Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


ГУП НИИП Градостроительства: научно-проектная деятельность в современных условиях


Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов является одним из ведущих учреждений страны в сфере промышленного и гражданского строительства. За 74 года своего существования институт участвовал в проектировании более 130 городов и рабочих поселков преимущественно в тех регионах, где идет освоение природных ресурсов и развивается промышленность. По проектам института было создано более 70 новых населенных пунктов.


Сегодня институт востребован как генеральный проектировщик по созданию современной благоустроенной жилой среды и транспортной инфраструктуры.


Наш собеседник — директор ГУП НИИП градостроительства,к. т. н. Андрей Дорофеевич ЛАППО:


–Андрей Дорофеевич, насколько удачно институт вписался в рынок и какие услуги он сегодня предлагает?


-— Мы выполняем полный комплекс научно-технических услуг — от предпроектных исследований и обоснований до проектов организации строительства и ведения авторского надзора. При этом решаются в совокупности градостроительные, экономические, инженерные и архитектурные задачи.


Институт обеспечивает системность и последовательность научно-проектного процесса при разработке: — пакетов градостроительной документации, включающих научно-методические обоснования, концепции, схемы территориального планирования, генеральные планы, проекты планировки поселений, объемное проектирование, экологические обоснования и программы сохранения и оздоровления окружающей среды; — нормативно-технических документов и актов градорегулирования.


Наш институт по-прежнему специализируется на научно-проектных работах в районах с экстремальными природными и сложными социально-экономическими условиями, в том числе Крайнего Севера. Одной из важнейших для страны научно-исследовательских работ федерального значения, выполненных нами в последние годы, является «Стратегия территориальной организации расселения зоны Крайнего Севера и Арктики». Эти регионы занимают 70% территории России, но проживает там только 10% населения. Однако Север развивается, там находятся крупные нефтяные и газовые месторождения, начинается их освоение. Значит, должны возникнуть и населенные пункты, которые будут обслуживать добычу сырья, его транспортировку и, возможно, переработку. Наша задача — грамотно спроектировать эти населенные пункты. При этом надо выделить базовые центры, которые будут представлять собой стационарные поселения. Для обслуживания отдельных промыслов надо создавать временные вахтовые поселки, которые будут перебазироваться c места на место по мере истощения месторождений.


Наша главная задача состояла в том, чтобы выделить узловые точки и дать рекомендации по развитию инфраструктуры, которую целесообразно привязать к поселениям. Эта научно-исследовательская работа выполнена институтом с учетом геополитических и социально-экономических интересов развития страны и специфики региональных природных условий. В основу был положен принцип устойчивости пространственной организации —сбалансированного развития природной, экономической, социальной, этнической и экологически безопасной систем. Выбран такой сценарий стратегического градостроительного освоения Крайнего Севера и Арктики, который обеспечит приоритетное решение государственных и региональных задач. Нами предложена оптимальная структура расселения с уровнем антропогенной нагрузки, не превышающим пределов экологического равновесия. При этом обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности коренного и пришлого населения.


— В новой схеме расселения нуждаются, видимо, не только приарктические регионы. Распад страны породил хаотичную миграцию населения. Огромные территории приходят в запустение, государство теряет контроль над ними. Будет ли институт участвовать в создании стратегического плана развития России?


— Да, мы готовы приступить к этой работе в рамках градостроительной части. Расселение Севера является не-отъемлемой частью системы расселения всей страны, и ее формирование зависит от создания общероссийского планировочного каркаса. Далее надо идти от общего к частному, делать территориальные схемы. Часть их уже выполнена нашим институтом, часть — нашими коллегами. Так, мы подготовили Концепции территориального развития для нескольких регионов: Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Татарстан и Марий Эл. Предложены методические подходы, учитывающие региональные особенности. Специфическим направлением в каждой Концепции является градоэкономическое зонирование территории с выбором населенных мест — точек и зон активизации градостроительной и хозяйственной деятельности и инвестиционных потоков. Предложения по оптимизации численности населения выполнены на базе сбалансированной структуры занятости для различных типов поселений.


Примером экспериментального проекта планировки и застройки является вахтовый жилой поселок на Ямбургском газовом месторождении — единственное поселение, построенное за Полярным кругом по индивидуальному проекту при авторском надзоре коллектива института.


Однако на повестке дня — продолжение работы на всей оставшейся территории страны. Необходимо упорядочивать миграционные потоки, направлять их. Надо наводить порядок и в сфере добычи сырья, которая сейчас происходит зачастую спонтанно, по принципу «где дешевле и быстрее». Должно быть принято в расчет имеющееся население и существующие производственные базы. Их надо реконструировать или закрывать, а население — переучивать и оставлять на том же месте либо куда-то переселять. Не секрет, что сейчас есть умирающие поселения, а есть и такие, где срочно требуется приток рабочей силы.


Раньше всем этим занимался Госплан. Теперь на обломках старого надо строить новое, приступать к разработке стратегического плана развития страны. Эта работа должна была начаться в этом году, но пока распоряжения правительства нет.


В решении вопросов расселения и организации жизни страны должны участвовать, наряду с федеральной властью, и администрации регионов. Надеемся, что с выходом Градостроительного кодекса они активизируют свою работу в этом направлении. Что касается нашего института, то, наряду с планированием больших территорий, мы можем разрабатывать и генеральные планы отдельных населенных пунктов — городов, городков, деревень. Надеемся, что эти услуги будут в ближайшем будущем широко востребованы.


— В последние годы Россия наращивает портовые мощности на Балтике. Самым крупным транспортным узлом здесь скоро станет морской торговый порт «Усть-Луга». Каков вклад возглавляемого Вами института в развитие этого проекта?


— Коллектив института активно участвует в решении общефедеральных проблем устойчивого развития транспортной инфраструктуры, внешних морских связей, создании новых портово-производственных комплексов Балтийского побережья страны. С 2004 г. институт является генеральным проектировщиком крупного портового района «Горки», входящего в состав селитебно-производственного комплекса «Лужская губа», формируемого на прибрежных землях Кингисеппского района Ленинградской области. Терминалы проектируемого нами портового района получат связь с угольными разрезами и шахтами Кузбасса, с нефтяными и газовыми месторождениями Сибири, Севера и Урала. Прогнозируемый грузооборот может составить в перспективе 100 млн. т грузов в год, что более чем вдвое превысит суммарную мощность Санкт-Петербургского морского торгового порта.


Сейчас разрабатывается генеральная схема портового района «Горки» в северной части Лужской губы. Мы определяем, какие предприятия и терминалы могут быть здесь построены, каков допустимый грузооборот этих терминалов в зависимости от нагрузки на экологию. Это важно для обеспечения промышленной безопасности. Поскольку этот район — относительно безлюдный, он может быть ориентирован на перевалку потенциально опасных грузов. В частности, здесь предполагается перевалка нефти и нефтепродуктов, а также сжиженных газов.


Новой проектируемой территорией интересуется около десятка фирм, желающих разместить здесь свои комплексы. Каждая из них преследует свои интересы, и наша задача — увязать их с интересами Ленинградской области.


Сейчас уже выполнена примерно половина работ. Решены принципиальные вопросы по разбивке прибрежной территории, определены номенклатура и объемы оборота грузов. Ведутся экологические исследования, завершается разработка градостроительного раздела документации. Для обеспечения работников порта жильем предполагается построить новый город, который расположится между проектируемым портовым районом и строящимся портом «Усть-Луга». Для жителей существующих и проектируемых поселений предусмотрена организация зоны отдыха.


В мае нынешнего года работа будет завершена и вынесена на рассмотрение правительства Ленинградской области.


— Участвует ли сейчас институт в каких-либо зарубежных проектах?


— Да, периодически у нас идут зарубежные проекты. В основном они связаны с бывшими советскими республиками — Казахстаном, Туркменией. Обсуждается возможность участия института в создании островного рекреационного комплекса «Мир» в Арабских Эмиратах.


В целом опыт международного сотрудничества у нас солидный. Институт в разные годы участвовал в реализации совместных проектов с учеными Финляндии, Болгарии, Сирии, Северной Кореи, Ирака, Монголии, Гвинеи, Кубы, Вьетнама и других стран.


ГУП НИИП градостроительства 197342 Санкт-Петербург, Торжковская ул., 5 Тел.: (812) 431-0470, 574-1041 Факс (812) 431-1970, 574-1051 E-mail: niipvi@mail.linkey.ru


 

Проблемы вентилирования жилых помещений с герметичными окнами. Анализ состояния лифтового парка жилищного комплекса России. «Щербинский лифтостроительный завод»: баланс цены и качества. Диспетчеризация лифтов. Инновационный прорыв в области энергоснабжения. Пока гром не грянул… Проблема защиты от грозовых разрядов уже давно решена. Высокое качество бетона и надежность поставок.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved