Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Формирование требований к системам автоматизации и управления зданиями


Закон о техническом регулировании разделил нормативную базу на регламенты и стандарты. При этом регламенты определяют нормы, влияющие на безопасность жизнедеятельности человека, и являются обязательными к исполнению, а стандарты определяют качественный уровень исполнения систем.


Таким образом, СНиПы, использовавшиеся до принятия закона о техническом регулировании, можно отнести к документам, определяющим нижнюю границу качества исполнения систем. При этом остается вопрос: как определить уровень исполнения объекта и, в частности, систем автоматизации и управления зданием. Эту задачу планируется решать с помощью стандартов в их новом понимании — как рекомендательных документов.


За рубежом уже накоплен определенный опыт создания подобных документов. Целый ряд стандартов компаний-производителей в итоге стали стандартами де-факто — например, стандарты компании AVAYA (AT&T) в области телекоммуникации. Ряд стандартов разрабатывается организациями, специализирующимися именно в области разработки стандартов, например VDI, или ассоциациями специалистов, например ASHRAE. И хотя такие документы носят рекомендательный характер, они находят широкое применение. В области систем автоматизации и управления зданиями большая работа ведется международной организацией ISO. Этот опыт может оказаться весьма полезным при разработке отечественных документов.


В России партнерские взаимоотношения с ASHRAE, VDI, ISO и рядом других аналогичных организаций установлен НП «АВОК». В части систем автоматизации зданий эти отношения активно развиваются комитетом НП «АВОК» «Интеллектуальные здания и информационно-управляющие системы». В частности, с использованием материалов рабочей группы 2 ISO комитетом были выпущены такие документы, как 1 и 2 части стандарта НП «АВОК» «Системы автоматизации и управления зданиями» и одноименный трехъязычный англо-немецко-русский терминологический словарь. В настоящее время к выпуску готовится 3 часть стандарта «Системы автоматизации и управления зданиями. Функции», а ранее выпущенные части — к переизданию. В перспективных планах комитета — разработка методических пособий и рекомендаций по системам автоматизации и управления зданиями.


В качестве основы для создания таких документов помимо зарубежного опыта логично рассмотреть интересы групп людей, назовем их пользователями, которые имеют отношение к процессам, протекающим на объекте в течение его жизненного цикла. Принимая такое предложение, обнаруживаем, что группы пользователей — это потребители сервисов, предоставляемых на территории проектируемого или реализованного объекта, или их производители или проектировщики, причем в течение жизненного цикла объекта роли групп пользователей могут изменяться, они могут появляться и исчезать. С этой точки зрения сам объект с набором предоставляемых им сервисов оказывается итогом компромисса между требованиями всех групп пользователей с учетом их временной динамики на протяжении жизненного цикла объекта. Достижение такого компромисса, особенно на этапе эксплуатации объекта, является очень важной с экономической точки зрения задачей, так как эксплуатационные расходы составляют существенную часть стоимости объекта.


Требования групп пользователей выражаются в наборах сервисов, необходимых для их удовлетворительной деятельности в рамках объекта. К таким сервисам можно отнести, например, индивидуальный микроклимат в помещениях, набор телекоммуникационных услуг, услуг безопасности, биллинга (автоматизированных систем оплаты), удобство эксплуатации и т. п. Эти требования у разных групп пользователей могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Так, например, покупатели жилья хотят получить максимальное количество и качество сервисов по минимальной цене. Строительная компания заинтересована продать это жилье по максимальной цене при минимальных вложениях, т. е. при минимальных расходах на обеспечение сервисов. Компромисс состоит в том, что строители вынуждены, несмотря на удорожание объекта, закладывать в проект оборудование, обеспечивающее требуемый покупателю уровень сервисов, иначе возникнут сложности с реализацией объекта в определенной ценовой позиции. И наоборот, избыток предоставляемых сервисов по количеству и качеству приводит к резкому удорожанию объекта и ограничению возможности его реализации. Так, требования групп пользователей проецируются на уровень реализации сервисов на конкретном объекте. Формализация этих требований в поддерживающих их процессах обеспечивает формирование полноценного технического задания, гарантирующего реализацию проекта оптимальными средствами.


В современных зданиях большое количество требуемых пользователям сервисов реализуется за счет инженерных систем и систем телекоммуникации. При этом их устойчивая работа обеспечивается системами автоматизации и управления зданием. Эти системы также неразрывно связаны с системами безопасности и обеспечением энерго- и ресурсосберегающих режимов. Поскольку за время службы здания (включая строительство) более 85% от всех затрат приходится на эксплуатационные расходы, применение экономичных режимов и алгоритмов управления в современном энергонасыщенном здании становится необходимым. Это усугубляется ограничениями подводимых мощностей.


Обеспечение безопасного функционирования объекта в штатных и нештатных режимах также реализуется преимущественно системами автоматизации и управления зданиями. В этом случае особенно важным становится взаимодействие между системами пожарной сигнализации, пожаротушения, охранной сигнализации, телевизионного наблюдения, управления доступом с системами автоматизации и управления зданиями, что неоднократно отмечалось на различных мероприятиях, посвященных вопросам безопасной эксплуатации зданий [1]. Таким образом, системы автоматизации и управления зданиями на современных объектах являются базой для формирования большинства сервисов, необходимых для различных групп пользователей. В зависимости от уровня требований этих групп для конкретного объекта реализуется соответствующий уровень исполнения систем автоматизации и управления зданием. Этот вопрос может быть освещен в следующей публикации.


1. Материалы научно-практических конференций «Стройбезопасность-2003» и «Строй-безопасность-2004».


 

Еще один шаг к производству высококачественных изделий. Восстановление железобетонных конструкций в зимнее время. «ДиатСпецМонтаж»: слагаемые качества фасадных работ. Новое слово на букву «К». Надежность и качество от группы компаний A-Vent. ЗАО «ЧСДМ»: курс на преобразования. Лучший в мире!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved