Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Башенные краны растут в России


Подъемные краны известны с античных времен. В V в. до н. э. древние греки уже применяли деревянный «геранос» («журавль») для подъема тяжестей. Отсюда немецкое «краних», потом русское «кран». Однако современные возможности перемещения грузов они приобрели только с развитием двигателестроения в XIX в., потому что различные движения стрелы (подъем, поворот) и каретки обеспечивают разные механизмы. Любопытно, что первые такие краны были с гидроприводами, работавшими не на масле, а на воде и были изготовлены… из дерева. Пионерами стали англичане (1847 г.).Только через полвека паровой привод вытеснил гидравлический. Русские поначалу шли своим путем. Известен прототип крана XVII в. Тогда в Московском Кремле при помощи ручных лебедок, противовесов и рычагов подняли колокол весом 130 т. Потом изобрели оригинальное подъемное устройство в Нижнем Тагиле, работавшее за счет энергии падающей воды.


Однако краностроение как отрасль родилось у нас в 1880-е гг., в период промышленного и строительного бума. Тогда же в Германии, кстати, изобрели электропривод. А в 1887 г. русские сконструировали первый в Европе кабельный кран для перемещения грузов на большие расстояния, перекрывающий значительные площади. Такие краны широко применялись в гидротехническом строительстве. Первые краны в России (сначала по индивидуальным заказам) создавали костромичи. Потом производство машин освоили на Путиловском, Сормовском, Коломенском, Брянском и других заводах. Там трудились замечательные инженеры-конструкторы. Вот тому пример: в 1970-е гг. на ленинградском «Пролетарском» (прежде Александровском) заводе безотказно работал 50-тонный мостовой кран, построенный путиловцами в 1898 г. Вряд ли сегодня можно повторить этот рекорд. Конструкция моста соответствовала эпюре моментов и обеспечивала равномерность распределения нагрузки на ее элементы. Раскосы были выполнены так, что работали только на растяжение, обеспечивая 100 %-ную устойчивость крана.


Каждая страна по-своему решала проблемы подъемно-транспортного оборудования. Так, США вообще не выпускали башенные краны; там развивалось производство стреловых. Небоскребы строят самоподъемными кранами с телескопической короткой башней, закрепляемой в лифтовых шахтах или на металлоконструкции здания, а для «одноэтажной Америки» достаточно небольших грузоподъемных механизмов. Зато в России, СССР краностроение и в целом машиностроение для строительства получило приоритетное развитие. Рост парка строительных кранов и увеличение их грузоподъемности дали возможность повсеместно строить из сборного железобетона. Парадокс, однако, в том, что количество техники не снижало численность персонала трестов, УНР, СМУ и ПМК. По отчетным показателям, в нашей строительной отрасли было комплексно механизировано 98 % работ. Статистика не лгала. Просто 5 млн. работников стройиндустрии, или более половины всех советских строителей, выполняли вручную каких-то 2 % неохваченного машинами объема работ. Абсурд.


А что происходит в отрасли сегодня, в эпоху частного предпринимательства и новых технологий? Об этом наша беседа с ведущим специалистом в области подъемно-транспортного оборудования, доктором технических наук, профессором архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Сергеем Александровичем ВОЛКОВЫМ.


— В строительном комплексе за последнее время существенно изменилась технология возведения домов. Крупнопанельное домостроение сократилось до 15 %. В основном строят кирпичные и монолитные здания. Но и при кирпичном строительстве необходимо применять ж/б сваи, перекрытия, балконные плиты, лестничные марши и пр. То есть железобетон в обозримой перспективе останется основным строительным материалом.


— Что из этого следует?


— Что изменения в конструкции зданий и технологии строительства выдвинули новые требования к основным машинам на объектах — башенным кранам. Прежде высотки у нас почти не строились. Зато теперь 16–20 этажей — норма. А компания «ЛЭК» намечает строить в СПб здания в 40 этажей. Значит, требуется повышать скорость подъема груза. Над этим ведется работа. Но более чем до 100–120 м/мин. увеличивать ее тоже не стоит, так как из-за раскачки груза могут произойти нежелательные явления.


На российские стройки пришла импортная техника. Наши фирмы приобретают башенные краны известных в мире немецких, французских, итальянских, японских фирм Liebherr, Potain, Zeppelin и др., которые отличаются высоким качеством и надежностью. Хотя предпочитают взять б/у оборудование, что раза в три дешевле новых. Тем не менее даже они значительно дороже российских, в том числе и в эксплуатации. Кстати, самым распространенным на стройплощадках Петербурга (а также Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и других крупных городов) с 1974 г. до сих пор остается кран КБ-503 и его модификации производства ленинградского механического завода. Настолько удачно была выполнена конструкция. Его грузоподъемность до 10 т и скорость 100 м/мин. являются отличным показателем производительности при возведении зданий повышенной этажности.


— Но, во-первых, эта техника во многом выработала свой ресурс. Во-вторых, с ее помощью можно построить максимум 16-этажный дом, не выше.


— В этом году в Петербурге создан башенный кран, какого еще не знала мировая практика. Он способен поднимать 10-тонный груз на высоту 170 м(более 50 этажей) за минуту с небольшим. Наши краностроители технически готовы развернуть производство машин высотой 260 м. Но я считаю, что в историческом центре Петербурга небоскребы строить нельзя — исказится панорама города, как это случилось с Москвой. На окраине — пожалуйста.


— Поднимать груз надо не только быстро, но и плавно, иначе неизбежны аварии.


— Это очень важный момент. Время разгона и торможения составляет 5 сек. Чем выше скорость подъема груза, тем больше ускорение. При контроллерном управлении переключение скоростей приводило к сильным рывкам и значительным ускорениям. Сегодня на динамику движения при разгоне и торможении можно повлиять, создавая новую электрику, электронику или гидравлику. В краностроении отходят от контроллерного управления, делают лебедки с двумя двигателями, которые обеспечивают плавное регулирование движения. Четверть века назад очень интересный башенный кран с резко уменьшенной динамикой создан шведской фирмой Linden-Alimak. Это был электрогидравлический кран высотой до 80 м, вылетом стрелы до 70 м и максимальной грузоподъемностью до 40 т. Особенность его в том, что каждый механизм (подъема стрелы, перемещения каретки и т. д.) имел свою автономную гидросистему. Кран был без оголовка, и стрела работала на изгиб; в ней отсутствовала сжимающая нагрузка, вызываемая стреловым канатом.


— Имеет ли значение материал, из которого сделан кран?


— Непременно. Надо же учитывать условия, в которых работает машина, от Арктики до тропиков. Стали должны быть только низколегированные, с малым содержанием углерода. Они довольно пластичны и не обладают хрупкостью, приводящей к неожиданному резкому излому. Необходимы и легирующие добавки, позволяющие эксплуатировать технику в экстремальных условиях — на севере, при повышенной влажности и т. д. Так, добавка никеля обеспечивает работу крана при низких температурах в Заполярье. Добавка легирующей меди делает сталь нержавеющей, что важно в тропических широтах с повышенной влажностью.


 

Влияние способа закрепления стеклопакетов на прочность стекол. Увеличение несущей способности стеклянных панелей при помощи точечных креплений и вант. ООО «Алюминиевый профиль ВСМПО»: интеграция авиационных технологий в строительство. Фальцевая кровля — это почти просто. Наплавляемые рулонные кровельные материалы: марка «КТ». Инновации — залог успеха!. ВИПРОК® — системы управления пространством.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved