Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Правильный выбор новых дорог


28 июля 2005 года в петербургской гостинице «Прибалтийская» встретились хорошо знакомые друг с другом персоны — полномочный представитель Президента по Северо-Западному федеральному округу, руководители субъектов федерации и первые лица ОАО «Российские железные дороги». Задача, которую преследовали участники встречи, — определить приоритеты развития железнодорожной инфраструктуры региона. По итогам встречи состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали Президент компании В. И. Якунин, вице-президент компании С. М. БАБАЕВ, начальник Октябрьской железной дороги В. В. Степов, заместитель Полномочного представителя Президента РФ Л. П. Совершаева.


Пресс-конференцию открыл В. И. Якунин:


— Данное совещание является первым из мероприятий такого рода, которое я провожу в новом качестве — в качестве Президента ОАО «Российские железные дороги». Выбор места объясняется не моей личной принадлежностью к Санкт-Петербургу, не тем, что здесь мне больше чем где-либо нравятся представители города и полномочного представительства. Фактом является то, что сегодня 42% экспорта грузов транспортируется через пограничные переходы и порты Северо-Запада. Фактом является и то, что за5 месяцев 2005 года объем транспортировок возрос на 14%. Наконец, выполняя указания Президента и планы Правительства, мы с 2000 года инвестировали в развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры Северо-западного региона 80 млрд. руб.,а с учетом капитальных ремонтов — более 100 млрд. руб.


Сегодня мы доложили о ходе реализации решения по разработке генеральной схемы развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада — к августу мы планируем представить ее в бумаге и утвержденных материалах, и для нас чрезвычайно важно, что наше совещание состоялось именно в эти дни. Мы признательны Полномочному представителю Президента в СЗФО И. И. Клебанову, который вместе с нами провел первую половину совещания и выступил с основополагающими замечаниями по поводу развития транспортной инфраструктуры. Мы с ним абсолютно единодушны в осознании того факта, что нам необходимо совместно с портовиками, грузовладельцами, экспедиторами и операторами формировать единые подходы к организации железнодорожного экспортно-импортного обеспечения, перевозок, а также перевозок по внутренним сообщениям. Со стороны Правительства Санкт-Петербурга участие в заседании принял вице-губернатор Ю. А. Молчанов — с губернатором В. И. Матвиенко мы встретились ранее. Ленинградская область была представлена вновь назначенным вице-губернатором, отвечающим за развитие инфраструктуры, Поседой, с ним мы недавно встречались в Москве.


Также на заседании прозвучали выступления грузовладельцев, которые обращали внимание на необходимость совершенствования уровня сервиса и технологий перегрузки в портах, сравнивали тарифы на перегрузки в наших портах и портах, в частности, Балтии. Речь шла о необходимости разработки схем и формирования компенсационных складов при транспортировке продукции металлургических комбинатов — в силу определенного цикла этого бизнеса возникает «сгущенность» этой грузовой базы под конец месяца, и работа по перевозке становится неритмичной. Поэтому нас порадовало заявление представителя «Северстали», который отметил, что они решат эту проблему для налаживания ритмичности поставок путем строительства соответствующего склада. Коснулись мы и вопроса о возможности организации так называемых бондовых складов на территории РФ.


Очень подробно обсудили тему развития портов Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск и особенно Усть-Луга — как основной задачи, которую поставил нам Президент страны и которая успешно реализуется. Очень приятно, что атмосфера на совещании была конструктивной, считаю проведенную встречу интересной и содержательной. Поэтому мы обратились к Полномочному представителю Президента РФ с просьбой провести под его эгидой очередное совещание в сентябре 2005 г., когда окончательно будут определены параметры развития транспортной системы всего Северо-Запада.


Л. П. Совершаева: — Добавлю, что сегодняшнее совещание логично является завершающим в той деятельности, которую в течение восьми месяцев вела рабочая группа из представителей полпредства, железных дорог, грузоотправителей и представителей «Росморпорта». Вам известно, что под эгидой полпредства прошло несколько такого рода заседаний, в ходе которых нам удалось решить ряд проблем. Сегодня мы окончательно ставим точку в генеральном плане развития, думаю, что проблем, которые стояли перед нами в ноябре прошлого года, на Северо-Западе не будет.


— Как скоро будет принят генплан?


В. И. Якунин: — Генплан разрабатывается и уже готов к завершению: в августе мы рассчитываем получить его из института, который ведет разработку этого документа. Средняя перспектива генплана — до 2010 г., но вообще мы просчитываем его до 2020 г.


— Каковы основные проекты, и какие затраты на их реализацию предполагаются?


В. И. Якунин: — В целом до 2010 г. объем инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры, которые мы планируем, составляет 303 млрд. руб. Что касается Северо-Запада, на его долю придется около 200 млрд. руб. Проблемы, которые являются основополагающими для разработки этой транспортной схемы, заключаются в необходимости обеспечить составляющую железнодорожного транспортного обслуживания экспортно-импортных перевозок, которые осуществляются через Северо-Запад. Необходимо адекватное развитие инфраструктуры, соответствующее плановым показателям развития промышленности РФ. Отсюда возникают задачи по созданию и по развитию портов, которые я перечислил. Кроме того, в генеральном плане будут учтены перспективы развития скоростного движения на направлении Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки. Мы исходим из того, что в ближайшее время будет окончательно доработано наше техническое задание по этим проектам. Исходя из необходимости поэтапной реализации скоростного движения на участке Санкт-Петербург — Москва, для выхода на скорость 250 км/ч эти мы проекты реализуем с учетом некоторой модернизации существующей транспортной железнодорожной инфраструктуры. Что же касается высокоскоростного движения 250–350 км/ч, по этому поводу будут проведены соответствующие научные изыскания и экспертные оценки, и тогда совместно с руководящими министерствами и ведомствами мы будем вырабатывать окончательную конфигурацию этих проектов.


— Петербуржцев беспокоит судьба проектов, одобренных прежним руководством компании «РЖД» — это вынос территории московская — Товарная, ремонт Американских мостов, скоростное пассажирское движение на Москву и Хельсинки и на пригородном направлении. Будут ли эти проекты реализованы, каковы сроки?


В. И. Якунин: — Должен отметить, что поменялся Президент компании, а не ее руководство. В руководстве изменения тоже, конечно, происходят, но массовых — нет. А с учетом того, что многие проекты, относящиеся к инвестиционной сфере, относились и раньше к моему ведению, я их все прорабатывал лично, за исключением скоростной дороги. Скоростное движение — безусловный фактор развития железных дорог во всех странах, он с неизбежностью придет и к нам, а мы будем делать все от нас зависящее, чтобы это наступило скорее. Другой вопрос, что сделать это нужно «по уму», на основании экономически обоснованных расчетов и технологически обоснованных решений. Сегодня утром Валентина Ивановна Матвиенко поднимала вопрос по американским мостам, задача по их реконструкции будет реализовываться. Тема выноса станции «Москва–Товарная» также остается, и мы будем совместно реализовывать этот проект. Мы планируем встречу с вице-губернатором Ю. А. Молчановым, чтобы провести с ним переговоры на бизнес-языке и определиться с параметрами решения.


Порты или «непонятно что»?


— Вы отмечали, что на Санкт-Петербургском узле Октябрьской железной дороги проблема брошенных составов перестала быть проблемой. Благодаря чему? И будет ли этот опыт тиражироваться на другие дороги?


В. И. Якунин: — Могу только сказать, что именно на Октябрьской железной дороге впервые начала реализовываться идея создания единых информационно-логистических центров. Это — один из элементов, благодаря которому удалось синхронизировать работу портов и железнодорожников. А подробнее на этот вопрос лучше меня ответит начальник дороги В. В. Степов.


В. В. Степов: — Мы действительно проделали очень большую работу: в каждом порту Северо-Запада мы проводили координационные советы, по результатам которых принимались конкретные меры по нормализации ситуации. Приглашали на эти советы грузоотправителей, чтобы проследить всю цепочку транспортного конвейера. И это действительно позволило нам решить проблему: особенно остро мы ждали ее повторения в январе-феврале, но эти месяцы прошли безболезненно, и на сегодняшний день проблема решена. Отмечу, что в связи с этим Л. П. Совершаева даже была принята в ряды почетных железнодорожников Октябрьской железной дороги и награждена памятным знаком, а устами Президента Октябрьской железной дороге ей было сказано большое спасибо за ту роль, которую она взяла на себя по координации этого вопроса.


— Не бескокоит ли Вас тенденция «мельчания» портов — на побережье Балтики и Невы возникает ряд небольших, узкоспециализированных терминалов, тогда как развитие заявленных мощностей в составе крупных терминалов запаздывает?


В. И. Якунин: — В данном случае выскажу свое личное мнение, а затем попрошу выступить по этой теме также вице-президента компании С. М. Бабаева. Этот вопрос выходит за рамки моей компетенции, и я могу комментировать его только как руководитель компании ОАО «Российские железные дороги», а также — до последнего времени — как член совета директоров компании «Усть-Луга», куда вместе с Л. П. Совершаевой я был направлен по решению государственных органов и где до настоящего времени мы состоим. Считаю недопустимым разработку проектов, более того — начало формирования таких проектов, без согласования с Министерством транспорта РФ, которое является ведомством, ответственным за развитие всей железнодорожной инфраструктуры и выработку политики этого развития. Не может быть такого положения, когда на каждом погонном метре побережья Финского залива по желанию — доброму или недостаточно профессиональному — разрабатываются терминалы, порты и тому подобное. Это не только не полезно, но и вредно для железнодорожников, равно как и для автомобильной инфраструктуры, потому что мы не в состоянии по желанию некоего владельца идеи вкладывать огромные деньги, чтобы развивать инфраструктуру подходов. Не будем забывать и о том, что Карелия — это уникальный регион с уникальной природой и прекрасной экологией, куда люди ездят отдыхать. Поэтому все должно делаться «по уму» и с большим тщанием, а мы наблюдаем иную тенденцию — все чаще к нам приходят и заявляют о том, что желают сделать очередной проект.


С. М. Бабаев: — В принципе, Владимир Иванович сказал почти все. Если проблему рассматривать даже только в аспекте транспортных технологий и провозной и пропускной способности железнодорожной сети, то развитие мелких портов ухудшает пропускную способность железных дорог. Сегодня, когда в одном порту действует несколько стивидорных компаний и все хотят осуществлять работу с одними и теми же грузами, железнодорожному транспорту приходится выполнять огромное количество лишней работы. Мы берем груз у отправителя, затем его доставляем в порт, а потом разбиваем порой одну партию на десяток клиентов-стивидоров. Даже уголь, поступающий в Мурманск, мы порой рассыпаем на 6–7 кучек. Поэтому Минтранс РФ должен руководить специализацией портов: специализация стивидорных компаний позволит на тех же мощностях, что существуют сегодня, увеличить перерабатывающую способность и грузопоток, который сегодня следует на экспорт. А «размазывание» денег на строительство приводит к появлению не портов, а непонятно чего, куда мы вынуждены отправлять лишь по одному вагону.


— Поднимался ли на сегодняшней встрече вопрос о забастовке докеров?


В. И. Якунин: — Мы обсуждали вопрос о стоимости перегрузки. Вопрос о забастовке докеров не поднимался, и мы в эту ситуацию вмешиваться не будем, потому что это — спор между работодателями и работниками, который находится за пределами нашей компетенции.


Сможем, и должны, и обязаны


— Каков прогноз чистой прибыли ОАО «РЖД» на этот год, с учетом изменения тарифов?


В. И. Якунин: — Вопрос непростой — если я предскажу объемы меньше, то о компании скажут: стали хуже работать. Скажу, сколько бы заработать хотелось — решат, что ОАО «РЖД» живет слишком богато. Поэтому отвечу на Ваш вопрос уклончиво и осторожно: с учетом динамично изменившейся макроэкономической ситуации в стране нет ничего сложнее, чем прогнозы даже в разрезе одного года. Как вы знаете, результатом изменений в экономике было решение по индексированию тарифов. Хочу подчеркнуть, что речь идет не об инфляционной составляющей, а о том, что железнодорожный транспорт как никакая другая монополия является чувствительным к изменениям роста объемов промышленности, груза и к перераспределению груза по погранпереходам и портам. В стране сформирована и осуществляется государственная политика, которая стимулирует развитие перевалки грузов в наших портах, — инструментом ее осуществления является регулирование тарифов.


Что касается прогноза чистой прибыли, в пределах нашего понимания международных рынков, которым занимается наш «конъюнктурный» департамент, мы предполагаем, что сможем удержаться в рамках расходной части нашего бюджета. Думаю, что мы сможем, и должны, и обязаны сократить свою расходную часть минимум на 19 млрд. руб. И если промышленность и грузовладельцы не подкинут нам дополнительных задач, пока нам не известных, то мы ожидаем, что вый-дем на прибыльность, превышающую 5 млрд. рублей.


— Будет ли покрыт бюджетом убыток в 17,5 млрд. руб. от пассажирских перевозок?


В. И. Якунин: — Как вы знаете, пассажирские перевозки действительно являются для нас убыточными в целом, и так же происходит и во всем мире. Это социальная услуга, и за нее государства платят деньги. Бюджет нам ничего покрывать не планирует, но мы пытаемся вести переговоры о создании федеральной пассажирской компании, в соответствии с программой реформирования железнодорожного транспорта.


— А каков прогноз перево-зок нефтеналивных грузов?


В. В. Степов: — Пока оценки разные, но предполагается увеличение объемов примерно на 20–25% — идет рост перевалки через терминалы, при этом объемы перевозки через погранпереходы не падают, что говорит о том, что грузопоток в сторону Северо-Запада имеет тенденции к росту.


РЖД и государство


— Высказывалось мнение что Октябрьская железная дорога будет не в состоянии справиться со строительством подходов к Усть-Луге, которая планирует вый-ти на объемы в 35 млн. т, и возможно строительство дороги по схеме государственно-частного партнерства...


В. В. Степов: — Октябрьская дорога в состоянии справиться с любым потоком грузов. Строительство подходов к порту Усть-Луга в соответствии с заявленными объемами грузов идет по графику, и заявленные 4 млн. т на конец года мы берем на себя без проблем. Что же касается вопроса о развитии этого порта на объемы в 35 млн. т, то такая перспектива выходит за рамки ближайших 2–3 лет. Возможно, что схема государственно-частного партнерства будет востребована.


Л. П. Совершаева: — А я добавлю, что сегодня в проекте решения фигурирует и четко прописано, что именно по этому вопросу должно сделать ОАО «РЖД» и что — Октябрьская железная дорога.


— Однако через месяц в Эстонии начнет работу порт Силламяэ.А в перспективе нас вообще ожидает выравнивание тарифов на перевозку с европейскими государствами. Как Вы полагаете, не приведет ли это к переориентации грузопотоков?


В. И. Якунин: — Безусловно, проблема эта есть, но мы много говорили на эту тему обеспечения конкурентоспособности наших портов, и сам я непосредственно обращался к руководителям морских портов в регионах, призывая их к тому, чтобы они активнее вели работу по повышению качества своих услуг и снижению тарифов на перегрузки. Также я обращал внимание на взаимодействие руководителей портов с Правительством РФ, потому что это вопрос их уровня компетентности.


С. М. Бабаев: — Безусловно, выравнивание тарифов отразится на динамике грузопотока. Мы ожидаем, что он будет стремиться к позициям 1982–1988 годов, когда грузы шли в порты советской Прибалтики.


Нам предложено выйти на такой уровень тарифа, чтобы стоимость транспортировки на одно и то же расстояние, независимо от пересечения границ, была одинаковой. Как следствие, выравнивание тарифов приведет к тому, что, безусловно, переток будет. Поэтому сегодня мы говорим о гарантировании объемов со стороны грузоотправителей — это необходимо, чтобы не оказалось, что мы вложили деньги в бесперспективные направления. Не должно получиться так, что сегодня мы вложили миллиарды в направление на Мурманск, а завтра потребуется развить инфраструктуру и в сторону Прибалтики. Одной из целей задачей сегодняшнего совещания как раз и было понять, куда будет двигаться грузопоток и как в этой связи развивать потенциал нашей сети. Надеюсь, что какие-то механизмы государственной поддержки отечественных портов будут найдены, с тем, чтобы не произошло резкого перетока грузов. Тем более нужно учитывать тот факт, что в Прибалтике государством созданы более привлекательные условия для работы портов, чем в России.


В. И. Якунин: — Таким образом, многое зависит от политики Министерства транспорта РФ, которая будет осуществляться в этот период времени. А если этой политики не будет, то последствия для портов могут быть тяжелыми.


— По сообщениям СМИ, Вы встречались с Президентом РФ. Как Вы можете прокомментировать это событие?


В. И. Якунин: — Для любого гражданина РФ, тем более для руководителя компании, встреча с Президентом РФ является весьма ответственным событием в работе. Мы готовились к этой встрече заранее, знали о ее формате. Что касается нашей оценки, то мы благодарны Владимиру Владимировичу Путину за то внимание, которое он уделяет железным дорогам России. Это, в частности, выразилось в формулировке задач по развитию железнодорожного транспортного машиностроения. Мы будем готовы доложить Президенту в преддверии Дня железнодорожника о том, что было сделано нами, и доказать, что мы не просто внимательно выслушиваем указания Президента, но и реализуем их в своей деятельности.


 

Откройте офис для новых перспектив. Правильное решение — профиль КНАУФ. Торжество преобразователей ржавчины. ОАО «ТИЗОЛ»: лучшее решение для повышения пределов огнестойкости воздуховодов. «НГС-Темпобур» Эффективность = экономика + экология. Метод наклонно-направленного бурения. Информационно-выставочный комплекс «Петербургский строительный центр»: планы на будущее. Экология, энергосбережение, охрана труда.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved