Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Стратегия развития Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии


В России в последнее время назревают существенные изменения в управлении наукой и образованием. Грядущие реформы, по-видимому, затронут все российские вузы. Андрей Александрович Фурсенко в своем докладе «Образование и наука России перед новым выбором» декларировал основные принципы реформирования — с одной стороны, сохранить уникальность российской науки и образования, а с другой — обеспечить абсолютную доступность наших знаний для всего мира за счет создания новых интеграционных форм образования и науки, обеспечивая переход знаний в экономику. И это не просто слова. В журнале «Экономика и образование сегодня» (№3 за 2005 г.) А. А. Фурсенко в своей статье «Приоритетные направления» задал четкие направления развития и реформирования образования. «Экономический подъем, — говорит министр, — выдвигает на первый план задачу формирования непрерывного образования, повышения качества профессионального образования». В этой статье сформулированы основные направления и перспективы развития образования.


Важнейшей особенностью общей системы реформирования образования является приоритетная роль самих вузов. Именно от самих университетов и академий в существенной степени зависят возможности реализации программных установок.


Более двух лет назад Министерство создало рабочую группу для разработки принципов выделения ведущих вузов России. В процессе согласования проектных документов было достигнуто соглашение о том, что в России вводятся две категории ведущих вузов: «ведущие вузы Российской Федерации» и «ведущие вузы Российской Федерации по направлению» (из доклада В. Е. Шукшунова на министерской конференции «Принципы формирования категорий ведущих вузов»). По мнению рабочей группы, ведущих вузов Российской Федерации должно быть 15–20, а ведущих вузов Российской Федерации по направлению — 80–85. Таким образом, в категорию федеральных вузов попадает не более 105 вузов. Причем имеются в виду все вузы, как находящиеся в ведении Агентства по образованию, так и в ведении других министерств и ведомств, т. е. — медицинские, сельскохозяйственные, железнодорожные, связи и другие.


Ведущие вузы должны, прежде всего, существенно опережать другие высшие учебные заведения по: - качеству профессорско-преподавательского состава; - уровню и масштабам подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров; - эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований и инновационной деятельности; - степени интеграции в мировое образовательное научное, культурное и информационное пространство. Нетрудно понять, что если этих вузов будет только 100, то конкуренция среди вузов за попадание в эту категорию будет чрезвычайно высокой. Причем проблемы будут в первую очередь у технических вузов. Технические вузы, как правило, проигрывают в конкурентной борьбе по целому ряду показателей — подготовке кадров высшей квалификации (в технике и в естествознании труднее подготовить диссертацию), выпуске учебной и научной литературы (монография в технике — это, как правило, результат и дорогой и длительной работы), обеспечении учебного процесса и выполнения НИР (необходимо непрерывное обновление учебной и экспериментальной базы) и т. д. При этом административный ресурс экономических и юридических вузов, как правило, очень высок за счет непосредственного взаимодействия с властными структурами.


Однако вне зависимости от возможности попадания в ту или иную категорию, общая стратегия развития любого вуза должна быть ориентирована на повышение качества образования. Решение этой задачи обеспечивает сохранение и развитие вуза при любом сценарии попадания или не попадания в ту или иную категорию. В связи с этим основная задача коллектива вуза (университета, академии, института) — это обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста.


Для лесных вузов приоритет задачи подготовки конкурентоспособного специалиста тем более несомненен. Лесное образование имеет в основе возобновляемый ресурс. Перспективы его использования практически безграничны, и сейчас этот сектор российской экономики если не на подъеме, то очень близок к этому. Специалисты лесного дела уже востребованы за границей и все больше пользуются спросом в России. Но вот к качеству образования претензий предъявляется все больше. Конкурентоспособность выпускника российских лесных вузов стремительно снижается. Причины понятны: отсутствие финансирования — мизерная оплата труда преподавателей, отсутствие современного оборудования и самое скверное — работа в вузе или научная деятельность перестали быть престижными, а звание научного сотрудника, доцента или даже профессора не только не вызывает уважения, но даже считается неприличным. Это мнение сформировалось за последние 20 лет, и теперь, чтобы повысить значимость труда ученых и педагогов, чтобы сформировать молодые дееспособные коллективы в разумные сроки, нужны не только деньги, но и политическая воля. Сегодня по многим научным направлениям в России трудно найти специалиста европейского уровня, хотя и сейчас некоторыми научно-педагогическими коллективами мы можем гордиться.


Что может и должен сделать лесной вуз, чтобы исправить ситуацию? Что необходимо сделать в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии для того, чтобы наш вуз сохранил и упрочил свои позиции как научно-образовательный центр в области лесного комплекса, был конкурентоспособен и выпускал таких специалистов, квалификацией которых мы могли бы гордиться?


Основными направлениями деятельности, требующими привлечения финансовых средств, трудовых инвестиций и/или рациональной организации, являются нижеследующие: - сохранение и развитие научно-педагогических коллективов и школ; - увеличение заработной платы преподавателей, развитие системы финансовой поддержки молодых ученых; - развитие материально-технической базы (приобретение необходимого оборудования); - развитие научно-исследовательской и конгрессной деятельности; - совершенствование образовательных программ и повышение качества обучения в соответствии с современными требованиями производства в лесном комплексе и развитие спектра коммерческих образовательных услуг; - проведение капитальных и текущих ремонтов, создание современных аудиторий, лабораторной базы, приобретение учебного оборудования, расширение научной и экспериментальной базы. Поиск дополнительных средств должен быть непосредственно связан с основной деятельностью академии. Эта деятельность должна вестись в следующих основных направлениях: - развитие системы подготовки кадров, отвечающих современным требованиям на основе контрактов с крупными промышленными предприятиями; - расширение коммерческого приема иностранных учащихся; - открытие коммерчески привлекательных специальностей, связанных со спецификой лесного образования (рациональное природопользование, экологический туризм и др.); - развитие научной, инновационной и экспертной деятельности; - развитие лесхозов и технопарка ЛТА как инновационных объектов. При любом сценарии использования лесхозов академии лесной фонд, экспериментальные участки и стационары, на которых проводятся долговременные наблюдения, имеющие учебное, научное и историческое значение, должны быть сохранены; - создание модельных объектов современного ведения лесного хозяйства, современных технологий деревообработки и глубокой переработки древесины, современных учебно-тренировочных, общеобразовательных и развлекательных центров на базе наших лесхозов, Северного и Южного лагерей, Кавголовской спортивной базы и спортивной кафедры академии (инвестиционные проекты); - создание Попечительского совета и привлечение через него спонсорских средств для организации современных аудиторий и лабораторных комплексов; - проведение аналитической работы с целью оптимизации расходной части бюджета академии, структуры управления и кадрового состава; - защита, сохранение и рациональное использование имущества академии. За последние несколько месяцев в СПбГЛТА был проведен анализ деятельности по всем перечисленным направлениям. Результаты оказались неутешительными. При том, что ситуация в академии по крайней мере не хуже, чем в других лесных вузах, вызывают озабоченность практически все направления деятельности. В связи с этим в ЛТА разработана программа комплексного развития на 2005–2010 гг. Всем подразделениям ЛТА поставлены непростые задачи, однако, в случае их решения Академия приобретет определенную финансовую самостоятельность. Она будет обеспечена за счет доходов от системы коммерческого образования, включающего как приоритетный блок различные формы повышения квалификации, дополнительного образования, довузовской подготовки; развития научно-образовательных центров (на данном этапе планируется создание трех таких центров); полноценного использования имущества академии; привлечения больших объемов НИР и некоторых других источников финансирования.


На сегодняшний день говорить о том, что мы существенно продвинулись в решении поставленных задач, рано. Тем не менее, некоторые выводы в отношении сегодняшней ситуации, корректирующие наши дальнейшие действия, сделать можно.


Повышение заинтересованности преподавателей в качестве своего труда — ключевой фактор улучшения качества подготовки специалистов. Заработная плата, обеспечение нормальных условий труда (от современной лаборатории и аудитории до приличного туалета) и повышение престижа преподавательской деятельности — вот три основных проблемы, без решения которых дело не сдвинуть с «мертвой» точки.


Что академии удалось в этом плане сделать? Ключевыми направлениями деятельности были следующие: - увеличение поступлений средств от контрактного приема за счет увеличения числа студентов-контрактников при одновременном увеличении стоимости обучения; - целевая работа по реструктуризации работы Факультета повышения квалификации и увеличение приема; - капитальный ремонт ряда аудиторий, лабораторий, всех туалетов, коридоров и т. п. с жестким контролем проектно-сметной документации и организации тендеров на проведение работ; - приобретение современного оборудования в ряде лабораторий; - разработка инвестиционных программ по комплексному использованию инфраструктуры академии; - экономический анализ структуры арендных договоров и их упорядочение; - оптимизация структуры управления академией и финансового планирования. Наиболее сложные задачи впереди. Особенно актуальной является коренная перестройка учебного процесса, включающая изменения по всем формам обучения. В первую очередь необходимо создание работоспособных учебных программ, затем коррекция учебных планов и выстраивание отношений с работодателями.


Не менее важно формирование стратегических научных программ. Это основа сохранения научно-педагогических школ.


Третий момент — престижность труда ученого, педагога высшей школы. Уважение к профессии — это не только высокий заработок, это еще целенаправленное формирование общественного мнения.


Ни с одной из этих задач академии одной не справиться. Здесь нужна помощь лесопромышленников, лесохозяйственников, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов, средств массовой информации, региональной власти и, конечно, координация усилий с другими вузами и институтами. Сложно, но реально.


Если успеем…


 

Дорогое тепло. Что делать застройщику?. Основные направления развития конструкций лифтов без машинных помещений. «ТАТМЭЛ-ЛИФТ»: новое поколение лифтов. Ипотека в регионах России: обзор проблемы. Солнечная альтернатива газу. Порт Приморск вышел на проектную мощность. «Спецгидроизоляция «Монолит»: новые технологии по борьбе с влагой.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved