Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Приоритеты Минэнерго: обеспечение внутреннего рынка энергоресурсами


МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РФ ИГОРЬ ХАНУКОВИЧ ЮСУФОВ


И. Х. Юсуфов родился 12 июня 1956 г. в г. Дербент Дагестанской АССР.


Имеет два высших образования: инженер-электрик (в 1979 г. окончил Новочеркасский политехнический институт) и экономист-международник (окончил в 1991 г. Всесоюзную академию внешней торговли).


С 1979 по 1984 гг. работал инженером в системе Мосэнерго, а с 1984 по 1987 гг. – старшим экспертом на строительстве ТЭС «Гавана» (Куба).


В 1988—1991 гг. – учеба во Всесоюзной академии внешней торговли.


С 1991 г. И.Х.Юсуфов – на государственной работе: в 1991-1992 гг. – заместитель председателя Комитета по защите экономических интересов Российской Федерации при Президенте РСФСР, 1993 г. – заместитель министра внешних экономических связей Российской Федерации, 1994—1996 гг. – на руководящей работе в системе «Росвооружение», 1996—1997 гг. – заместитель Министра промышленности Российской Федерации, 1998-1999 гг. – первый заместитель председателя, исполняющий обязанности председателя, председатель Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам, 1999—2001 гг. – генеральный директор Российского агентства по государственным резервам.


Указом Президента Российской Федерации от 16 июня 2001 г. №709 Юсуфов Игорь Ханукович назначенМинистром энергетики РФ.


Оценивая итоги прошедшего года, логично вспомнить о том, в каких условиях развивалась экономика страны в целом и отрасли ТЭК в частности, какие события и явления внутренней жизни страны и за рубежом оказали наибольшее влияние на реально достигнутые результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций ТЭК России.


Прежде всего, в прошедшем году были сделаны важные изменения в налоговом законодательстве. Введен в действие налог на добычу полезных ископаемых, снижена ставка налога на прибыль с 35 до 24 %. Однако при этом была отменена 50% льгота на инвестиционную деятельность, что сразу же сказалось на инвестиционной активности в отраслях ТЭК. Законодательно закреплены предельные ставки экспортных пошлин на нефть и принцип равного доступа производителей нефти к экспортным магистральным трубопроводам. Кроме того, были приняты изменения в налоговое и таможенное законодательство, которые вступают в действие с начала этого года, такие как законодательное закрепление предельных ставок экспортных пошлин на нефтепродукты, 45 % увеличение акцизов на нефтепродукты и перенос их взимания на АЗС.


К важным событиям 2002 года, создающим предпосылки для существенного улучшения условий экспорта российской продукции в страны Европейского союза, являющимся основным внешнеторговым партнером России, следует отнести принятое ЕС решение о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, а также начало работы по выработке концепции Общего экономического пространства.


Не менее важным следует признать и ситуацию на переговорах по вступлению России в ВТО. Переговоры по конкретным условиям присоединения страны к этой организации непосредственно затрагивают интересы предприятий ТЭК, как и процесс либерализации рынка газа в рамках реализации Европейской газовой директивы. В этой связи в качестве положительного момента следует считать то, что в течение 2002 года позиция ЕС в области либерализации газового рынка эволюционировала в сторону смягчения по вопросу о долгосрочных контрактах на поставку газа и привязки контрактных цен на газ к ценам на нефть.


В целом итоги развития нефтяного комплекса России в 2002 году должны быть оценены положительно. Российские нефтяные компании «росли» темпами, значительно превышающими темпы роста мировых лидеров нефтяной отрасли. Россия стала крупнейшим в мире производителем нефти, опередив по этому показателю Саудовскую Аравию, и прочно закрепила мировое лидерство в экспорте углеводородной продукции. В последнем квартале прошлого года объем добычи нефти в России вышел на уровень 8 млн. баррелей в сутки.


Капитализация крупнейших отечественных нефтяных компаний увеличилась за 2002 год на 50 % (на основе данных РТС) с $41 до $62 млрд. Это обусловлено в основном благоприятной мировой конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, и, следовательно, улучшением финансово-производственных показателей, а также изменением стратегии российских нефтяных компаний в сторону повышения открытости и качества системы корпоративного управления с целью приведения последней в соответствие с мировыми стандартами, что позволило повысить их инвестиционную привлекательность.


Вместе с тем, уровень капитализации пока не соответствует реальному весу российского ТЭК в мировой экономике. Причина этого – нерыночный характер установления цен на газ и электроэнергию на внутреннем рынке, недостаточно высокий кредитный рейтинг и страновые риски, отражающиеся на фондовых индексах российских компаний.


В качестве негативной выделяется тенденция снижения темпа роста инвестиций в основной капитал в 2002 году. Обусловлено это тем, что мировая экономика и Россия вступали в 2002 год в условиях значительного превышения предложения нефти над спросом. Существенно снизились мировые цены на нефть (до $18 – $19 за 1 баррель), возникла неопределенность относительно дальнейшей их динамики на фоне рецессии мировой экономики.


Такое развитие событий, а также сохраняющаяся зависимость бюджета от экспортных доходов и налоговых поступлений нефтегазового комплекса обусловили необходимость активизации проводимой Минэнерго России работы по координации взаимодействия с независимыми производителями нефти и ОПЕК. Действия ОПЕК, объективно поддержанные Россией и другими независимыми производителями нефти, а также позиция Ирака, требовавшего пересмотра режима санкций и периодически прекращавшего поставки на рынок, привели к возврату цен в установленный ОПЕК коридор, а к концу года из-за забастовки в нефтяном секторе Венесуэлы и ожиданий войны США против Ирака к их росту до $30 и более за 1 баррель. Среднегодовая цена нефти Urals сложилась на уровне $23,7 за 1 баррель, что на $0,7 выше средней цены 2001 года.


Во многом благодаря этому в 2002 году продолжался устойчивый рост экономики страны. Объем ВВП по первой оценке Госкомстата России вырос по сравнению с 2001 годом на 4,3%, промышленное производство в целом – на 3,7%, в т. ч. в топливной промышленности – на 7%. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса в объеме ВВП составила 25,5%, в том числе 14,1% – нефтяной комплекс, 6,9% – газовый комплекс, 3,7 % электроэнергетика и 0,7% – угольная промышленность. Превышение производства энергоресурсов над внутренним спросом, обеспеченное хорошей ресурсной базой – преимущество России, которое обусловило ей ведущее место в мире по экспорту энергоресурсов. Доля ТЭК в экспорте страны составила в 2002 году 54,4%, что выше прошлогоднего уровня.


Рост мировых цен на нефть и другие энергоресурсы положительно влиял на рост доходов экспортеров продукции, а также бюджета государства. Доля отраслей ТЭК в налоговых поступлениях в бюджетную систему России с учетом таможенных платежей в 2002 году составила 33,5%.


ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ


Вместе с тем, несмотря на столь значительные показатели, влияющие в целом на экономику России, в отраслях топливно-энергетического комплекса, и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности, сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, и действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК. Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса являются:


высокая степень износа основных фондов; в 2002 году этот показатель в целом по ТЭК превысил 50%, а в нефтепереработке – 80%;


деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы. Чрезмерная ориентация на дешевый газ и снижение доли угля. Недостаточная диверсификация структуры топливно-энергетического баланса создает угрозу энергетической безопасности;


отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня ведет к снижению экономических показателей производства энергоносителей, снижает конкурентоспособность ТЭК и увеличивает техногенную нагрузку на окружающую среду;


не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции в этой сфере;


приватизация существенной части собственности в ТЭК пока не обеспечила ожидаемого повышения эффективности функционирования производственных структур комплекса, что в большей мере связано с незавершенностью формирования в стране рыночной инфраструктуры и соответствующей законодательной базы, а также с неплатежами за продукцию;


высокая энергоемкость экономики, в 3—4 раза превышающая удельную энергоемкость экономик развитых стран и в 2 раза стран с сопоставимыми природными условиями;


высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства от состояния мирового энергетического рынка.


ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛЯХ ТЭК


Отдельно следует остановиться на вопросах ценовой политики на продукцию отраслей ТЭК. Основная задача Министерства энергетики в области ценовой политики на внутреннем рынке энергоресурсов состоит в недопущении раскручивания спирали инфляции за счет опережающего роста цен в отраслях ТЭК.


Регулируемые государством цены и тарифы на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ) в 2002 году были повышены дважды после тщательного анализа финансового состояния субъектов естественных монополий.


Цены на газ были повышены с 15 февраля на 20%, а с 1 июля еще на 15%. Тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, были повышены с 1 марта на 20%, а с 1 июля – еще на 2,4%.


Тарифы для конечных потребителей, регулируемые региональными энергетическими комиссиями (РЭК), в 2002 году увеличились на 27,3%.


Темпы роста цен (тарифов) на газ и электроэнергию были выше инфляции, что отчасти было обусловлено необходимостью улучшения финансово-экономического состояния субъектов естественных монополий. При этом необходимо отметить, что проведенные в 2002 году фактические повышения цен на газ и электроэнергию были ниже первоначально установленного Правительством 35%-ного предельного уровня, что привело к дополнительному снижению затрат потребителей и улучшению их финансового состояния по сравнению к ожидаемым результатам. На нерегулируемых рынках нефти и нефтепродуктов политика Министерства заключается в насыщении внутреннего рынка и сдерживании на этой основе роста цен.


Анализируя динамику цен на нефтепродукты в 2002 году, можно отметить их резкий рост с конца апреля до начала июня. Это было связано с ростом цены на нефть на внешнем рынке, началом навигации на реках и ростом сезонного спроса на ГСМ. Однако, если сравнить цены на нефтепродукты в целом в 2002 году по сравнению с их уровнем в 2001 году, то их рост не превысил 15-процентного годового уровня инфляции.


С начала текущего года был повышен акциз на светлые нефтепродукты и изменен порядок его взимания, что вызвало рост цен внутреннего рынка. Цены на автобензин выросли на 5 %, цены на дизельное топливо – на 10 %. Кроме того, в этом же направлении может сработать законодательное установление таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 90% от таможенной пошлины на нефть сырую.


Это потребует более оперативной работы Министерства по мониторингу внутреннего рынка нефтепродуктов и возможного принятия соответствующих мер нетарифного регулирования.


СИТУАЦИЯ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ


Ситуация в финансовой сфере отраслей ТЭК в 2002 году характеризуется последовательным замедлением темпов роста сальдированной прибыли, а в некоторых отраслях и ее снижением. Доля прибыли отраслей ТЭК по предварительным расчетам за 2002 год от финансового результата в целом по промышленности России составила 52%. По отраслям ТЭК за год получен положительный сальдированный результат между прибылью и убытками в сумме 255 млд. рублей. Это на 25% ниже уровня прошлого года. Резкое снижение прибыли в 2002 году наблюдалось в электроэнергетике, что вызвано рядом объективных причин:


проведена по состоянию на 1 января 2002 года переоценка основных фондов электростанций. По ее итогам в 2,3 раза увеличилась сумма амортизационных отчислений, и в 2 раза вырос налог на имущество;


резко увеличились ставки платы за пользование водными объектами для ГЭС;


увеличились цены на топливо.


В течение 2002 года удельный вес убыточных организаций постоянно увеличивался, и на конец года в целом по ТЭК он составил 53,4%. Значительный рост убыточных предприятий приходится на предприятия угольной промышленности и предприятия электроэнергетики.


В течение 2002 года происходило улучшение структуры расчетов за отгруженную продукцию. Доля оплаченной продукции в объеме отгруженной продукции в промышленности ТЭК составила 90%, в том числе в электроэнергетике 95% и в нефтеперерабатывающей промышленности 91%. Расчеты за газ по данным ОАО «Газпром» составили 92%.


Высокий уровень оплаты денежными средствами в общем объеме оплаченной продукции отмечался в нефтеперерабатывающей промышленности (87%), в электроэнергетике (88%) и газовой промышленности (84,5%), что на 3 – 5 процентных пунктов выше уровня прошлого года. В газовой промышленности это превышение составило 20 процентных пунктов.


В состоянии взаимных расчетов хозяйствующих субъектов ТЭК в 2002 году произошли положительные изменения: в сфере неплатежей произошло снижение всех видов задолженностей по сравнению с началом года. Просроченная кредиторская задолженность снизилась на 16,5%, в том числе задолженность поставщикам снизилась на 17,4% и по платежам в бюджеты всех уровней – на 30%, из них в федеральный бюджет – на 40%. В целом просроченная кредиторская задолженность отраслей ТЭК составила порядка 300 млрд. рублей.


ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ


Среди приоритетных задач в работе Минэнерго РФ особо выделяется завершение работы над Энергетической стратегией страны до 2020 года. К этой работе сейчас привлечены лучшие научные силы. Другие приоритеты в деятельности Министерства – обеспечение внутреннего рынка энергоресурсами за счет создания цивилизованных рыночных отношений в этой сфере, в том числе в газовой отрасли, обеспечение справедливых цен на мировых рынках энергоресурсов, преодоление инвестиционного спада в отраслях ТЭК, активизация деятельности на рынках стран СНГ, сохранение позиций на традиционных зарубежных рынках, выход на новые рынки, прежде всего в Азиатско-тихоокеанском регионе.


Важнейшая задача – обеспечение ресурсной базы в основных отраслях, прежде всего за счет разработки мер экономического стимулирования поисково-разведочных работ. В этой связи необходимо создавать равные условия для национальных и зарубежных инвесторов в области разведки и добычи углеводородов, при этом переводить месторождение на режим СРП целесообразно только в случае, если национальный инвестор отказывается на нем работать.


 

И строительством славен Ростов. Осветительная техника для вас. Всякая дорога начинается с первого шага…. Восстановление цементной промышленности Чеченской республики. Недостаток инвестиций - ключевая проблема цементной промышленности России. Осторожно: подделка! Ведущие производители сухих смесей предупреждают: на рынке оборачивается контрафактная продукция. ТАРПАУЛИН® - современный укрывной материал для строительства.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved