Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Рынок сухих строительных смесей: вчера, сегодня, завтра


Сухие строительные смеси (ССС) сравнительно недавно вошли в число материалов, широко используемых в России. Это обусловило значительный рост объемов их производства в последние годы. О ситуации на этом сегменте рынка и перспективах его развития рассказывает управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей Евгений БЕЛЯЕВ.


— Евгений Вячеславович, расскажите, пожалуйста, об основных «игроках» на российском рынке ССС.


— На сегодняшний день, по данным нашего Союза, в России насчитывается более 200 предприятий, которые выпускают сухие смеси как общестроительного, так и специального (гидроизоляция, теплоизоляция и др.) назначения. Разумеется, среди них имеются как крупные производители, так и мини-заводы и небольшие технологические линии, изготавливающие ССС для нужд конкретного предприятия.


В топ-пятерку наиболее популярных на сегодняшний день на российском рынке изготовителей сухих смесей входят: группа компаний «КНАУФ» (несколько довольно крупных заводов в нашей стране); московская фирма «Унистром-Трейдинг» (торговая марка «Юнис»), московская компания «Старатели», MC-Bauchemie Russia (ранее — «ОТЛИ», марка «Плитонит») и финский концерн Maxit (до недавнего времени Optiroc, с торговыми марками «Ветонит» и «Серпо»). Эти производители на сегодняшний день контролируют около 50 % российского рынка ССС. За исключением концерна Maxit, означенные компании мы относим к российским предприятиям, поскольку все они имеют производственные базы в нашей стране.


В принципе, 10–12 крупнейших отечественных изготовителей сухих строительных смесей, имеющих федеральные брэнды, контролируют порядка 55–60 % всего нашего рынка ССС. Все остальные российские производители обладают лишь локальными брэндами, то есть их продукция не выходит за рамки «родного» региона и его ближайших «соседей».


— Каково в настоящее время соотношение на рынке ССС между отечественными и импортными материалами?


— Со времени августовского кризиса 1998 г. происходит неуклонное сокращение доли российского рынка сухих строительных смесей, контролируемой зарубежными производителями. На тот момент около 85–90 % использовавшихся модифицированных (то есть включающих в себя специальные химические добавки, обес-печивающие необходимые потребительские свойства) ССС были импортными. Впрочем, тогда весь рынок сухих смесей был совсем невелик.


На сегодняшний день 85 % российского рынка ССС прочно удерживают за собой отечественные производители. На долю импортных смесей остается, соответственно, 15 %, и цифра эта постепенно уменьшается. Большинство зарубежных производителей, громко заявивших о себе на российском рынке еще в 90-х г. г., пошли путем создания своих производств на территории нашей страны. Это и входящий в «топовую» пятерку концерн «КНАУФ», и известные компании «Хенкель Баутехник» (Германия) и Atlas (Польша), открывшие свои заводы в Московской области летом 2003 г., и др.


Среди импортируемых сухих строительных смесей на первом месте стоит продукция финского концерна Maxit (торговые марки «Ветонит» и «Серпо») — до 50 %. Значительную долю занимают привозные материалы группы компаний «КНАУФ» (при этом часть из них производится на заводах в ближнем зарубежье, например, в Молдавии). Примерно 6 % импорта контролирует Atlas, около 4 % — Henkel. Остальные зарубежные производители, в том числе такие уважаемые, как «Мапей» (Италия), «Киилто» (Финляндия), «Пуфас» (Германия) и др., представлены весьма незначительно.


Любопытно, что в денежном выражении картина выглядит несколько иначе. Из 20 млрд. руб., затраченных российскими строителями на приобретение сухих смесей в 2004 г., около 5 млрд. (то есть практически 25 %) были уплачены за импортные материалы. Обусловлено это как тем, что цена ССС зарубежного производства выше, чем у отечественного, так и тем, что ввозятся, в основном, сравнительно более дорогие модифицированные составы, обладающие специфическими свойствами.


— Вы назвали довольно внушительную сумму — 20 млрд. рублей, — истраченную на сухие смеси в прошлом году. Каковы же сегодня объемы производства ССС в России?


— Динамика роста производства сухих смесей очень положительная. В 2000–2002 гг. ежегодный прирост объемов выпуска ССС составлял около 50 %. В 2003 г. была достигнута рекордная отметка в 60 %. После этого темпы прироста естественным образом снизились. В 2004 г. эта цифра составила около 40 %. В этом году, по прогнозам наших специалистов, рост составит порядка 25 %, а в следующие 3–4 года, если рынок избегнет каких-либо серьезных катаклизмов, — ориентировочно 20–22 %.


В абсолютных цифрах объемы производства сухих строительных смесей в России характеризуются такими значениями: в 2000 г. — 377 тыс. т, в 2002 г. — 861 тыс. т,в 2003 г. — почти 1,4 млн. т. В прошлом году этот показатель достиг почти 2 млн. т. В дальнейшем тенденция к росту, по оценкам экспертов, сохранится. В этом году объем выпуска сухих строительных смесей достигнет 2,5 млн. т, в будущем — около 3 млн. т,а к 2008 г. приблизится к отметке 4 млн. т в год. Вне всякого сомнения, резервы для роста имеются, и весьма значительные.


В качестве основной причины сверхбыстрого прироста объемов производства в 2000–2003 гг. нужно назвать тот факт, что модифицированные сухие строительные смеси начали использоваться в России сравнительно недавно — только в 90-е гг. Соответственно, емкость рынка была очень велика. Таким образом, рост объемов производства ССС связан не только с общей положительной динамикой развития строительной отрасли в целом, но и наверстыванием отставания в использовании смесей. Кстати, по сравнению с экономически развитыми западными странами в России объем их потребления и по сей день довольно невелик. В настоящее время постепенно происходит сокращение этого отставания. Этим и объясняются «опережающие» темпы роста производства ССС по отношению к другим отделочным строительным материалам. Но по мере того, как Россия догоняет Запад по масштабам использованию смесей, темпы прироста объемов их выпуска снижаются.


— Могут ли российские изготовители ССС похвастать широким ассортиментом выпускаемой продукции?


— На начальном этапе массового выпуска сухих строительных смесей в России практически все фирмы начинали производство с самых простых и востребованных продуктов — плиточных клеев, — работая в низком ценовом сегменте. В то время на долю этих материалов приходилось до 80 % от общего объема выпуска продукции. До сих пор у многих клей является основной позицией в ассортиментном ряду (до 60–70 %). По данным партнерской компании нашего Союза — ЗАО «Агентство строительной информации», — в 2004 г. в России доля выпуска клеевых ССС составляла 48 %. На долю штукатурных смесей пришлось 27 %, шпатлевки заняли 11 %, еще 10 %пришлось на ровнители для пола и 4 %осталось за прочими видами сухих смесей (затирки и др.). В развитых европейских странах наблюдается иная картина: там доля клеевых ССС не превышает 15–20 %, тогда как различные штукатурные смеси занимают более 50 % объемов выпуска. Нам до такого положения еще далеко, но движение в этом направлении, несомненно, имеется. Радует тот факт, что в последнее время целый ряд российских производителей (например, «Старатели», «ЕК Кемикал», «Крепс», «Петромикс» и др.) концентрирует свои усилия на производстве высокотехнологичных, качественных продуктов, продолжая выпускать простейшие клеевые смеси для поддержания ассортиментного ряда.


— Какие регионы выделяются по росту производства ССС?


— В настоящее время в России можно выделить четыре основных центра выпуска модифицированных сухих смесей. Это, конечно же, Москва — безусловный финансово-экономический центр, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Новосибирск. В этих городах имеется немало серьезных изготовителей ССС, в том числе и с известными общенациональными брэндами.


В Москве (и области) располагаются производственные базы таких компаний, как «Унистром Трейдинг», «Старатели», «Хенкель Баутехник», Atlas (всего — более 50 фирм); в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — «КНАУФ», MC-Bauchemie Russia, «Крепс», «Петромикс»; в Нижнем Новгороде — «ЕК Кемикал»; в Новосибирске — «Геркулес-Сибирь», «Диола». Эти торговые марки имеют распространение далеко за пределами своих регионов.


В процентной «раскладке» лидирует, разумеется, Центральный округ (почти 60 %). Далее следует Северо-Запад (более 16 %). На остальные округа приходится менее 25 %.


В целом в большинстве регионов выпуск сухих строительных смесей развит сравнительно слабо. В принципе, почти везде существуют небольшие региональные производители, но их влияние не выходит за пределы родного города. Конкуренцию им составляет привозная продукция из вышеперечисленных центров.


— В чем специфика петербургского рынка ССС?


— Если говорить об отличиях от Москвы, то нужно отметить, что в процентном соотношении в Санкт-Петербурге строителями используется больше модифицированных сухих строительных смесей, чем в столице. То есть можно сказать, что по культуре потребления ССС, если судить по этому показателю, наш город лидирует.


Петербургский рынок отличается очень высокой конкуренцией, поэтому смеси, произведенные в других регионах, здесь практически не представлены. Строители Северной столицы отдают предпочтение своим же, петербургским производителям, а также используют импортируемую продукцию — тот же «Ветонит». Например, несмотря на неоднократные попытки крупнейших московских компаний — «Унистром Трейдинг» и «Старатели» — произвести «интервенцию» в Санкт-Петербурге, занять и удержать за собой существенную долю рынка им не удалось.


При этом продукция петербургского производства (фирмы MC-Bauchemie Russia, «Крепс», «Петромикс» и др.) достаточно успешно конкурируют с московскими продуктами во многих регионах России.


— Ранее остро стоял вопрос фальсификации сухих строительных смесей. Насколько сегодня эта проблема сохраняет актуальность?


— В Санкт-Петербурге этот вопрос стоит не очень остро, хотя контрафактная продукция периодически выявляется и здесь. А вот для Москвы это весьма актуальная проблема. Дело в том, что значительная часть сухих смесей реализуется в столице через имеющиеся во множестве оптовые строительные рынки. На них проконтролировать качество и происхождение товара практически невозможно. Подделываются, разумеется, в первую очередь наиболее популярные марки — как отечественные, так и импортные.


Можно выделить три наиболее распространенных варианта подделки ССС.


Первый из них — наиболее безобидный — сводится к тому, что «нечистоплотные» предприниматели приобретают некоторое количество ССС в стандартной упаковке (например, мешками по 25 и 30 кг), расфасовывают их в более мелкую тару (пакеты по 2–3 кг, оформление которых «срисовано» с «родной» упаковки) и реализуют. Среди частников такой продукт может пользоваться популярностью, поскольку для небольших, косметических ремонтов большие объемы материала не всегда востребованы. В общем и целом при такой махинации наносимый ущерб сравнительно невелик, ведь в итоге и производитель получил свои деньги, и покупатель приобрел качественный товар. Второй способ заключается в том, что в «фирменную» упаковку, заказанную в какой-либо «нечистоплотной» типографии, насыпают обычный песчано-цементный состав. От этого страдает как имидж компании, продукцию которой подделывают, так и покупатель, не получив материал, который был ему нужен.


Третий способ сводится к тому, что покупается недорогая продукция какой-либо компании, с упаковки аккуратно снимается верхний слой крафт-бумаги, на место которой приклеивается «картинка» гораздо более высококачественного и дорогостоящего материала, распечатанная, например, на лазерном принтере. И в этом случае тоже наносится ущерб как производителю, так и потребителю.


Борьба с контрафактной продукцией идет постоянно, но сложно сказать, насколько она эффективна. В значительной степени это обусловлено недостатками в законодательстве. Тем не менее московские производители сухих строительных смесей совместно с правоохранительными органами регулярно проводят рейды по оптовым рынкам, стремясь выявить подделки. Ряд компаний (например «КНАУФ», «Старатели») начали использовать голографические наклейки, чтобы защитить свою продукцию. В настоящее время изыскиваются и иные способы борьбы с контрафактом.


— Евгений Вячеславович, какой Вам видится роль Союза производителей сухих строительных смесей?


— В настоящий момент в Союз входит 10 компаний: 4 петербургские, 4 московские и 2 крупные региональные. Это, казалось бы, не очень много, особенно если учесть, что производителей ССС в России более 200. Но на предприятиях, входящих в СП ССС, на сегодняшний день выпускается около 25 % всех российских смесей. Причем надо подчеркнуть, что наш Союз не имеет установки на лоббирование только компаний — участников Союза; наша главная задача шире: информировать строителей о тех возможностях, которые предоставляют современные высокоэффективные модифицированные сухие смеси. А такая деятельность, несомненно, идет на пользу всем производителям ССС. Поэтому даже те компании, которые сначала с недоверием относились к нашей организации, теперь вполне успешно сотрудничают с нами.


Союз располагает лучшей в России, регулярно пополняемой и обновляемой базой данных по предприятиям отрасли. На ее основе ежегодно издается справочник с наиболее актуальной тематической информацией. Причем касается она не только производителей, но и региональных дилеров, поставщиков оборудования, сырья, профильных выставочных компаний и пр. Нами издается газета «Технологии и бизнес на рынке сухих строительных смесей». Союз поддерживает корпоративный сайт в сети Интернет — один из наиболее востребованных по тематике ССС. В рамках этого проекта 2–3 раза в неделю подписчикам рассылается подборка новостей рынка. Кроме того, функционирует первый в России отраслевой Интернет-магазин специализированной литературы, причем изданной не только нашим Союзом.


Ежегодно в рамках Международной выставки BATIMAT (теперь — «Балтийская строительная неделя») мы проводим крупную конференцию BALTIMIX, на которую и приглашаем всех, кому интересна тематика сухих строительных смесей.


 

Хорошо забытое старое, или арболит на новый лад. Новинки от компании «БАКАУТ». Архитектурное бюро академика РААСН Соколова С. И.. Транспортный газогенератор – новый взгляд на старую технологию. О лесной сертификации. ОАО «Главновосибирскстрой» СИБИТ — строителям!. Пятая Всероссийская неделя нефти и газа.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved