Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Основные аспекты энергосбережения


Начиная с самого главного и основного, следует отметить, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является основой экономики, и вопрос повышения энергоэффективности хозяйствования в стране возник не случайно. Истоки проблемы находятся в принципах построения экономики бывшего СССР. Страна обладала огромными запасами энергетического сырья, значительные средства вкладывались в развитие ТЭК. Ввод новых мощностей в энергетике обеспечивал все необходимые потребности в сфере энергопотребления. Стоимость энергии на внутреннем рынке была на порядок ниже мировых цен и на себестоимость продукции значительного влияния не оказывала. Серьезной необходимости в продвижении идей энергосбережения в те времена не было. Все оканчивалось только знаменитыми призывами «Экономика должна быть экономной» и табличками на подъездах домов «Закрывайте дверь. Берегите тепло». Следствием такой ситуации явилось то, что Россия была одной из самых энергорасточительных стран. Однако и переход на рыночные отношения не привел к значительным сдвигам в этом вопросе. Несмотря на значительное падение производства, энергоемкость экономики страны к 2000 г. снизилась лишь до 70% от уровня 1990 г. и превышала по этому показателю в 3—5 раз энергоемкость экономики развитых государств. Важным показателем в сфере использования энергоресурсов являются затраты на энергию в себестоимости продукции. На многих российских предприятиях доля стоимости энергии в конечном продукте производства достигает колоссальной величины в 20—30%, в то время как в передовых странах с развитой экономикой нормой является 3—5%. Причина такой ситуации кроется не в высокой стоимости ТЭР, которая не достигла еще уровня мировых цен, а в высокой энергоемкости производства. С постепенным ростом тарифов на энергоносители и приближением их к среднемировому значению российскому производителю все тяжелее конкурировать на рынках сбыта продукции из-за ее высокой стоимости. Проблемы качества товара в данном случае в расчет не принимаются.


Что касается сферы непромышленного потребления энергии, т. е. жилищно-коммунального хозяйства, то ситуация здесь еще более плачевная. ЖКХ в России по неэффективному использованию ТЭР держит уверенное первенство, истощая бюджеты всех уровней и принося населению значительные неудобства в виде отсутствия тепла и выставления счетов за неизвестно какие услуги.


Вот такое положение в сфере потребления ТЭР сложилось в стране к концу 90 гг. Понимая огромное значение вопросов повышения энергоэффективности экономики, Правительство Российской Федерации с 1995 г. проводит большую работу по формированию законодательной базы энергосбережения. Указом Президента РФ № 472 от 07.05.1995 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 г.» определена необходимость разработки федеральной целевой программы «Энергосбережение России» и обозначена важнейшая роль энергосбережения при формировании энергетической политики. Следующим шагом в этом направлении стал федеральный закон «Об энергосбережении» № 28 от 3.04.1996, в котором определены: порядок разработки и надзора за реализацией энергосберегающей политики, источники финансирования, обязательность оснащения предприятий и организаций приборами учета энергоресурсов, проведение энергетических обследований.


Большое значение в продвижении энергосбережения имела принятая в январе 1998 г. федеральная целевая программа «Энергосбережение России». Программа рассчитана на период до 2005 г. и состоит из 5 подпрограмм:


• энергосбережение в ТЭК;


• энергосбережение в ЖКХ;


• энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности:


• производство приборов учета и регулирования;


• энергосберегающая электротехника.


В ходе реализации 1 этапа программы (1998—2000 гг.):


• было продолжено создание правовой и методической базы энергосбережения, основополагающие документы по этим вопросам приведены в определенную систему;


• завершено создание структуры управления энергосбережением на всех уровнях (федеральный, региональный и отраслевой);


• начато формирование основных финансово-экономических механизмов реализации энергосберегающих мероприятий;


• сформирована система проведения обязательных энергетических обследований.


В заслугу указанной программе можно отнести и осуществление структурного преобразования органов Госэнергонадзора в части организации отделов, лабораторий и центров по энергосбережению. Введено лимитирование потребления ТЭР предприятиями бюджетной сферы, что позволило снизить расходы бюджета и создать мотивацию к энергосбережению. Положительным является и то, что к 2000 г. парк приборов учета потребления ТЭР увеличился практически в два раза.


Но наряду с положительными достижениями следует отметить, что федеральный бюджет практически сорвал финансирование программы энергоэкономии. Это привело к невыполнению большинства пунктов программы, часть намеченных мероприятий были профинансированы не более чем на 40%, в основном за счет региональных бюджетов.


К 2000 г. в России наметился рост промышленного производства, сопровождающийся ростом энергопотребления и увеличением спроса на энергоресурсы. В то же время состояние ТЭК за годы экономического спада не претерпело улучшений, технологическое оборудование по мере своего старения и износа выводилось из работы, а отсутствие инвестиций и средств на развитие не позволяло вводить новые мощности. Прогнозировался рост величины валового внутреннего продукта в 3 раза за ближайшие 20 лет. При сохранении энергоемкости ВВП в этой же пропорции должно увеличиться и энергопотребление, что для ТЭК абсолютно нереально по условиям его развития, а для экономики страны слишком обременительно. Прогноз роста объемов производства энергетических ресурсов позволял рассчитывать лишь на увеличение в 30%. То есть недостающая разница может быть компенсирована только за счет снижения энергоемкости ВВП приблизительно в 2—2,5 раза. В этих условиях вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики становятся более чем актуальны.


Учитывая опыт разработки и реализации ФЦП «Энергосбережение России», в январе 2001 г. начинается работа по созданию федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 г. Уже в ноябре 2001 г. эта программа утверждается постановлением Правительства Российской Федерации № 796. Программа, разработанная с целью реализации основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 г., была принята Правительством 23 ноября 2000 г. Программа направлена на разрешение вопросов, связанных с низкой энергоэффективностью экономики, необходимостью устойчивого удовлетворения потребностей страны в энергоносителях, сохранения энергетической безопасности страны и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. Предусматривается создание конкурентноспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости ВВП за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях. Признавая огромную важность этой программы, следует сказать, что она является межотраслевой, делится на два основных этапа (первый этап — 2002—2005 г.; второй этап — 2006—2010 гг.), включает в себя мероприятия, направленные на решение следующих задач:


• перевод экономики на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов;


• повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе;


• повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования энергосберегающих технологий и оборудования потребителями топливно-энергетических ресурсов во всех секторах экономики;


• развитие нетрадиционной энергетики, использование местных видов топлива, снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК и т. д.


Главным средством достижения поставленных задач определено формирование энергетического рынка с приемлемым для потребителей соотношением цен на энергоносители и развитие межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке. Реализацию программы намечено осуществить посредством проведения энергосберегающей, энергетической и инвестиционной политики, в том числе путем проведения ценовой и налоговой реформ, реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы структурной перестройки отраслей ТЭК и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.


Таким образом, в стране была создана серьезная правовая база для реализации концепции энергосбережения (кроме упомянутых в статье документов, существует масса других, так или иначе связанных с этим вопросом). Однако к настоящему времени успехов в деле повышения энергоэффективности экономики не так много, как бы хотелось, и причин здесь несколько. На мой взгляд, главная причина в том, что продвижение идей энергосбережения только административными методами должного эффекта не дает никогда. В условиях рыночной экономики должен быть эффективный механизм стимулирования энергосбережения как для поставщика ТЭР, так и для любого потребителя. Одного желания для реализации энергосберегающих мероприятий мало. Для повышения энергоэффективности любого технологического процесса как производства, так и потребления ТЭР существует много различных путей, и, как правило, все они требуют определенных затрат на свое осуществление. При равных эффектах инвестиции в энергосберегающие технологии в среднем в 2 раза меньше, чем на увеличение производства энергоносителей; несмотря на это, энергосбережение — дорогое мероприятие. В этом случае на первое место выходят вопросы, откуда брать средства, каковы сроки окупаемости энергосберегающих проектов, какова выгода для того, кто осуществляет у себя работу в области повышения энергоэффективности. Говоря о проблеме финансирования энергосбережения, сразу бы хотелось сказать, что при нашей расточительности 10—20% экономии потребитель может получить, не затрачивая каких-либо значительных средств, только лишь за счет оптимизации и надлежащего контроля за существующим технологическим процессом потребления энергоресурсов. Эту тему мы затронем в последующих публикациях.


Что касается экономических аспектов стимулирования энергосбережения, то хотелось бы поговорить об этом подробнее. Наиболее важную роль в стимулировании повышения энергоэффективности и. как следствие, снижении энергоемкости экономики в целом играет тарифная политика в области топливно-энергетического комплекса. Особенностью этого вопроса является то, что при определении стоимости энергоресурсов должны учитываться интересы как производителя ТЭР, так и всех категорий потребителей. Следует принимать во внимание и социальный аспект изменения тарифов для населения. Тем не менее просто необходимо учитывать интересы энергосбережения при определении стоимости ТЭР. Низкие тарифы (в сравнении с мировыми) на энергоносители компенсируют высокую энергоемкость экономики, позволяя отечественным производителям оставаться конкурентно-способными, защищают малообеспеченные слои населения от непомерных расходов по оплате тепла и энергии. Но в то же время занижение тарифов на энергию стимулирует ее расширенное и расточительное использование. К примеру, низкие тарифы для населения делают невыгодным использование высокоэффективных источников освещения и электроприборов с малым энергопотреблением, поскольку соотношение цены этих аппаратов со стоимостью сэкономленной энергии практически не окупает первоначальных затрат за расчетный срок эксплуатации, либо срок окупаемости очень велик и потенциально не интересен для потребителя энергии. Так, при использовании энергосберегающей газоразрядной лампы стоимостью 120 руб. с номинальной мощностью в 15 Вт, эквивалентной лампе накаливания мощностью в 75 Вт, часовая экономия составит 60 Вт. При стоимости электрической энергии в 60 коп. за 1 кВт/час. получаем экономию в 3,6 коп. в час. Таким образом, лампа окупится приблизительно через 3000—3500 час.: при средней наработке 3 часа в сутки это составляет около 3 лет. Этот срок соизмерим со сроком службы лампы и наверняка не заинтересует потребителя с точки зрения выгодного вложения средств. Этот частный пример, конечно, не может быть во всем показателен, его можно оспорить, сказав, что при определенных условиях такая лампа выгодна, и с этим можно согласиться, но факты говорят об отсутствии интереса у основной массы населения к подобным технологиям. Аналогичная картина складывается в промышленном секторе экономики, в ЖКХ, масштабы только там иные как в технологиях, так и в затратах. Говоря о тарифной политике, следует опасаться и другой крайности. Рост тарифов может быть адекватен падению объемов продажи энергии. Логика здесь очень проста: предприятиям-поставщикам энергоносителей, чтобы жить и работать, необходимо возмещать текущие затраты на производство и продажу своего продукта. В условиях рыночной экономики источник возмещения только один — деньги потребителя. Если объем продаж сокращается, а расходы на его производство остаются на прежнем уровне, то это неизбежно сказывается на стоимости продукта, иначе предприятию не выжить. Опасность заключается в том, что повышение энергоэффективности только в сфере потребления при условии снижения спроса на энергоносители может повлечь за собой компенсационный рост тарифов и не позволит получить рассчитанный экономический эффект от энергосбережения. Чтобы избежать подобного, необходим устойчивый спрос на энергоносители и повышение топливной составляющей в себестоимости энергии до уровня 70—80%, что уже связано с энергоэффективностью в сфере производства ТЭР.


Большое значение для повышения экономической заинтересованности в энергосбережении имеет механизм привлечения инвестиций на реализацию мероприятий по энергосбережению и налоговая политика государства. Работа по этим направлениям в настоящее время еще только начинается, но включение этих вопросов в федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 г. дает право надеяться на их успешное разрешение.


Обсуждая тему энергосбережения, необходимо сказать и о нашем регионе, т. е. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По разным оценкам специалистов, потенциал энергосбережения региона довольно высок и составляет 40—50% сегодняшнего энергопотребления в различных секторах экономики, а в ЖКХ он может достигать и большего значения. Однако использование этого потенциала крайне неэффективно. Кроме общих для всех проблем, которые мы уже обсудили в этой статье, для Санкт-Петербурга характерны и некоторые особенности. На мой взгляд, у лиц, принимающих решения и наделенных требуемыми полномочиями, нет достаточного понимания этого вопроса, приоритеты расставляются явно не в пользу энергосбережения. А ведь потери энергии в конечном итоге все равно оплачивает население, независимо от того, финансируются эти потери государственным бюджетом или предприятиями. Население у нас также не имеет достаточной осведомленности и заинтересованности в энергосбережении. Санкт-Петербург и Ленинградская область являются одним из крупных потребителей привозного (а значит, дорогостоящего) топлива, в то же время они не относятся к числу регионов, где заметны успехи в повышении энергоэффективности хозяйствования. Во многих крупных городах, промышленных центрах уже созданы региональные фонды, центры, агентства энергосбережения — здесь этого пока нет. Сложившаяся в регионе обстановка равнодушия к проблеме энергосбережения может частично объясняться достаточным объемом энергоисточников. Энергосистема Ленэнерго надежно обеспечивает потребителей тепловой и электрической энергией, потребность в топливе удовлетворяется постоянным развитием газоснабжения региона. Тем не менее в последующие годы регион вполне может столкнуться с кризисом в энергетике, связанным с ожидаемым снижением добычи газа и ростом массы устаревшего энергооборудования. Только повышение энергоэффективности позволит в этой ситуации Северо-Западу России оставаться в числе промышленно развитых регионов, а предприятиям — быть конкурентоспособными. Работа в данном направлении напрямую зависит от понимания этих проблем администрациями всех уровней, населением, руководителями предприятий и организаций, акционерных обществ, частными лицами.


Заканчивая обсуждение общих вопросов повышения энергоэффективности экономики и развития энергосбережения, хотелось бы отметить, что от решения этой проблемы напрямую зависит дальнейшее развитие нашего общества и то положение, которое будет занимать Россия в мире.


Конкретные пути по повышению энергоэффективности отдельно взятого объекта хозяйствования (предприятия, учреждения, здания, объекта строительства), применению энергосберегающих технологий — в следующих публикациях.

 

Инженерно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга: 2005–2006. ООО «Строительные материалы»: открывая новые горизонты. Немецкие машины для лидеров рынка. Гарантия качества проектно-изыскательских работ. Каждые десять секунд… решение проблемы учета газа в промышленности и быту. Как сделать дом теплым. Резюме материалов этого номера на английском языке.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved