Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


К вопросу о подготовке кадров для лесопромышленного комплекса


Вопрос о том, какие кадры с профессиональным высшим образованием нужны стране, всегда был и остается злободневным. Какими знаниями и умениями должен обладать специалист, получивший образование по определенному направлению, сколько должно быть направлений подготовки (специальностей, специализаций) и какие, какова продолжительность обучения в целом и практика в отдельности, эти и многие другие вопросы дискутивны до сего времени и, на наш взгляд, однозначного ответа ни на один из поставленных вопросов нет. Вот почему периодически меняются учебные планы, перерабатываются и создаются новые Государственные образовательные стандарты (ГОС), изменяются направления подготовки, а в их рамках перечень дисциплин и продолжительность их изучения.


Практика работы факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, в первую очередь, в области переподготовки кадров показывает, что у большинства производственников, как руководителей высшего, так и среднего звена преобладают намерения совмещения технологического и экономического образования. Менеджеры различного уровня предприятий отрасли считают целесообразным управлять своими структурами на основе глубоких знаний как в области древесиноведения и технологии обработки древесины, так и в области экономики предприятия и отрасли, маркетинга и менеджмента. Обсуждение кадровых вопросов на различных конференциях и семинарах, в личных беседах показывает также, что сегодняшний выпускник-технолог обладает недостаточными знаниями в области экономических дисциплин, а экономист-менеджер слабо владеет технологическими знаниями. Очевидно, что подготовка экономистов-менеджеров для отрасли должна включать значительно большее число специальных технологических дисциплин, ориентировать выпускника на работу в лесопромышленном комплексе, предприятия которого объединены единым ресурсом — древесиной, эффективное использование которого может базироваться только на применении знаний всего цикла обработки, начиная с заготовки, заканчивая глубокой физико-химической переработкой.


Много упреков в адрес высшей школы со стороны работодателей относится к неподготовленности выпускников к практической деятельности на производстве. На этом вопросе следует остановиться подробнее, т. к., на наш взгляд, это не вина, а беда современного высшего образования в России, вызванная, в первую очередь, недостаточным финансированием вузов, отсутствием возможности у последних развивать свою материально-техническую базу, использовать новейшие достижения науки и техники в учебном процессе.


В советский период высшее образование в нашей стране было действительно профессиональным, в том числе и в результате большого количества времени на практическую подготовку студентов непосредственно на производстве. Практика на предприятиях — основа профессиональной подготовки и адаптации студента к его будущей деятельности. Руководители предприятий в период пребывания студента на производстве имели возможность оценить будущих выпускников, отобрать требуемых и пригласить их на работу.


Сегодня ситуация изменилась. Переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр) на первом уровне (бакалавриат), по сути дела, свел до минимума возможность профессиональной подготовки. В задачи этой статьи не входит сравнение традиционной для России системы подготовки инженерных кадров с внедряемым сегодня многоуровневым образованием. Важно определить пути, как в новой системе не только повысить образовательный уровень личности, но и привить профессиональные знания. Безусловно, это возможно лишь на основе взаимодействия учреждений профессионального высшего образования и реального производства, направлений такого взаимодействия много. Основным, на наш взгляд, является подготовка кадров по заказу производства за счет средств предприятий. При этом готовить для себя специалиста предприятие может, начиная с любого курса обучения. Важно, чтобы руководители предприятий работали со студентом в период его обучения во время практик, ведения реального курсового и дипломного проектирования, решения необходимых производству научных и опытно-конструкторских задач. Крупные предприятия должны быть заинтересованы в развитии материально-технической базы кафедр вузов, кстати, такие примеры уже есть, в том числе и в лесотехнической академии. Это небезызвестные в лесоперерабатывающей отрасли фирмы «Фаэтон», Homag, Каvа, Первая мебельная фабрика и другие.


Возможен и другой путь решения проблемы модернизации материально-технической базы высшего образования. Ее решение также может быть за счет производства, но в этом случае предприятия перечисляют средства в централизованные государственные фонды поддержки образования и науки. Сочетание первого и второго направлений позволит достаточно быстро решить накопившиеся в вузах проблемы.


Повышения качества подготовки специалиста, его профессиональных качеств можно добиться с небольшими материальными затратами путем использования современных методов и средств обучения. Таких, как дистанционное образование, использование мультимедиа вместо дорогостоящего оборудования, с которым студент должен иметь возможность ознакомиться в период практики. Использование любых форм обучения потребует значительных усилий профессорско-преподавательского состава по созданию соответствующего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. Однако и разработка этого обеспечения невозможна в отрыве от современного производства. Преподаватели как можно чаще должны иметь деловое общение с реальным производством. И опять круг замкнулся: производство — вуз — производство. Жизнь показывает, что только настоятельная потребность в современных образованных профессиональных кадрах подвигнет руководителей предприятий взаимодействовать с вузом. На мой взгляд, процесс взаимовыгодного сотрудничества образования, науки и бизнеса возобновился. Примеры уже приведены в этой статье. Альтернативы ему нет.


 

Современные модульные технологии электромонтажа. Грядущее вступление в ВТО: что нас ожидает?. Тенденции развития систем автоматизации зданий и вопросы подготовки кадров для их эксплуатации. Информационная система EuroLAN Mini. Размышления о московском зайце. ЛАДОЖСКИЙ ВОКЗАЛ: ВОПРОС РЕШЕН НА БЛИЖАЙШЕЕ СТОЛЕТИЕ. ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ Г. М. ФАДЕЕВА. Бизнес формулирует требования к образованию.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved