеже 2003–2004 гг. в соответствии с решениями, изложенными в Постановлении Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. №685 «О мерах по обеспечению государственных интересов России в Антарк-тике и деятельности РАЭ», констатировала, что состояние служебно-жилого фонда российских антарктических станций таково, что нуждается в срочной реконструкции, модернизации, а иногда и в капитальном ремонте.


— А может быть — замене?


— Понимаете, замена — это уже капитальное строительство и другие деньги. Да и чтобы новое построить, надо, согласно Договору по Антарктике, старое вывезти, а это большая проблема.


Потом, хотелось бы иметь такую технологию, при которой основа каркаса сохранялась бы, и на ней можно было монтировать новые ограждающие конструкции, содержащие в себе и светопрозрачные элементы, и необходимые коммуникации.


Кстати, у нас есть один объект и капитального строительства: это сооружение нового зимовочного комплекса на станции «Прогресс». Проектировал служебно-жилой комплекс и снежно-ледовую посадочную полосу станции проектный институт «Ленаэропроект», с которым мы успешно сотрудничаем в течение нескольких десятилетий. Он разрабатывает для нас новые технологии и ведет научное сопровождение строительства. Проект получил одобрение Государственной экспертизы Госстроя России. Утверждена смета. Есть проблемы с реальным выделением финансирования, но это отдельная тема. Антарктические национальные экспедиции других стран в 90-е годы были заняты активными работами по модернизации своих станций. Американцы, например, только в одну станцию «Амундсен-Скотт» вложили более $300 млн. Немцы за эти годы построили новую станцию «Георг фон Майер», а со следующего года приступят к строительству нового комплекса. Полностью обновили свои станции австралийцы, итальянцы, французы, китайцы, японцы…


А у нас все эти годы шли политико-экономические преобразования, за которыми вопрос по Антарктике был подзабыт…


— Валерий Владимирович, но не могли же все эти станции и коммуникации построить своими руками сами зимовщики. Наверняка кто-то помогал!..


— Безусловно! Многих ленинградских, а сегодня — питерских, строителей я мог бы назвать по именам. Сегодня нашим генеральным подрядчиком в Антарктике является ЗАО «НТК Аэротехнический центр», а генсубподрядчиком — ЗАО «СМУ-2 треста 16». Мы надеемся, что российская часть Антарктики с помощью петербургских строителей станет не хуже, чем у наших зарубежных коллег. Кстати, одна из питерских фирм уже поставила и смонтировала недалеко от станции «Новолазаревская» два здания для обслуживания снежно-ледового аэродрома.


 

Доля Германии на рынке строительных материалов Санкт-Петербурга и России может возрасти. Материалы концерна SIKA® для модификации рядовых и специальных бетонов. Если у вашего телефона повышенная температура — звоните в «ХОЛОД»!. Установки «Санни» для производства неавтоклавного пенобетона. «Интерстройэкспо» — приоритеты Госстроя России. Минераловатные изделия LINEROCK. Мы снова первые.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved