Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Лесозаготовительные тракторы: нынешнее состояние и проблемы выбора


В настоящее время большинство технологических процессов лесозаготовительных работ основываются на применении систем машин, классификация которых может быть выполнена по следующим основным признакам: по виду получаемой продукции, перечню и последовательности операций, технологическим, эксплуатационным и нагрузочным режимам, энергоемкости, удельным затратам заготовки 1 м3 древесины, типу машин, конструктивным особенностям и параметрам машин, в том числе технологического оборудования, требованиям сохранения экологического равновесия окружающей среды.


Режимы работы лесозаготовительных тракторов и машин в технологическом процессе подразделяются на технологические, эксплуатационные и нагрузочные, которые зависят от технологических операций и способа их выполнения. При этом удельные показатели материалоемкости и энергонасыщенности техники при заготовке 1 м3 древесины должны быть минимальны.


Все параметры тракторов и машин, входящих в систему, можно разделить на две группы: оказывающие и не оказывающие влияние на работу смежных машин. Так, например, несоответствие объема пачки деревьев, формируемой валочно-пакетирующей машиной и рейсовой нагрузкой трактора с клещевым захватом, снижает эффективность последнего, а следовательно, системы в целом. Необходимо также учитывать уровень соответствия машин природно-производственным условиям, т. е. машины, входящие в одну систему, должны иметь одинаковые области применения, а параметры, их определяющие — соответствующие взаимоувязанные значения. Одними из основных среди них являются параметры, определяющие размер обрабатываемого дерева (диаметр, длина и средний объем), удельное давление на грунт, углы устойчивости тракторов и машин.


Варьирование в широком диапазоне характеристик предмета труда (дерева) даже в пределах сравнительно небольшой территории лесонасаждений накладывает определенные трудности при определении параметров технологического оборудования и трактора (машины) в целом.


Выбор техники для транспортировки древесины c лесосеки — одна из главных проблем лесозаготовителей. Применяемые в настоящее время лесозаготовительные тракторы на гусеничном и колесном шасси бывают трех типов: с тросочокерным оборудованием, с гидроманипулятором с клещевым захватом и кониковым зажимным устройством, с крупногабаритным клещевым захватом. Преимуществом тракторов с тросочокерным оборудованием перед тракторами, оснащенными минипулятором с кониковым устройством и клещевым захватом, является лучшая проходимость на трудных участках лесосеки. К достоинствам технологического оборудования, состоящего из манипулятора и коникового зажимного устройства, относится возможность подбора отдельных деревьев на лесосеке, возможность регулирования объема пачки и полное отсутствие ручного труда.


Применение технологического оборудования, состоящего из крупногабаритного клещевого захвата, преду сматривает трелевку только пачек деревьев, подготовленных валочно-пакетирущими машинами. Достоинство такого способа трелевки — захват и погрузка сразу целой пачки, что резко сокращает затраты времени на погрузочно-разгрузочные элементы операции, увеличивает время использования трактора на транспортных работах, а следовательно, его производительность. Но в этом случае предъявляются дополнительные требования к пачке деревьев — она должна быть хорошо сформирована, располагаться в удобном для подхода трактора месте и обеспечивать его полную загрузку. К недостаткам описанного способа трелевки следует отнести то, что клещевой захват удален от центра масс трактора, поэтому при движении неблагоприятно распределяется нагрузка на ходовую часть трактора, ухудшается управляемость трактором и на 30% снижается рейсовая нагрузка по сравнению с использованием тросочокерного оборудования.


Анализ номенклатуры лесозаготовительных тракторов, предлагавшихся потребителю зарубежными фирмами и предприятиями стран СНГ в 2001–2005 гг., показывает, что за этот период на международном рынке было предложено 44 модели тракторов, в том числе 17 — на гусеничном и 27 — на колесном шасси.


Была систематизирована номенклатура тракторов и проведена оценка их основных параметров, что позволило выявить количественные и качественные характеристики распределения массо-мощностных параметров по классам типизированного ряда, а также вывести несколько удельных показателей по материалоемкости, энергонасыщенности и их значениям при заготовке 1 м3 древесины в зависимости от нагрузочных параметров технологического оборудования. Массо-мощностные и нагрузочные параметры взяты из проспектов и справочных материалов о лесозаготовительных тракторах.


Распределение гусеничных лесозаготовительных тракторов, предложенных потребителю, по типизированным классам (по массе) выглядит следующим образом: - тракторы легкого класса (масса 5-10 т) на рынке не предлагаются; - тракторы среднего класса (масса 10–15 т) на рынке представлены 7 моделями, в том числе чокерного типа — 3 и бесчокерного типа — 4 моделями; - тракторы тяжелого класса (масса 15 т и выше) на рынке представлены 10 моделями, в том числе чокерного типа — 4 и бесчокерного типа — 6 моделями.


Основными производителями гусеничных тракторов являются предприятия России и одна зарубежная фирма («Катерпиллер», США). Номенклатура и технические параметры тракторов представлены в табл. 1.


Табл. 1


Производители


Параметры


кол-во моделей (чок./бесчок.)


диапазон мощности, кВт


диапазон массы, т


диапазон макс. объема пачки, м3


Фирма «Катерпиллер»


4 (2/2)


89–112


17,33–21,48


4,5–14


ОАО «Алтайский трактор»


3 (3/-)


96


14,4–15,71


14


ОАО «Онежск. тракт. з-д»


3 (1/2)


88


11,2–14,4


8–10


ОАО «Краслесмаш»


2 (-/2)


96


16,3–18,4


8–10


ООО «Ковровец»


2 (1/1)


88–103


14,6–16,5


7–12


ОАО «Лесмаш» (г. Киров)


2 (-/2)


88–96


14,6–16,4


7–8


ОАО «Курганмашзавод»


1 (-/1)


243


19,1


14


Анализ номенклатуры моделей тракторов показывает, что производители продолжают ориентироваться на выпуск мощной техники тяжелого класса, не обеспечивая потребности в тракторах легкого класса. Это распределение практически не изменилось к 2005 г. и в настоящее время определяет состав парка лесозаготовительной техники. В ближайшем будущем кардинальных перемен не предвидится.


В табл. 2 приведена классификация гусеничных лесозаготовительных тракторов по средним значениям технических параметров и их удельным показателям при заготовке древесины, которые распределены по трем уровням массы (класс трактора).


Табл. 2


Показатели


Класс трактора


5–10т


10–15т


15 т и выше


Количество моделей тракторов



7


10


Средний объем трелюемой древесины, м3



10


10


Средний уровень мощности, кВт



90


113


Среднее значение массы, т



14


18


Средняя удельная материалоемкость, т/кВт



0,155


0,159


Средний уровень энергонасыщенности, кВт/т



6,428


6,278


Среднее значение массы трактора к объему трелюемой древесины, т/м3



1,4


1,8


Среднее значение отношения мощности двигателя к объему трелюемой древесины, кВт/м3



9,0


11,3


Структурное построение по техническим параметрам типоразмерных рядов гусеничных лесозаготовительных тракторов, ранжированных по двум уровням массы тракторов (класс трактора), характеризуется следующими показателями: - средний объем пачки деревьев, трелюемой трактором, для каждого класса практически одинаков; - средний уровень мощности двигателя для трактора тяжелого класса выше, чем для трактора среднего класса в 1,25 раза; - средний уровень эксплуатационной массы для трактора тяжелого класса выше, чем для трактора среднего класса, в 1,28 раза. Таким образом, переход от среднего класса трактора к тяжелому характеризуется непропорциональностью роста мощности и массы к изменению объема пачки деревьев, трелюемой трактором, а следовательно, его грузоподъемности.


Удельные показатели гусеничных лесозаготовительных тракторов по классам типизированного ряда характеризуются следующими значениями: - по удельной материалоемкости: 0,157 т/кВт (диапазон 0,155–0,159 т/кВт); - по уровню энергонасыщенности: 6,353 кВт/т (диапазон 6,278–6,428 кВт/т); - по среднему уровню отношения массы трактора к объему трелюемой трактором древесины: 1,6 т/м3 (диапазон 1,4–1,8 т/м3); - по среднему уровню отношения мощности двигателя к объему трелюемой трактором древесины: 10,15 кВт/м3 (диапазон 9–11,3 кВт/м3 ).


Представленные удельные показатели получены с учетом массо-мощностных параметров тракторов и их технических возможностей (по объему пачки деревьев) при трелевке древесины.


Если оценивать нагрузочные режимы гусеничного лесозаготовительного трактора (по объему пачки деревьев) с учетом природно-производственных условий лесозаготовок, то главным фактором, влияющим на эксплуатационные процессы, являются параметры дерева (его диаметр и средний объем). Древостой при среднем объеме ствола до 0,39 м3 принят за мелкий, от 0,4 до 0,65 м3 — за средний, более 0,65 м3 — за крупный. Опыт эксплуатации тракторов с тросочокерным оборудованием и клещевым захватом показывает, что максимальное количество деревьев, формирующих пачку при ручной валке и валочно-пакетирующими машинами, составляет порядка 10 шт. Тогда объем пачки деревьев по объемным группам может составлять: для мелкого древостоя — 4, для среднего — 7 и для крупного — 12 м3. Для таких объемов пачки деревьев средние расчетные значения эксплуатационной массы трактора и мощности двигателя с учетом средних значений удельных показателей должны составить: - для трактора легкого класса: масса трактора — 6,4 т (диапазон 5,6–7,2 т), мощность двигателя — 40,6 кВт (диапазон 36–45,2 кВт); - для трактора среднего класса: масса трактора — 11,2 т (диапазон 9,8–12,6 т), мощность двигателя — 71 кВт (диапазон 63–79 кВт); - для трактора тяжелого класса: масса трактора — 19,2 т (диапазон 16,8–21,6 т), мощность двигателя — 121,8 кВт (диапазон 108–135,6 кВт).


Анализируя полученные значения, можно отметить, что в группе тракторов легкого класса ранее (1961–1975 гг.) выпускались тракторы ТДТ-40М (масса — 6,5 т, мощность двигателя — 36,8 кВт) и ТДТ-55 (масса — 8,7 т, мощность двигателя — 45,6 кВт), среднего класса (1972–1993 гг.) выпускались тракторы ТТ-4 (масса — 12,8 т, мощность двигателя — 81,4 кВт) и ТЛТ-100 (масса — 10,5 т, мощность двигателя — 73,6 кВт), тракторы тяжелого класса начали выпускаться после 1995 г. — ТТ-4М-07 (масса — 15,71 т, мощность двигателя — 96 кВт) и ЛТ 187 (масса — 16,3 т, мощность двигателя — 96 кВт).


Распределение колесных лесозаготовительных тракторов, предложенных потребителю, по типизированным классам (по массе) следующее: - тракторы легкого класса (масса 5–10 т) на рынке представлены 7 моделями, в том числе чокерного типа — 7, бесчокерного типа — нет; - тракторы среднего класса (масса 10–15 т) на рынке представлены 12 моделями, в том числе чокерного типа — 5, бесчокерного типа — 7 моделями; - тракторы тяжелого класса (масса 15 т и выше) на рынке представлены 8 моделями, в том числе чокерного типа — 1, бесчокерного типа — 7 моделями.


Основными производителями тракторов являются зарубежные фирмы (19 моделей), предприятия стран СНГ выпускают 8 моделей, из них российских — только 2 модели. Номенклатура и технические параметры тракторов представлены в табл. 3.


Табл. 3


Производители


Параметры


кол-во моделей (чок./бесчок.)


диапазон мощности, кВт


диапазон массы, т


диапазон макс. объема пачки, м3


Фирма «Тимберджек»


9 (4/5)


75–160


8,4–20,8


4,5–13,5


Фирма «Катерпиллер»


4 (1/3)


119–149


16,3–18,22


5–9


Фирма «ЗТС» (Словакия)


6 (5/1)


52–114


4,6–11,0


4–7


ПО «МТЗ» (Белоруссия)


5 (2/3)


60–110


4,7–14,5


4–8


ОАО «Амкодор» (Белорус.)


1 (1/-)


109


10,4


7


ОАО «Онежск. тракт. з-д»


1 (-/ 1)


132


14,43


7


ЗАО «Петерб. тракт. з-д»


1 (-/ 1)


184


19,0


7


Анализ номенклатуры моделей тракторов показывает, что российские предприятия предлагают ограниченное количество моделей колесных тракторов (7,5% от общего количества) только тяжелого класса, и это ограничивает их использование в лесозаготовительном производстве и лесном хозяйстве. Просматривается необходимость создания тракторов для работы в мелких и средних лесонасаждениях и формирования типоразмерного ряда колесных тракторов легкого и среднего классов.


В табл. 4 приведена классификация колесных лесозаготовительных тракторов по средним значениям технических параметров и их удельных показателей при заготовке древесины, которые распределены по трем уровням массы (класс трактора).


Табл. 4


Показатели


Класс трактора


5–10 т


10–15 т


15 т и выше


Количество моделей тракторов


7


12


8


Средний объем трелюемой древесины, м3


5


6,5


9,5


Средний уровень мощности, кВт


71,7


109


163


Среднее значение массы, т


7,0


12,4


19,7


Средняя удельная материалоемкость, т/кВт


0,1


0,113


0,121


Средний уровень энергонасыщенности, кВт/т


10,243


8,79


8,274


Среднее значение отношения массы трактора к объему трелюемой древесины, т/м3


1,4


1,91


2,07


Среднее значение отношения мощности двигателя к объему трелюемой древесины, кВт/м3


14,34


16,77


17,16


Структурное построение по техническим параметрам типоразмерных рядов колесных лесозаготовительных тракторов, ранжированных по трем уровням массы (класс трактора), характеризуется следующими показателями: - по уровню изменения объема пачки деревьев, трелюемой трактором, знаменатель прогрессии равен 1,3 (от среднего класса к легкому) и 1,46 (от тяжелого класса к среднему); - по уровню мощности двигателя знаменатель прогрессии равен 1,52 (от среднего класса к легкому) и 1,49 (от тяжелого класса к среднему); - по уровню эксплуатационной массы трактора знаменатель прогрессии равен 1,77 (от среднего класса к легкому) и 1,59 (от тяжелого класса к среднему).


Таким образом, наблюдается тенденция (при переходе от меньшего класса к большему) непропорционального роста уровня объема пачки деревьев, трелюемой трактором, к росту мощности двигателя и массы трактора.


Удельные показатели колесных лесозаготовительных тракторов по классам типизированного ряда характеризуются следующими средними значениями: - по удельной материалоемкости: 0,11 т/кВт (диапазон 0,1–0,121 т/кВт); - по уровню энергонасыщенности: 9,26 кВт/т (диапазон 8,274–10,243 кВт/т); - по среднему уровню отношения массы трактора к объему трелюемой трактором древесины: 1,735 т/м3 (диапазон 1,4–2,07 т/м3 ); - по среднему уровню отношения мощности двигателя к объему, трелюемой трактором, древесины: 15,75 кВт/м3 (диапазон 14,34–17,16 кВт/м3).


Представленные удельные показатели получены с учетом массо-мощностных параметров тракторов и их технических возможностей (объем пачки деревьев) при трелевке древесины.


Если оценивать нагрузочные режимы колесного трактора (объем пачки деревьев) с учетом природно-производственных условий лесозаготовок, как это отмечено для гусеничных лесозаготовительных тракторов, тогда средние расчетные значения эксплуатационной массы трактора и мощности двигателя с учетом средних значений удельных показателей должны составить: - для трактора легкого класса: масса — 6,94 т (диапазон 5,6–8,3 т), мощность двигателя — 63 кВт (диапазон 57,4–68,6 кВт); - для трактора среднего класса: масса — 12,14 т (диапазон 9,8–14,5 т), мощность двигателя — 110,2 кВт (диапазон 100,4–120,1 кВт); - для трактора тяжелого класса: масса 20,8 т (диапазон 16,8–24,84 т), мощность двигателя 189 кВт (диапазон 172–206 кВт).


Анализируя полученные значения, можно отметить, что в группе тракторов легкого класса в настоящее время предлагаются тракторы модели 240С фирмы «Тимберджек» (масса — 8,4 т, мощность двигателя — 75 кВт) и ЛКТ-81Т фирмы «ЗТС» (масса — 7,14 т, мощность двигателя — 72 кВт), в среднем классе предлагаются тракторы модели 460Д фирмы «Тимберджек» (масса — 13,65 т, мощность двигателя — 120 кВт) и 2241 ОАО «Амкодор» (масса — 12 т, мощность двигателя — 109 кВт), в тяжелом классе предлагаются тракторы модели 1710Д фирмы «Тимберджек» (масса — 20,8 т, мощность двигателя — 160 кВт) и МЛ-56 ЗАО «Петербургский тракторный завод» (масса — 19 т, мощность двигателя — 184 кВт).


Проведенный анализ структуры типоразмерных рядов гусеничных и колесных лесозаготовительных тракторов ведущих зарубежных фирм и предприятий стран СНГ позволяет сделать следующие выводы и обобщения: - номенклатура тракторов легкого класса на рынке представлена очень ограниченно, в том числе гусеничные тракторы за последние 30 лет не получили дальнейшего развития, а колесные тракторы представлены 7 моделями только с тросочокерным оборудованием. Исключение из номенклатуры тракторов российского производства, предназначенных в основном для заготовки мелкотоварной древесины, запасы которой в России составляют около 35%, распространенных в регионах, как правило, со слабой несущей способностью грунтов, следует признать неудовлетворительным, так как использование для этих целей тракторов среднего и тяжелого классов повышает удельные затраты при заготовке древесины и увеличивает воздействие техники на лесную среду по экологическим показателям; - эксплуатационные возможности гусеничных лесозаготовительных тракторов по нагрузочным режимам (объемы пачек деревьев) при трелевке древесины практически одинаковы и составляют 10 м3 , что объясняется использованием в основном тракторов чокерного и бесчокерного типа российского производства (76,5% от общего количества) с оснащением их захватами трех типоразмеров для трелевки пачек деревьев объемом 7–10 м3 , при этом для каждой модели трактора предлагается только один типоразмер захвата. В то же время зарубежные фирмы предлагают захваты 20 типоразмеров для трелевки пачек деревьев объемом от 3,24 до 9,8 м3, при этом на каждую модель трактора предлагается от 2 до 4 типоразмеров захватов. Это влияет на удельные затраты при заготовке древесины различной крупномерности; - наибольшее количество моделей лесозаготовительных тракторов представлено в среднем и тяжелом классах (19 и 18 соответственно) типизированного ряда с рекомендуемым объемом трелюемой древесины от 4,5 до 14 м3 , мощностью двигателя от 77 до 243 кВт и массой от 10,35 до 21,48 т.


Структурное построение типоразмерных рядов гусеничных и колесных лесозаготовительных тракторов, ранжированных по трем уровням объемов пачки деревьев, предполагаемых при формировании в лесонасаждениях с различной крупномерностью древостоя, можно охарактеризовать следующими расчетными показателями: - среднее значение объема пачки деревьев: 4,7 и 12 м3; - среднее значение массы трактора (гус./кол.): 6,4/6,94 ; 11,2/12,14 и 19,2/20,8 т; - среднее значение мощности двигателя (гус./кол.): 40,6/63; 71/110,2 и 121,8/189 кВт.


Удельные показатели лесозаготовительных тракторов трех классов типизированного ряда будут характеризоваться средними значениями: - по удельной материалоемкости (гус./кол.): расчетные — 0,157/0,11 т/кВт (фактически — 0,157/0,11 т/кВт); - по уровню энергонасыщенности (гус./кол.): расчетные — 6,35/9,26 кВт/т (фактически — 6,35/9,26 кВт/т); - по среднему уровню отношения массы трактора к объему пачки деревьев (гус./кол.): расчетные — 1,6/1,735 т/м3 (фактически — 1,6/1,735 т/м3); - по среднему уровню отношения мощности двигателя к объему пачки деревьев (гус./кол.): расчетные — 10,15/15,75 кВт/м3 (фактически — 10,15/15/75 кВт/м3).


По энергоемкости выполнения операции трелевки гусеничными и колесными тракторами при заготовке 1 м3 древесины рекомендуемые расчетные значения удельных показателей в сравнении с фактическими практически одинаковы, что дает основание оценивать массо-мощностные параметры тракторов и режимы их загрузки с учетом природно-производственных условий лесозаготовительных районов по средним значениям крупномерности древостоя.


Развитие лесопромышленного комплекса России, а следовательно и лесозаготовительных предприятий, не должно тормозиться недостаточным количеством техники, ее ассортиментом и качеством. С другой стороны, только широкий диапазон геометрических и массо-мощностных параметров лесозаготовительной техники может активизировать спрос на нее. Это разнообразие даст возможность использовать лесозаготовительную технику с учетом региональных особенностей по природно-производственным условиям лесонасаждений. Все это следует учитывать отечественным предприятиям при разработке оборудования и техники в целом для лесозаготовительного производства.


 

Порт Приморск вышел на проектную мощность. «Спецгидроизоляция «Монолит»: новые технологии по борьбе с влагой. Проект века – Западный скоростной диаметр. УСК «Мост»: перспективы рынка очевидны. «Стройтрест N 1»: что такое быть первым. опыт многопрофильной строительной компании. Башенные краны растут в России. ООО «ПРОФСТРОЙ»: работать по-новому.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved