Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Подготовка специалистов в условиях автоматизации мебельного производства


Условия жесткой конкуренции на мебельном рынке объективно заставляют мебельщиков искать новые пути повышения эффективности производства и конкурентоспособности своей продукции. Ажиотажный спрос на мебель навсегда остался в прошлом. Сегодня привлечь покупателя можно только высоким качеством продукции, учетом специфических требований отдельных групп населения или индивидуальных покупателей, регламентированными сроками поставки и оптимальным соотношением цены и качества. Для реализации этих задач промышленные предприятия переходят к новому типу организации производства — по заказному промышленному производству.


Работа в новых условиях невозможна без широкого применения информационных технологий на всех этапах жизненного цикла изделий. На абсолютном большинстве предприятий есть четкое понимание этого, недаром системы автоматизированного проектирования (САПР) в последние годы стали неотъемлемой частью мебельных производств.


Очевидная тенденция последних лет — переход от автоматизации отдельных работ к комплексной автоматизации процессов и предприятия в целом. Этот путь имеет множество организационных, технических, финансовых, кадровых и других «подводных камней». Однако процесс идет, и идет с все возрастающей скоростью. Не замечать этого и не учитывать в практике работы учебных заведений, по крайней мере, недальновидно.


Зададимся вопросом: насколько выпускники высших учебных заведений обладают практическими навыками работы на высокоавтоматизированных предприятиях? Опыт взаимоотношений автора с рядом мебельных предприятий и учебных заведений в различных регионах страны показал, что, если и обладают, то лишь минимальными. Дабы не остаться без поддержки, процитирую слова одного из руководителей крупной московской мебельной фирмы: «…преподавателей зачастую не интересуют ни компьютеры, ни, что хуже всего, проблемы и потребности современного производства. Уровень практической подготовки выпускников не соответствует сегодняшним потребностям предприятий, прежде всего в сфере автоматизации» (журнал «Мебельщик», № 5 (24), 2004 г., с. 20-21).


Многие предприятия, активно оснащаясь современным оборудованием, вычислительной техникой и САПР, испытывают недостаток квалифицированных специалистов для эффективной эксплуатации этого самого оборудования и систем. В то же время почти две три выпускников высших учебных заведений не идут работать по специальности. Налицо потеря интереса к профессии за годы обучения. Причина в том, что содержание большинства учебных курсов и методик преподавания фактически не менялись за последние десятилетия. Многие преподаватели из года в год идут по накатанной колее, не замечая (или не желая замечать?) стремительной автоматизации современных предприятий. Консервативность системы образования и необходимость фундаментальных знаний никоим образом не отрицают такую же необходимость активного использования автоматизированных систем в учебном процессе. Однако барьеров на этом пути предостаточно, они связаны не только со спецификой подготовки кадров для мебельной промышленности, но и с общим положением дел в системе образования.


Первая причина — в фактическом разрыве связей между предприятиями и учебными заведениями. Существовавшая раньше система распределения выпускников, организации практики на предприятиях и привлечения руководителей и ведущих специалистов к работе со студентами объективно приближала организацию учебного процесса к потребностям предприятий. В современных экономических условиях возврат к ней, естественно, невозможен, но наладить сотрудничество предприятий и учебных заведений не только реально, но и необходимо, тем более что многие предприятия готовы к этому. Им это выгодно экономически. Ведь если после окончания вуза на производство приходит специалист, знающий и любящий это самое производство, то решается кадровая проблема, не приходится тратить деньги на его дополнительное обучение и переподготовку. Подобной готовности со стороны учебных заведений пока нет. Например, при решении вопроса о прохождении практики не раз приходилось сталкиваться с таким подходом: готово предприятие принять 20 студентов — можно сотрудничать, нет — и разговор закончен. Конечно, с двумя-тремя большими предприятиями проще, чем с двумя-тремя десятками средних и малых, но много ли таких предприятий, и не превращается ли при подобном подходе практика в простую формальность? К сожалению, нередко да. Не нужно предприятию 20 конструкторов, потому и тратить время на них ни к чему. Гораздо эффективнее (но труднее) наладить сотрудничество со многими предприятиями, в том числе и небольшими, которые возьмут на практику одного-двух специалистов, но с перспективой работы в дальнейшем. Кстати, большинство малых мебельных предприятий оснащены и современными станками, и компьютерами, и САПР. Могу подтвердить личными наблюдениями.


Практика нужна не только студентам, но и преподавателям. Ни один из руководителей и специалистов мебельных предприятий, с которыми приходилось общаться автору, не смог припомнить ни одного случая, чтобы преподаватель высшего учебного заведения интересовался реальными проблемами производства, новыми технологиями или предлагал для внедрения результаты своих научных исследований в области автоматизации проектирования. Может быть, не с теми общался?


Вторая причина состоит в ставшем уже традиционным разрыве профильных дисциплин и дисциплины САПР. Наверное, имеет смысл присмотреться к опыту работы машиностроительных учебных заведений, в ряде которых на старших курсах имеется специализация «САПР». Выпускники этой специальности, помимо теоретических знаний в области автоматизации проектирования, обладают навыками практической работы и применения инструментальных средств САПР для автоматизации профессиональной деятельности. Не думаю, что подобные специалисты окажутся невостребованными на рынке труда.


Курс автоматизации проектирования в том виде, как он существует в большинстве учебных заведений, является по сути ознакомительным. Он не дает студентам главного: методологии работы с САПР, а именно это им особенно необходимо для их будущей трудовой деятельности. Неважно, какая конкретно система автоматизированного проектирования будет использоваться в качестве инструмента, методология от этого не зависит. Другими словами, курс САПР должен иметь четкую практическую направленность на изучение принципов и подходов к автоматизированному проектированию и производству мебели и изучаться он должен в тесном взаимодействии с другими предметами, связанными с проектированием мебели. Не должно быть существующего сейчас разрыва, когда мебельные дисциплины — это одно, а САПР — увы, другое. Студент должен воспринимать весь комплекс этих дисциплин как единое целое. Посмотрите, какие дисциплины читают в машиностроительных вузах: «Высоко интегрированные технологии в металлообработке» (с лабораторными работами и курсовым проектом!), «САПР режущего инструмента» и так далее. Разве в мебельной промышленности не нужны высоко интегрированные технологии, или в ней нет специализированных САПР?


Третья причина заключается в отсутствии специальных учебников по автоматизированному проектированию мебели. Год назад я упоминал в одной из публикаций о единственном учебном пособии «Основы автоматизированного проектирования мебели из древесины», выпущенном в Архангельском государственном техническом университете. Увы, оно так и осталось единственным. Там же я упоминал и о единственном учебно-методическом пособии, изданном в Московском государственном университете леса. Теперь их стало два, но это капля в море.


Наконец, четвертая причина: а где учиться самим преподавателям? Участвуя во многих научно-технических семинарах и конференциях, посвященных различным вопросам информатизации образования, я ни разу не столкнулся с выступлениями на тему использования информационных технологий при подготовке специалистов мебельной промышленности. Или их нет, или говорить не о чем? Увы, скорее второе. Есть необходимость в создании межвузовского совета по проблемам информатизации мебельных специальностей (суть не в названии), который бы собирал и обобщал соответствующий опыт, готовил и согласовывал учебники и пособия, проводил конференции и конкурсы студенческих работ, организовывал взаимодействие с предприятиями. Лучшего места для работы подобной структуры, чем факультет повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, нет. Это единственный факультет, на котором серьезно изучают автоматизированное проектирование мебели.


Итак, в настоящее время уровень подготовки студентов-мебельщиков в области САПР абсолютно не соответствует потребностям предприятий и каких-либо существенных положительных сдвигов в последнее время не наблюдается. Так я закончил уже упоминавшуюся публикацию годичной давности! Увы, так же вынужден заканчивать и нынешнюю.


 

«Кедр» из Заводоуковска. РЕСТАВРАЦИЯ: ПЕРЕДАВАТЬ НЕ БУКВУ, А ДУХ ЭПОХИ. ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГИОП Н. И. ЯВЕЙНА. Финансовая аренда техники: подход может быть гибким. Отечественный опыт повышения качества эксплуатации УЭЦН. Рос-Газ-Экспо–2006. Atyrau Oil & Gas 2006.

В выставке приняли участие 117 компаний из 13 стран: Азербайджана, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Казахстана, Китая, Польши, России, Сингапура, Турции, Украины, Франции. Примечательной особенностью явилось участие в ней практически равного количества казахстанских и зарубежных компаний. Чуть меньше половины из них (52) — фирмы-дебютанты выставки.

Экспонентов порадовало увеличение на 20% выставочной площади по сравнению с прошлым годом. Участники выразили надежду, что эта тенденция сохранится, поскольку количество компаний, желающих представить свою продукцию, неуклонно растет. Так, по результатам опроса, 78% компаний выразили желание участвовать в Atyrau Oil & Gas 2007. О значимости выставки для международного торгово-промышленного оборота и научно-технического сотрудничества говорит присутствие на ее открытии глав дипломатических миссий и торговых представительств Великобритании, России, Румынии, Украины. Именно международный статус и, как следствие, возможность наладить деловые контакты с высокими профессионалами нефтегазовой отрасли во всем мире привлекают к участию в выставке новые компании. 32% экспонентов участвовали в выставке с целью установления новых контактов, 17% — представили новую продукцию и услуги.

Все зарубежные участники сошлись во мнении, что эта выставка хоть и является как бы маленькой KIOGE, но вместе с тем имеет огромное значение, потому что представляет весь потенциал работающих в регионе компаний. Причем не просто компаний, добывающих нефть и газ, но и производителей продукции. Особенно отмечены проходящие в рамках Atyrau Oil & Gas семинары, на которых презентуются инновационные технологии переработки нефти.

Анализируя итоги выставки, можно с уверенностью сказать о том, что юбилейная выставка Atyrau Oil & Gas 2006 способствовала расширению взаимовыгодного научно-технического сотрудничества разработчиков и поставщиков технологий, производства и внедрения высокоэффективного оборудования и материалов. По итогам проведенного мероприятия контракты заключили 17% участников. Из них 27% предполагают получить отдачу уже в ближайшие один-два месяца.

Большое число профильных специалистов среди посетителей выставок компании Iteca уже давно перестало быть особенностью, став, скорее, правилом. За три дня событие привлекло внимание около четырех тысяч человек. Из них 65% являются специалистами нефтегазовой отрасли, 17% — заняты в строительстве, 12% — предлагают различные услуги. 52% посетителей заключили контракты непосредственно во время выставки. 73% — намерены посетить Aty rau Oil & Gas 2007.

В открытии выставки приняли участие президент АО «Главное диспетчерское управление нефтяной и газовой промышленности» Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Кайрат Кайпиев, региональный директор по СНГ ITE Group Plc Эдуард Строон, заместитель акима Атырауской области Манас Тасыбаев, первый заместитель акима Атырауской области Виктор Супрун, региональный директор Iteca Акмарал Амирханова, председатель Совета директоров ITE Group Plc Иен Патерсон, Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Казахстане и Кыргызстане Пол Браммелл, заместитель генерального директора по производству АО «Разведка Добыча “КазМунайГаз”» Сисенгали Утегалиев.

— Многие российские участники с большой пользой для бизнеса поработали на выставке. Вообще событие было очень насыщенным, — отметил заместитель торгового представителя России в Казахстане Сергей Аверичев. — С большинством российских компаний мы провели краткие переговоры от имени торгового представительства, предложили свои услуги по оказанию помощи в развитии их бизнеса, продвижению продукции в Казахстане. Поставлена задача по увеличению торгового оборота между нашими государствами, и мы таким образом будем всячески этому содействовать.

По отзывам экспонентов, выставка была организована на высоком уровне. Какие-либо возникающие вопросы решались оперативно, в рабочем порядке. Не забыли радушные хозяева и об отдыхе участников. Так, во второй день выставки в боулинг-клубе прошел турнир между компаниями-участниками.

Организаторы Atyrau Oil & Gas — казахстанская выставочная компания ТОО Iteca со своими международными партнерами — ITE Group Plc (Великобритания) и GIMA (Германия).

Следующая, 6-я выставка, пройдет 11–13 апреля 2007 г.

.
«ЮЖКАБЕЛЬ»: движение вперед.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved