Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Российский рынок сухих строительных смесей: итоги 2005 года и перспективы развития


Данная статья основана на материалах ежегодного обзора производства и импорта сухих строительных смесей в России, который выпускает «Агентство строительной информации».


В ходе данного исследования получены оценки объема выпуска ССС в 1999–2005 гг. по отрасли в целом и крупнейшим предприятиям, структуры выпуска (по товарным группам, составу смесей), вклада импорта и величины экспорта. Проанализирована динамика производства и потреб-ления смесей, импорта и экспорта, тенденции развития рынка. Сформулирован прогноз на период до 2010 г.


Коротко об итогах развития рынка сухих смесей в 2005 г.


По состоянию на 1 января 2006 г. в России действует около 250 предприятий, выпускающих сухие смеси. За 7 лет число производителей увеличилось более чем в 5 раз. Интересно, что за это же время прекратили выпуск смесей всего около полутора десятков предприятий, причем не остановился ни один крупный завод.


Если до 2002 г. единственным крупным зарубежным инвестором в отрасль был немецкий концерн «Кнауф», то в последние четыре года в отрасли появляется целый ряд иностранных фирм. В 2003 г. начали работу заводы компаний «Атлас» (Польша) и «Хенкель Баутехник» (Германия), в начале 2006 г. заработало производство компании «Максит» (Финляндия), строится завод фирмы «Мапей» в Подмосковье. Тем не менее компании с российским капиталом обес-печивают почти три четверти выпуска.


В 2005 г. развернули производство 12 новых заводов. Причем практически все они расположены в «глубинке». Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то их рынок сложился несколько лет назад, и, по всей видимости, требуются значительные усилия, чтобы выйти на него с продукцией новой марки. Среди новых региональных производителей выделяются предприятия с довольно серьезными притязаниями. Заявленная мощность таких заводов, как «Бергауф» в Екатеринбурге, «Мордовцемент» в Саранске, сопоставима с мощностями заводов-идеров российского рынка. В Саратове продукции под маркой «Органит» удалось занять заметную позицию всего за один сезон. Увеличилось количество заводов, выпускающих смеси «Профикс».


В 2005 г. производство модифицированных сухих строительных смесей в России достигло 2,7 млн. тонн, с учетом импорта совокупное потребление модифицированных смесей составило 3,0–3,1 млн. тонн. Стоимостная оценка емкости рынка — около $600 млн., из которых на отечественную продукцию приходится порядка 2/3.


Начиная с 2004 г. темпы прироста выпуска модифицированных ССС уменьшаются. В 2003 г. темп прироста составлял более 60 %, в 2004 г. внутреннее производство увеличилось на 35–40 %, по итогам прошлого года эта цифра составила только 30 % в натуральном выражении. Однако пока выпуск сухих смесей растет заметно быстрее, чем большинства других строительных материалов.


Доля импорта, уже очень небольшая в последние 3–4 года, уменьшилась до 11 %. Для наглядного сравнения, в 1998 г. доля смесей зарубежного производства составляла 60 %.


Российский рынок ССС отличается умеренной степенью концентрации. Пять крупнейших фирм обеспечивают чуть более половины выпуска (предприятия концерна «Кнауф», московские компании «Юнис», «Старатели», расположенное в Санкт-Петербурге, «МС Баухеми Россия», «ЕК-Кемикал» из Н. Новгорода). В свою очередь, более половины импорта приходится на одну марку — «Ветонит» (производства компании «Максит»). Состав «лидирующей группы» существенно не изменился за последние 2–3 года.


Экспорт сухих смесей российского производства невелик (около 1,5 % выпуска). Смеси поставляются в Беларусь, Казахстан, страны Балтии. Вероятно, российские ССС пока не имеют больших экспортных перспектив. В тех странах СНГ, где емкость рынков велика, прочные позиции имеют собственные производители, конкурировать на очень требовательном и к тому же насыщенном европейском рынке пока не готовы сами российские производители. Но главное, несмотря на отмеченное выше снижение, темпы роста внутреннего потребления смесей в ближайшие годы все равно будут явно выше, чем на большинстве зарубежных рынков.


По нашей оценке, в ближайшие годы российский рынок ССС продолжит рост. Его темпы в 2006–2007 гг. будут постепенно снижаться и к 2008–2009 гг. сравняются с темпами роста рынков большинства отделочных материалов, т. е. 10–15 % в год в натуральном выражении.


Помимо увеличения объема потребления смесей, меняется и структура спроса: в прошлом году заметно увеличилась доля рынка, занимаемая ССС на гипсовой основе, постепенно сокращается доля клеев для керамической плитки, растет спрос на ровнители для пола. По-видимому, отмеченные тенденции сохранятся в краткосрочной перспективе. Уменьшение скорости роста рынка, приход новых, сильных игроков обострят конкурентную ситуацию. Возможно, период стабильного развития заканчивается, и в ближайшие годы на рынке произойдут заметные перемены.


 

М. П. МАТВЕЕВ: ЕСЛИ У ЗДАНИЯ ЕСТЬ ХОЗЯИН — БУДЕТ ПОРЯДОК. Железная воля Митволя. Всегда вовремя. Российская строительная неделя. Старый материал, улучшенный по современным требованиям. Самарская Лука — европейский уровень качества. Металлоконструкции: опыт, качество, надежность.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved