Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Частные трубопроводы: утопия или реальность?


В конце марта этого года в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что ближайшие три года в России могут появиться частные трубопроводы. Такое мнение высказал председатель Комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Михаил Одинцов. Мы обратились к Михаилу Викторовичу за подробностями:


Я понимаю, что мои слова вызвали определенную скептическую реакцию в журналистской среде…


— Да судя по всему, не только у них, но и у специалистов…


— Я действительно считаю, что частные компании имеют право заниматься строительством и эксплуатацией магистральных нефте- и газопроводов. И мы к этому все равно однозначно придем — хотим мы этого или не хотим. Здесь есть некоторое противоречие. С од ной стороны, определено количество углеводородов, которое мы собираемся экспортировать. С другой стороны, есть понимание того, сколько трубопроводов для этого необходимо. И, как следствие, в итоге приходит осознание того, что возможности государства в этом смысле ограничены.


Если мы ставим себе задачу, что все продекларированное топливо мы собираемся поставить — как на Восток, так и на Запад — то мы должны четко представлять, какое количество нефте- и газопроводов в ближайшие 5–10 лет нам необходимо построить. Необходимыми для этого финансами государство обеспечить не сможет — ни бюджетом, ни гарантиями.


Мы будем обязаны привлекать частные инвестиции. Но сегодня процедура их привлечения определена либо гарантиями, либо долей, участием, собственностью в этих объектах. Поэтому, если мы сегодня хотим на практике подтвердить все наши декларации, то мы будем просто вынуждены сделать возможным строительство частных трубопроводных систем. И я не вижу в этом ничего страшного.


— Для этого необходима соответствующая законодательная база?


— Естественно. На сегодняшний день наша законодательная база такова, что несет в себе определенные противоречия. С одной стороны, мы говорим: «Пожалуйста, стройте, в принципе это разрешено». Но, с другой стороны, существует множество ограничений со стороны государства. А ведь если какая-либо деятельность не подпадает под статьи Уголовного кодекса, значит, она законна.


Далее. Мы не можем себе позволить построить три-четыре параллельных магистральных трубопровода по одной простой причине, что углеводородного сырья на всех не хватит и какие-то мощности будут обязательно простаивать. Поэтому я говорю, что участие государства как регулятора в этом процессе обязательно.


Мы видим, например, какие экологические проблемы существуют сейчас с планируемым прохождением нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан в районе Байкала (наш разговор состоялся еще до решения президента РФ о переносе трассы ВСТО к северу от этого озера. — В.Ч.). Конечно, здесь без государственного вмешательства не обойтись.


Еще года три-четыре назад мы выходили с инициативой создания так называемых энерготранспортных коридоров и говорили, что проблемы, подобные ситуации с ВСТО, все равно возникнут. А если в этом районе, например, газопровод будут строить? А если ЛЭП, еще что-то? Поэтому мы говорим, что в определенных зонах с востока на запад и с севера на юг государству необходимо определить некие энерготранспортные коридоры, чтобы не каждый, где хотел, там и строил, а при утверждении проекта учитывался целый комплекс самых различных факторов, в том числе экологических, административных, технологических и т. д. Но, к сожалению, этого до сих пор нет. Поэтому с подобными проблемами мы будем сталкиваться и в дальнейшем.


Если есть, например, энерготранспортный коридор шириной 0,5–1 км, который четко определен государством, то в этой зоне могут располагаться авто- и железные дороги, электросети, нефте- и газопроводы и т. д. и т. п. Это серьезный «плюс» для государства, ведь вдоль этого коридора будет сосредоточена соответствующая инфраструктура обеспечения, что благотворно скажется на развитии близлежащих районов.


— Каким должен быть первый шаг на пути к реализации проектов частных трубопроводных систем?


— Вы знаете, на днях на заседании правительственной комиссии по ТЭК господин Богданчиков (президент «Роснефти». — В.Ч.) сказал очень хорошую фразу: «Сегодня бизнес совершенно не удовлетворяет законодательный сервис». Достаточно новая формулировка, но, может быть, сейчас именно так и надо воспринимать законодательство. Если мы ставим своей главной целью развитие экономики и, как следствие этого, улучшение уровня жизни граждан России, и основную надежду возлагаем именно на бизнес, то, наверное, и надо воспринимать законодательное обеспечение как некий сервис, который должен успевать за темпами развития бизнеса, теми задачами, которые ставит перед нами жизнь.


Поэтому сегодня необходимо законодательно обеспечить условия, в которых частные инвесторы могли бы вкладывать средства в развитие трубопроводного транспорта. Перечень проблемных вопросов на сегодняшний день известен. Необходима лишь инициатива со стороны правительства по подготовке этих законопроектов. К сожалению, сейчас сложилась такая ситуация, что законодательной инициативой у нас обладают достаточно многие субъекты права, но реально утверждаются только те законопроекты, которые выдвигают либо президент, либо правительство. И коли последнее негласно отвоевало себе такое право, то с него и спрос. Именно правительство должно выявить ту законодательную брешь, которая сегодня существует для частного инвестирования трубопроводного транспорта, и заполнить ее законопроектами, которые и будут рассматривать Госдума, Совет Федерации и подписывать президент. Надо понимать, что работа эта небыстрая — как минимум 2–3 года.


— Существует ли противодействие этому со стороны, например, монополистов-транспортников?


— Противодействие возникает лишь тогда, когда ущемляются чьи-то права. В данном случае, если просто принять закон, который бы давал преференции только частным инвестициям в этой сфере, то, конечно же, «Транснефть» и «Транснефтепродукт» будут по целому ряду причин его противниками. И одна из них заключается в том, что эти компании подвержены тем болячкам, которые сегодня есть у всех естественных монополий. Это — износ основных фондов, перекрестное субсидирование, отсутствие инвестиций и т. д. При этом такие компании несут еще и достаточно серьезную социальную нагрузку вне бизнеса. И тут приходит частный инвестор и говорит: «Я от этого всего отказываюсь — меня интересует только прибыль».


Поэтому я и говорю, что должен быть разработан целый законодательный пакет, комплекс мер, который бы уравнивал в правах и частных инвесторов, и существующие структуры. И тогда на честных принципах конкурентной борьбы можно было бы заниматься этим бизнесом. Нельзя взять и выделить кого-то, например, все преференции — частным инвесторам, а та же «Транснефть» пусть по-прежнему тащит на себе всю социальную нагрузку. Необходим нормальный законодательный баланс.


— А готовы ли сами частные инвесторы вкладывать свои средства в эту сферу?


— Дело в том, что это надежный, стабильный бизнес при достаточно высоком уровне доходности. Та сумма, масса денег, которая сейчас имеется на руках у населения России, конечно, должна куда-то вкладываться. И сегодня трубопроводный транспорт — та самая инвестиционная брешь, которая в отличие от других стран у нас закрыта. И мы сегодня ощущаем, с одной стороны, потребность в новых магистральных трубопроводах, а, с другой стороны, видим невозможность вложения частных средств в их строительство из-за отсутствия необходимой законодательной базы. И как только законодательство будет гарантировать права собственника в этом вопросе, то это однозначно приведет к притоку сюда частного капитала.


— Будет ли государство регулировать тарифы на перекачку по частным трубопроводам?


— Государство должно выработать целый комплекс регулятивных мер в этом бизнесе, но он должен быть стандартным для всех его участников, независимо от формы собственности. В первую очередь, нельзя будет строить, повторюсь, параллельно две трубы. По одной простой причине — углеводороды пойдут либо по одной, либо по другой. У собственника одной из них, возможно, будут определенные преференции, которые позволят забрать все углеводороды себе, собственники другой трубы, соответственно, в этом случае разорятся.


В таких ситуациях государство должно в обязательном порядке регулировать процесс. Если есть необходимость строительства транспортной системы в данном месте, в таком-то направлении, то должен объявляться тендер, победитель которого занимает положение естественного монополиста (другой-то трубы здесь нет). И здесь государство, конечно, должно регулировать цены, но опять же одинаково для всех.


 

Как сэкономить на отоплении?. Применение парогенераторов Steam-Eng на бетонных заводах. Система санирующих штукатурок Ceresit WTA. Датские кабельные электрические системы отопления. Российско-скандинавский проект. Алмазная сверлильная техника Cedima. V семинар НП «Авок».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved