Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Смутные времена в тарифной политике


Под занавес уходящего 2005 года, 26 декабря, Президент России Владимир Путин подписался под Законом, который вошел в отечественную законодательную базу под № 184 и названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и некоторые законодательные акты РФ. С этого момента и по 1 января 2009 г. жилищно-коммунальные тарифы для всех и вся будут укладываться в прокрустово ложе — нарезаться, согласно федеральным понятиям, «от» и «до». Это ответ Минэкономразвития РФ на «беспризорный» рост инфляции.


В частности, новый документ подправил законы № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».


«От» и «до»


Так, Закон № 184 вводит понятие «предельные индексы». Они выражены в процентах и представляют собой максимально и минимально возможный уровень изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Устанавливаются в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Причем каждый уровень исполнительной власти и уполномоченного органа занимается «примеркой» тарифов в пределах своей компетенции и при строгом соблюдении субординации: первыми к этому приступают федералы, затем, в пределах отпущенного лимита, дозволяется пофантазировать соответствующим региональным органам. С остатками будут работать (если какая-то степень свободы еще останется) уже муниципалы.


Правительство РФ в соответствии с настоящим законом наделяется следующими полномочиями: - утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов с учетом надбавок; - утверждает правила, обязательные для сторон при заключении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением (Федеральная служба по тарифам — ФСТ), выполняет следующие функции: - ежегодно до внесения в Госдуму РФ проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам РФ; указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ модернизации и развития коммунального комплекса, а также с учетом региональных особенностей. Органы исполнительной власти и регулирующие органы субъектов РФ в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.


Что же после этого остается органам местного самоуправления и регулирующим органам муниципальных образований? А им предоставляется право устанавливать тарифы и надбавки к тарифам «в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования», а также устанавливать тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (тоже в пределах отведенных лимитов).


Если нельзя, но очень хочется…


Согласно новому закону, соответствующий орган исполнительной власти и регулирующий орган устанавливают предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.


Кроме того, новый закон предусматривает, что стоимость электрической и тепловой энергии, а также услуг по ее передаче, складывающаяся с учетом надбавок, может превышать предельные уровни этих цен (тарифов). Настоящее положение вступает в силу с 1 января 2009 г.


На приведение уже запланированного на 2006 г. роста тарифов в соответствие новому закону отводится один календарный месяц со дня вступления в силу актов, которыми вводятся в действие предельные индексы. Вместе с тем закон допускает, что предельные индексы могут устанавливаться с учетом возникших до вступления в силу настоящего закона обязательств организаций коммунального комплекса по долгосрочным инвестициям и обязательств, по которым гарантированы субъектом РФ или муниципальным образованием.


Учли и жилищников


Закон №184 внес поправки и в жилищные законы: «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и Жилищный кодекс РФ. Согласно новым поправкам, срок, в течение которого жильцы многоквартирного дома могут самостоятельно выбрать форму управления, отодвигается с 1 марта 2006 г.до 1 января 2007 г. Закон распространил лимиты и на жилищные тарифы: размер квартплаты для нанимателей жилых помещений и собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления домом, должны укладываться в предельные индексы.


Регламентируется, что «жилищные» индексы будут устанавливаться одновременно с «коммунальными» (для населения). При этом допускается, что в текущем году эти индексы могут быть установлены неодновременно.


Ключ с правом передачи


Согласно Закону №184, полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов коммунального комплекса (за исключением тарифов производителей в сфере электро- и теплоснабжения), тарифов на подключение и надбавок к тарифам могут передаваться.


Но эта передача полномочий должна быть обставлена соответствующим образом, а именно: на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.


«Все смешалось в доме Облонских»


Как отмечают специалисты, сегодня действуют два, противоречащих друг другу, закона: ФЗ №41, по которому жили с 1995 г.,и ФЗ №210, вступивший в силу с 1 января текущего года. Последний, по их словам, написан не специалистами-отраслевиками, а юристами. Как следствие этого — разночтения в понятийном ряду. Так, ранее принятое разделение на большую и малую энергетику, каждая из которых имела свою тарифную политику, в новом законе исчезает, и появляется единое понятие — «организации коммунального комплекса».


Из ФЗ №210 исчезает понятие «плата за технологическое присоединение к электрическим сетям» и появляется «плата за присоединение». Между тем, как поясняют специалисты, «плата за присоединение» — есть последний этап комплекса работ по технологическому присоединению к сетям. Разночтения в понятийном ряду тянут за собой «смуту» в методологии формирования тарифов. Но, как «успокаивают» специалисты, чтобы последние нововведения перешли из теории в практику, Правительство РФ должно выпустить массу подзаконных актов и правил. Когда все это появится — не понятно. Так что жизнь «по новым понятиям» откладывается на неопределенный срок.


Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Олег Тришкин комментирует так: — Сегодня тарифы на газ для промпредприятий устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ), для населения — соответствующий региональный орган (в СПб — Комитет по тарифам).


Тарифы на электроэнергию устанавливают: ФСТ — на генерацию (выработку электроэнергии) для всех групп потребителей, Комитет по тарифам (КТ) — на передачу и плату за присоединение, КТ — на тепловую энергию для всех групп потребителей.


Тарифы на воду и канализование для промпредприятий утверждает КТ, для населения — ЗакС.


Каковы принципиальные нововведения?


1. У регионов (Москвы, СПб) забрали полномочия по регулированию тарифов на электроэнергию в рамках реформы энергетики. На уровне нашего города это «распаковка» Ленэнерго. Теперь тарифы на производство электроэнергии для ТГК-1 устанавливает ФСТ, а не город. На сегодня действует такая схема тарифной политики: вся электроэнергия, которая вырабатывается в регионе, передается (на бумаге) на оптовый рынок, и Москва сама устанавливает цены. Для региона это базовые цифры, от которых они отталкиваются при формировании других тарифов (на передачу электроэнергии и плату за присоединение). 2. На остальные коммунальные услуги (вода, канализование, тепло, ТБО) вводятся предельные тарифы для коммунальных организаций. Причем в теплоэнергетике предельные индексы предусмотрены только для котельных. 3. С 1 января 2006 г. вступил в силу ФЗ № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».


Согласно этому документу, функции регулирования тарифов для коммунальных предприятий передаются исполнительным органам субъектов РФ и муниципальным органам.


Но для Санкт-Петербурга и Москвы ничего не меняется: эти функции по-прежнему закреплены за ЗакС (кроме электроэнергии и «комбинированного» тепла). Также регионам передали установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. До последнего эти тарифы спускала сверху ФСТ.


Кроме того, изменения произошли и на городском уровне: Комитету по тарифам от Комитета по энергетике переданы функции установления тарифов по твердому топливу (на уголь, дрова).


 

Семь десятилетий на магистралях страны. Ключ жилищной реформы. «Ленгипротранс»: как сработать на результат?. «Вредный совет» Вице-губернатора. Габионы: традиция на смену традиций. ЗАО «Уралгеомаш» — тракторная и бульдозерная техника. В новый век — с новым оборудованием.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved