Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Применяемые технологии при строительстве переходов под реками методом наклонно-направленного бурения (ННБ)


Наиболее сложным в реализации проектов ННБ является прокладка переходов под реками, под руслами которых геологическое строение грунтов представлено породами, в которых применение способа ННБ ограничено. Фактически это грунты способные к самообрушению (грунты с большим содержанием галечника и валунов), плывуны, вечная мерзлота и т. д.


Для совместного решения этих задач компании ООО ИПСК «НГС-ТЕМПОБУР» и ООО «ВИС-МОС» объединили свой научно-технический и производственный потенциалы, образовав консорциум «ТЕМПОБУР-ВИСМОС».


При строительстве переходов в сложных геологических условиях консорциумом был предложен и успешно реализован целый ряд технических и технологических решений, позволяющих вести строительство переходов методом ННБ в условиях, практически не предназначенных для метода ННБ.


Буровой инструмент


На основе опыта строительства переходов в неблагоприятных грунтовых условиях (грунтах 3–6 категории по буримости, в том числе галечниковых породах с включениями валунов) были испробованы разные по типу буровые инструменты и различные методы расширения скважины.


Для бурения скважин применялись буровые головки следующих видов: гидромониторные JET BIT для мягких грунтов, INCREDIBIT фирмы RAILHEAD для твердых и скальных, а также виброзабойные двигатели, типа ВЗБ, с шарошечными долотами.


Для расширения скважины применялись дисковые и шарошечные расширители разработки ВНИИБТ производства Сарапульского машиностроительного завода и зарубежные фирмы-производителя INROCK. В грунтах малой прочности при небольших диаметрах и определенных условиях применялись расширители фрезерного типа Flu Cutter.


Наиболее оптимальным является расширение скважины в несколько этапов (многоэтапное расширение) через 150–250 мм. Данный способ расширения позволяет увеличить скорость бурения, оптимизировать требования к свойствам бурового раствора. В случае износа рабочих органов инструмента не представляется большой сложности его обратного выхода на поверхность для замены вооружения.


По типу расширителей наиболее оптимальными являются одно- или двухступенчатые бочкообразные расширители. В зависимости от категории грунтов по буримости подбирается тип бочкового расширителя и его режущее вооружение. Для мягких грунтов (пески, суглинки, глины, без твердых включений) достаточно твердосплавных резцов на лобовой и тыльной стороне расширителя. Для более твердых по буримости пород необходимо применение расширителей с шарошечным вооружением и твердосплавными элементами по всей поверхности расширителя. Большое значение при этом имеет количество и расстановка шарошек и твердосплавных элементов.


Применение данных расширителей в большинстве случаев обусловлено тем, что практически на всех переходах идет чередование грунтов по прочности. Данные расширители сочетают в себе качества, приемлемые для проходки разных по категории грунтов и переходов из одного типа грунта в другой. Также при переходе из одного типагрунта в другой и при их неоднократном чередовании большое значение имеет угол забуривания. Данный аспект следует учитывать на стадии проектирования траектории бурения.


Переходы в технологических кожухах


Так, например, при строительстве перехода через реку Ижма магистрального нефтепровода «Уса — Ухта» (ОАО «Северные МН») нами было предложено осуществить прокладку рабочего трубопровода «Ду 700» в технологическом, защитном кожухе «Ду 1000».


Данное решение было, на наш взгляд, единственным верным и реально осуществимым по целому ряду следующих причин: разница в высоте берегов составляла более 40 м, из чего следовало, что минимум 1/3 скважины при разработке будет оставаться сухой, мало того — этому также будут способствовать многочисленные карстовые полости; грунты, слагающие переход, представляли собой, доломиты разного вида и прочности, аргиллиты, известники и их включения, также включения гипса, что осложняло процесс разбуривания скважины; многочисленные переходы траектории скважины ННБ из разных по прочности пород также не сулили ни чего хорошего. На границе твердой и мягкой породы неизбежно при расширении скважины образуется так называемая «ступенька».


Из вышесказанного следовало, что при удачном «идеальном» расширении скважины в процессе протаскивания неизбежно возникает угроза повреждения изоляции, вплоть до повреждения металла трубопровода.


Предварительно установленный защитный «технологический» кожух без изоляции позволил сохранить изоляцию рабочего трубопровода, который монтировался в кожух на опорно-направляющих кольцах. Также появилась возможность замены рабочей трубы без бурения новой скважины. Для протаскивания трубопровода в кожух использовались фторопластовые опорно-направляющие кольца. При этом удорожание строительства перехода было незначительным.


Большое количество рек имеет в своем геологическом разрезе галечниковые породы с включениями валунов. Как правило, данные грунты слагают поверхностную часть разреза как в береговой, так и в русловой части перехода. Строительство скважины ННБ в галечниковых породах, как известно, невозможно по целому ряду причин, основной из которых является постоянное обрушение свода скважины, особенно галечниковых грунтах с малым количеством заполнителя.


Строительство переходов под такими реками возможно при проектировании траектории скважины, минуя неблагоприятные породы и опуская траекторию ниже галечниковых грунтов в слои более благоприятные для формирования скважины. Но не на всех реках это возможно. Как правило, галечниковые грунты, слагающие приповерхностные слои простираются на большое расстояние по пойме реки от существующего русла.


В данном случае, на одном из таких переходов через р. Енисей МН «Анджеро-Судженск — Красноярск» после неоднократных попыток сформировать скважину и протащить дюкер через галечниковый слой мощностью до 15 м было предложено пройти неблагоприятный слой грунта, протяженностью 110 м бурошнековой установкой с задавливанием защитного кожуха «Ду 1400 мм».


К сожалению, это не всегда может давать положительный эффект, особенно при наличии в галечниковых грунтах большого количества валунов. Поэтому при непротяженных участ-ках галечниковых грунтов и благоприятных местных условиях нами применяется предварительная укладка открытым способом в землю трубы-кондуктора большего диаметра, чем диаметр трубопровода. Дальнейшее бурение пилотной скважины и ее расширение производится в этом случае с подачей инструмента через защитный кожух (кондуктор). В результате защитный кожух предотвращает осыпание грунтов в месте прохода скважины.


Подобные решения нами применялись при расположении дюкера при монтаже в стесненных условиях. Например, автодороги, под которыми предварительно задавливались защитные кожухи с применением установки горизонтального бурения ГБ 1721. В кожухе на роликовых опорах располагался дюкер, протаскиваемый в скважину ННБ.


Помимо вышеописанного в мировой практике существуют проекты, при которых производилось комбинированное строительство переходов методом ННБ и методом щитовой проходки. При этом для проходки определенного участка (неблагоприятные для ННБ грунты) использовался проходческий щит разборной конструкции, который затем извлекался из туннеля, освобождая проход буровому инструменту.


В настоящее время ООО ИПСК «НГС-ТЕМПОБУР» ведет технические консультации и переговоры и имеет конкретные предложения от фирмы Herrenknecht по конструированию и приобретению данного оборудования.


Совмещение способов прокладки коммуникаций методом ННБ и микротоннельной проходки откроет новые перспективы реализации бестраншейных технологий и позволит решать ранее невозможные задачи.


О буровых растворах


Весь объем работ по ННБ осуществляется на основе многокомпонентных «одномешковых» буровых растворов, опыт применения которых основным нашим партнером по консорциуму — ООО «СП «ВИС-МОС» — нарабатывался с 1993 года в тесном сотрудничестве с зарубежными предприятиями-изготовителями. Сухая составляющая бурового раствора (на базе глинопорошка ВENTONIL HDG) приготавливается в заводских условиях предприятием-изготовителем со специальными добавками и позволяет путем изменения концентрации при смешивании с водой добиваться необходимых реологических показателей для конкретных геологических условий проходки скважины.


«Одномешковые» бентониты используются с большим успехом по всему миру и отвечают всем требованиям горизонтального бурения с большой протяженностью и большим диаметром.


В заключении несколько слов о новом буровом комплексе РD 450/150


Для строительства перехода через реку Обь магистрального нефтепровода «Усть-Балык — Нижневартовск», «Ду 1000 мм», и протяженностью 1720 м, а также других переходов диаметром 1220 и 1420 мм большой протяженностью (свыше 1 км) компанией Prime Drilling по заказу нашей совместной организации «ТЕМПОБУР — ВИС-МОС» был изготовлен уникальный в своем роде буровой комплекс с номинальным тяговым усилием 450 т и крутящим моментом до 150 кН/м.


Согласно расчетным характеристикам данная буровая установка способна при благоприятных для ННБ условиях вести строительство переходов протяженностью до 2 км и диаметром до 1420 мм.


Конструкция самой буровой установки имеет ряд принципиальных отличий от существующих типов комплексов, так, например: модульная конструкция (отдельно лафет и ходовая часть) позволяет производить монтаж комплекса без применения грузоподъемных машин за 1,5–2 часа. При этом буровая установка способна самостоятельно перемещаться в пределах монтажной площадки; тяговая каретка расположена внутри направляющих лафета, со-осно с ними. Конструкция такова, что приложение тягового усилия производиться по одной оси с направлением движения буровых штанг. При этом отсутствует изгибающий момент, действующий на каретку из-за расстояния между осями приложения усилия и осью буровых штанг.


Данные принципиальные отличия позволили снизить массу бурового комплекса при данных технических характеристиках и повысить его надежность в целом и отдельных его узлов.


 

Опоры уличного освещения от группы компаний «АМИРА». Деревянное домостроение. Точность — вежливость BalticBuild. В Петербурге построят деловой центр мирового уровня. Новости от Российского союза строителей. Строительство в Ленобласти: проблемы и решения. Петербургский ипотечный форум: оценивая перспективы.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved