Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Строительный комплекс Сибири: новый век — новые векторы


Об общесибирских тенденциях следует говорить осторожно, ибо регионы Сибири очень разнообразны как в плане использующихся градостроительных и организационных концепций, так и в смысле проблематики. Однако общие явления всё же есть.


Это, в первую очередь, укрупнительные процессы, касающиеся как строительных компаний, так и самой планировочной идеологии. Во-вторых, проектные и строительные предприятия стали более щепетильно относиться к инфраструктурным вопросам. Сами понятия «инфраструктура» и «комплексность» вернулись в активный словарь инвесторов, архитекторов и строителей после экстенсивной эпохи 90-х. Вернулись всерьез и, будем надеяться, надолго.


Увеличение доли крупных операторов особенно заметно в основных региональных центрах, где объем строительного рынка всегда был относительно большим — в Новосибирске, Омске, Красноярске. В обозримом будущем этот процесс еще более усилится — новый закон «Об участии в долевом строительстве» вызовет у строительной отрасли Сибири однозначную рефлексию: малые компании, которым в Сибири в силу климатической специфики и так функционировать сложнее, чем в европейской России, не смогут работать по более жестким новым нормам.


К 2005 г. в среде градостроителей и инвесторов вызрело, так сказать, мышление на макро-уровне — внимание к социальному контексту реализуемых проектов, к инфраструктурному проектированию. Переход от экстенсивно коммерческой точечной застройки к застройке квартальной, социально интегрированной стал особенно актуален опять же для крупнейших городов региона — Новосибирска, Омска, Красноярска. Именно там были предприняты первые реальные шаги в этом направлении: в Новосибирске сейчас «в работе» у строителей три района комплексной застройки (жилмассивы «Береговой», «Горский-2», малоэтажный комплекс на Ключ-Камышенском плато), еще несколько — в стадиях подготовки площадки или проектной проработки. Активно развивается «Взлетка» в Красноярске, в Омске строятся микрорайоны «Прибрежный», «Кристалл». К слову, Омская область интересна тем, что вообще является экспериментальной площадкой по реформированию строительно-жилищного комплекса. В области действует целых 11 целевых программ инфраструктурной тематики: по реконструкции систем водоснабжения, по освобождению резервных территорий от ветхого жилья, по реновации жилых домов первых промышленных серий и т. д. По объемам строительных инвестиций и выполняемых работ Омская область лидирует среди субъектов РФ. К 2009 г.здесь намерены добиться ежегодного введения 1 млн. кв. м жилья.


Еще одна тенденция последнего времени — активное участие в сибирском строительстве московских компаний. Застройщиком новосибирского жилмассива «Береговой» выступила московская компания «Социальная инициатива», правда, из-за затянувшейся подготовки площадки первый пусковой комплекс «Берегового» пока только-только перерос нулевой цикл. Более быстрыми темпами «созревают» в Новосибирске объекты компании «СТ групп Регион» — два дома клубного типа в центре города. Именно жилье повышенной комфортности и бизнес-центры категорий «А» и «В» московские инвестиционные фирмы считают самой ликвидной позицией для Новосибирска. В ближайших планах — строительство жилого квартала, включающего до 120 тыс. кв. м жилья повышенной комфортности. В Омске же московские компании ориентированы на более массовый сектор рынка — экономичное жилье в районах средней удаленности. Так, в конце прошлого года долгосрочный договор с правительством Омской области подписала компания «Стройинвестрегион». По этому соглашению компания до 2010 г. обязуется сдать 1 млн. 250 тыс. кв. м жилья.


Кстати, Омск является не только рыночным полем для московских застройщиков, но и очагом экспансии в соседние города. Например, настоящей сенсацией крупнейшей в Сибири межотраслевой выставки «СТРОЙСИБ-2005», прошедшей в конце зимы в Новосибирске, стало масштабное участие омских проектных организаций: и гиганта «Омскгражданпроект», и малых архитектурных бюро. В кулуарах даже «бродила» цифра — 400 млн. руб., уже заработанных одним лишь «Омскгражданпроектом» на новосибирских заказах.


К слову, для новосибирских строителей основой является сама градостроительная политика омских властей: на протяжении всей постсовесткой эпохи крупнейший город Сибири строится без генерального плана (генплан разрабатывается мучительно долго и в 2005 г. вопрос о его представлении опять остается открытым), тогда как у соседей современные генпланы имеют даже райцентры области. Так, в Омске завершена разработка генпланов для Седельниково и Тары. У Тары генплан уже был, но новый учитывает как планировочный фактор историческую ценность города, так и особенности современной технологической базы. В генплане Седельниково учитывается экологический фактор и сообразно с ним перспективы промышленного строительства. В общем, даже генпланы райцентров исполнены уже на принципиально новом уровне. Сейчас в стадии разработки — генеральные планы для райцентра Тевриз, села Знаменское, города Исилькуля.


Еще одна общесибирская тенденция — увеличение доли транспортных объектов в общем объеме капитального строительства. В последние годы сибирские города переживают настоящий бум вокзального строительства: были введены в строй железнодорожные вокзалы в Белово и Таштаголе, вокзал пригородного сообщения в Омске (это вообще сравнительно новый для России тип объекта), начато строительство вокзала для электричек в Новосибирске и реконструкция автовокзала, два вокзала — авто- и железнодорожный — были реконструированы в Томске к 400-летию города. Наконец, самым ярким событием такого рода стала масштабная реконструкция главного вокзала Красноярска. Не менее впечатляюще в обозримом будущем преобразится и главный омский вокзал.


Такие масштабные объекты, как вокзалы и мосты, оказываются для сибирских городов своеобразными катализаторами инвестиционной активности. • В Новосибирске расширение вокзального комплекса сопровождается превращением всей привокзальной площади в торгово-рекреационный центр общегородского масштаба (к 2009 г. тут появится большой торговый центр «Апельсин», подземные объемы площади будут освоены под торговлю и автомобильные парковки, появится прогулочная зона). Гостиница «Новосибирск» в роли инвестора возьмется за строительство масштабного и абсолютно нового для Новосибирска сооружения — аквапарка. • В Омске ожидающееся в этом году завершение строительства комбинированного (метро-автомобильного) моста уже подстегнуло строительную активность в этой зоне. • Аналогичным образом несколькими годами раньше новый автомобильный мост повлиял и на Барнаул.


Кстати, в прошлом году мостостроители Сибири получили мощный технологический ресурс: омское НПО «Мостовик» ввело завод специальных мостовых металлоконструкций производительностью 20 тыс. т в год. Это единственное за Уралом предприятие такого рода.


2004 г. ознаменован вниманием к статусным, градообразующим объектам: в Томске взялись за проработку высотного силуэта города — здесь запущена программа «Корона Томска», согласно которой исторический центр будет обрамлен кольцом высотных домов (монолитных и системы «Куб»); в Барнауле началось сооружение городской достопримечательности, нового «открыточного» символа — 35-этажного многофункционального комплекса, включающего в себя здание бизнес-центра, жилого дома, несколько этажей магазинов и ресторанов и многоэтажную подземную автостоянку (совместный проект ОАО «Купеческий двор» и китайской инвестиционно-строительной компании «Инь-Хэ»). А в Новосибирске на новом техническом уровне восстанавливают достопримечательность города — Театр оперы и балета. Функциональные и инженерные параметры его знаменитой сферической крыши были оптимизированы за счет применения новых изолирующих материалов и технологий.


К слову, фасадные и кровельные материалы и технологии (изолирующие, ограждающие, декорирующие) — одно из самых динамичных на сегодня направлений. Этот сегмент прирастал и новыми операторами, и расширением производства и сервисного спектра в уже существующих компаниях. Перспективность этого рынка обусловлена естественным образом — именно в этой зоне среднегодовой минусовой температуры на участке от Омска да Красноярска наиболее плотно сосредоточены крупные города: от кузбасских «300-тысячников» до почти двухмиллионной новосибирской агломерации. Поэтому тут особенно актуальна тематика теплосбережения во всех ее аспектах.


Другим инновационным направлением является развитие индустрии стройматериалов. Так, в Новосибирске ощущается дефицит сборного железобетона. Ассортимент прежних, советских, заводов ЖБИ уже морально устарел и не соответствует запросам проектировщиков, конечных потребителей. В Кузбассе и Красноярске, напротив, более активно и успешно провели реабилитацию панельного домостроения — тут используются модернизированные версии 97-й серии, панели с эркерным коробом, укрупненные панели для зданий с широким сечением корпуса. В Новосибирской области основные усилия направлены на преодоление дефицита кирпича, в Омской — на развитие производства материалов из золошлаковых отходов ТЭЦ (ибо запасы традиционного сырья в области очень малы), в Красноярской — на расширение доли металлокаркасного домостроения.


Наконец, можно рассматривать как оформившуюся тенденцию усиление роли архитектора в строительстве. О гармоничном союзе зодчего и строителя и о роли личностного фактора архитектурная пресса грезила лет тридцать. Сейчас же эти мечты начали обретать формы, пусть пока не идеальные, но достаточно внятные. Коммерциализация строительства понемногу приучила людей к мысли, что здание должно обладать не только утилитарными параметрами, но еще и иметь «товарный вид». Стала более весомой декоративно-художественная составляющая строительного цикла, это дало расширение рынка фасадных материалов и архитектурного декора. На смену упрощенчеству и диктату строительных технологий приходит новая доктрина: дом, говоря языком маркетинга, должен обладать так называемым УТП — уникальным товарным предложением, выделяющим его в ряду других товаров. За архитекторами наконец-то была признана роль создателей этого компонента.


 

«МЕТКАРСТРОЙ»: в новый год с новыми планами. ООО «УМ 333» – надежный партнер. Городу­порту – достойный фасад. Быстровозводимые спортивные сооружения. Основной проект – здоровье народа. Петербургская стратегия сохранения культурного наследия. Теплопотери в жилом фонде России.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved