Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Наш путь на восток. Начальник управления по сотрудничеству со странами СНГ Министерства энергетики РФ Саядов Ю.А.


Основные параметры нефтепровода в зависимости от маршрута:


• протяженность – 3,8–4,2 тыс. км;


• диаметр нефтепровода – 1020–1220 мм;


• число НПС – от 27 до 34;


• объем резервуарных парков – свыше 4 млн м3 .


Общие ориентировочные инвестиционные затраты на реализацию проекта составят 5,0–5,6 млрд. долл. США.


ОРИЕНТИРЫ НА БУДУЩЕЕ


В последние годы в нефтяной отрасли России произошли позитивные изменения. Отрасль находится на подъеме, четко обозначилась тенденция роста добычи нефти и ее экспорта: в 2000 году добыча составляла 323,2 млн. т при экспорте 144,4 млн. т, в 2001 году – 348,1 и 159,6 млн. т соответственно. Прогноз на 2002 год – 365–370 млн. т составит добыча, очевидно, существенно возрастет и объем экспорта в дальнее зарубежье.


Если говорить о долгосрочной перспективе добычи нефти, то, по мнению экспертов, и в дальнейшем намечается ее значительный рост, и уже в 2010 году в стране будет добываться примерно 450 млн. т. Если внутреннее потребление нефти к этому времени составит не более 180 млн. т в год (с учетом состояния внутреннего рынка нефтепродуктов, реконструкции и модернизации НПЗ и других факторов), то общий экспортный потенциал России будет не менее 270 млн. т в год.


В настоящее время, да и в будущем основным нефтедобывающим регионом России по-прежнему останется Западная Сибирь. Значительный прирост добычи нефти в перспективе ожидается и в Восточной Сибири – месторождения Красноярского края, Иркутской области и Республики Саха (Якутия): 1млн. т – в 2000 году, 47–48 млн. т – в 2010 году и свыше 50 млн. т – в 2020 году. Кроме того, будет увеличиваться добыча нефти на Дальнем Востоке (на Сахалине). В 2020 году она может достигнуть, по разным оценкам, от 23 до 30 млн. т.


По сути, наряду с традиционными центрами добычи нефти, такими, как Западная Сибирь, Урало-Поволжье, Северный Кавказ, в России появятся новые крупные районы добычи нефти – Восточная Сибирь и Дальний Восток, где к 2020 году будет добываться около 15–17% общего объема добычи нефти. Таким образом, в стране произойдет определенное перемещение центров добычи нефти на восток.


Это взгляд с одной стороны – со стороны производителя. Но на нефтяном рынке всегда две стороны: производитель нефти и ее потребитель.


На внутреннем рынке основные потребители нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – четыре НПЗ: Ачинский, Ангарский, Хабаровский и Комсомольский с общим объемом переработки 19–20 млн. т в год. Нефть на эти заводы поставляется в основном из Западной Сибири.


С освоением и развитием месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока прогнозируется увеличение суммарного объема переработки нефти на этих заводах в 2020 году до 26–30 млн. т при общем объеме добычи в этом регионе, как уже отмечалось выше, до 80 млн. т.


Таким образом, даже без учета поставок нефти на указанные заводы из Западной Сибири в долгосрочной перспективе Восточная Сибирь и Дальний Восток выйдут в разряд избыточных по нефти регионов, что позволит экспортировать отсюда не менее 50 млн. т нефти в год.


Вопрос «куда экспортировать?» не возникает. Естественно, в первую очередь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – емкий рынок потребления нефти. Достаточно сказать, что ежегодно страны АТР импортируют более 600 млн. т нефти, и следует иметь в виду, что экономики стран региона интенсивно развиваются. И хотя в этом регионе есть экспортеры нефти (Индонезия, Малайзия, Вьетнам и др.), однако они могут обеспечить растущие потребности рынка АТР примерно на 35%. Остальное восполняется поставками нефти из других регионов, преимущественно с Ближнего Востока.


Актуальность реализации проекта транспортировки российской нефти на рынок АТР возросла и после событий 11 сентября 2001 года. Нет сомнений, что эти события изменили мир, и сейчас происходят кардинальные перемены не только в геополитике, экономике, но и на нефтяном рынке. События 11 сентября в значительной степени стимулировали уже наметившиеся тенденции по диверсификации потоков нефти как для ее производителей, так и для потребителей.


Именно в рамках идеи диверсификации потоков нефти рассмотрим разрабатываемый компанией «Транснефть» проект строительства нефтепровода из района г. Ангарска к порту Находка на побережье Японского моря.



ПОТРЕБИТЕЛИ НЕФТИ В АТР


Известно, что основные потребители нефти в АТР – Япония, Китай, Южная Корея и Тайвань.


Наибольший объем потребления сырой нефти приходится на Японию, крупнейшего импортера нефти в мире и самого крупного в АТР. По имеющимся в компании данным, ежегодно в Японии потребляется около 270 млн. т нефти в год, две трети которой поставляется с Ближнего Востока.


Поскольку в обозримом будущем нефть останется для Японии, имеющей мощную нефтеперерабатывающую промышленность, основным видом первичных энергоресурсов, вопросы обеспечения надежности, долгосрочности ее поставок из внешних источников и их диверсификации занимают приоритетное место в энергетической политике Японии.


Учитывая вышесказанное, налицо взаимный интерес обеих стран: России как поставщика нефти и Японии как ее потребителя.


В долгосрочных и стабильных поставках нефти из России не менее, чем Япония, заинтересован Китай – наиболее динамично развивающаяся страна этого региона, где объем потребления нефти стремительно растет и достиг ежегодного прироста 9–10% при относительно стабильной собственной добыче нефти – около 160 млн. т в год. Соответственно увеличивается объем импорта нефти, который сейчас составляет примерно 70 млн. т в год с тенденцией дальнейшего роста.


Другим значимым потребителем нефти является Южная Корея. Мощный сектор нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности служит базовой отраслью этой страны, экспортирующей нефтехимическую продукцию. При этом объемы нефтепереработки в Южной Корее быстро растут и составляют в настоящее время 128 млн. т. в год.


Следует принимать во внимание еще одного крупного потребителя и импортера нефти – Тайвань, где мощности по нефтепереработке уже составляют около 45 млн. т в год, практически при отсутствии собственной добычи нефти.


Таким образом, на наш взгляд, сегодня есть благодатная почва для разработки одного из крупнейших в мире проектов строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти на рынок АТР.


НЕПОСРЕДСТВЕННО О ПРОЕКТЕ


Цель проекта – транспортировка российской нефти в объеме 50 млн. т в год на побережье Японского моря (порт Находка) для экспорта на рынок АТР. В качестве начальной точки проектируемого нефтепровода принят район г. Ангарска, конечной точки – порт Находка. До Ангарска нефть будут транспортировать по существующей системе нефтепроводов компании «Транснефть». По новому нефтепроводу помимо нефти Западной Сибири предполагается перекачивать нефть восточносибирских месторождений Юрубчено-Тохомской зоны, а также Верхнечонского и Талаканского месторождений.


Кроме достижения стратегической цели – выхода на перспективный рынок стран АТР — реализация проекта позволит решить и другие важнейшие задачи страны: строительство нефтепровода даст толчок к развитию топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока, что, в свою очередь, будет мощным стимулом для экономического развития данных регионов (развитие инфраструктуры и сопутствующих отраслей, создание новых рабочих мест, формирование благоприятного инвестиционного климата и т. д.). Помимо того, найдет решение насущная для нефтяников проблема оптимизации структуры нефтедобычи и внешнего транспорта нефти путем приближения системы магистральных нефтепроводов к новым центрам добычи в Восточной Сибири.


Нефтепровод от Ангарска до Находки расширит существующую систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» от западных границ России до побережья Тихого океана. У России появится уникальная возможность оперативно реагировать на мировую конъюнктуру цен на нефть и обеспечивать поставки ее практически в любую страну Европы или Азии, а также, возможно, и на американский континент, что еще более укрепит позиции России на мировом нефтяном рынке.


Компания «Транснефть» в декабре 2001 года разработала предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта.


Нефтепровод от Ангарска станет естественным продолжением существующей системы магистральных нефтепроводов компании «Транснефть», что позволит подавать в проектируемый нефтепровод нефть из Западной Сибири. Таким образом, решится вопрос создания сырьевой базы на начальном этапе эксплуатации нефтепровода, в последующем западносибирская нефть заменится нефтью Восточной Сибири.


На стадии предварительного ТЭО рассматривалось несколько портов для экспорта российской нефти на побережье Японского моря: Находка, Ванино и др. В соответствии с технико-экономическими расчетами выбор был сделан в пользу порта Находка.


Находка – один из важнейших транспортных узлов АТР, центр услуг и обработки грузов при их транспортировке из этого региона в европейскую часть России и Западную Европу. Находка – крупнейший российский порт на побережье Тихого океана, через который осуществляется до 40% всей внешней торговли страны. К Находке подходит Транссиб.


Находкинский порт имеет все необходимое для борьбы с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов: тяжелые боновые за-граждения, специальный причал и площадку для их хранения и спуска на воду, суда для постановки боновых заграждений.


Предполагается, что в порту будет осуществляться налив в танкеры дедвейтом от 150 тыс. до 300 тыс. т. В качестве средства перевалки нефти в танкеры предлагается выносное причальное устройство.


В январе 2002 года АК «Транснефть» провела в Минэкономразвития России презентацию проекта строительства нефтепровода от Ангарска до Находки для представителей органов исполнительной власти и нефтяных компаний. По итогам презентации Минэкономразвития подготовило и направило в Правительство Российской Федерации заключение о необходимости разработки единой концепции освоения месторождений Восточной Сибири, в основу которой будет положен данный проект.Основные параметры нефтепровода в зависимости от маршрута:


• протяженность – 3,8–4,2 тыс. км;


• диаметр нефтепровода – 1020–1220 мм;


• число НПС – от 27 до 34;


• объем резервуарных парков – свыше 4 млн м3 .


Общие ориентировочные инвестиционные затраты на реализацию проекта составят 5,0–5,6 млрд. долл. США.


Величины технико-экономических показателей носят предварительный характер и будут уточняться по мере разработки проекта: на стадии обоснования инвестиций, к которой в компании сейчас приступают, и далее – на стадии ТЭО.


На стадии обоснования инвестиций будет сделан и окончательный выбор маршрута.


В настоящее время компания завершила разработку Декларации о намерениях строительства нефтепровода для транспортировки нефти в страны АТР и приступила к ТЭО проекта.


Говоря о проекте транспортировки российской нефти на побережье Японского моря, нельзя не упомянуть о разработке еще одного варианта развития системы магистральных нефтепроводов в восточном направлении, а именно о проекте строительства нефтепровода Россия – Китай.


И хотя оба этих проекта еще находятся в стадии разработки, однако уже сейчас есть основания говорить о привлекательности проекта строительства нефтепровода к побережью Японского моря с точки зрения выхода на «открытый» рынок стран АТР и возможности выбора потребителей, тогда как проект строительства нефтепровода Россия – Китай связан с выходом на, безусловно, перспективный, но «закрытый» рынок.


Редакция благодарит вице-президента Григорьева С. Н. и пресс-службу ОАО «АК Транснефть» за содействие в подготовке данного материала.

 

Весь спектр электротехнического оборудования. AquaStop-2006: гидроизоляция метрополитенов — в центре внимания. Нетканые материалы от лидера отрасли!. Топливно-энергетический комплекс России: задачи и перспективы. Новые настенные котлы BUDERUS. Интеллектуализация зданий: опыт, проблемы. ОАО «Комплект» — в ногу со временем.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved