Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Как растет Зеленый Город


Этот молодой город был задуман колыбелью науки и высоких технологий, поэтому и в его изначальном архитектурном замысле сохранился заряд «замысла», поступательной энергии интеллектуального труда. И какие бы исторические обстоятельства ни вмешивались в жизнь Зеленограда, он сохраняет свое обаяние. Хочется верить, что сохранит и в будущем. О городе и работе рассказывает директор института «Зеленоградпроект» Александр Спиридонович МАНЬКО.


«Зеленоградпроект» возник 45 лет назад — вначале в составе «Моспроекта-2» была создана «Мастерская № 3», а затем она была преобразована в отдельный институт. В новую организацию были приглашены многие молодые перспективные специалисты, чтобы архитектура города получила этот заряд энергии. Первоначально город замышлялся скорее как крупный учебный центр: первые два его здания — «Школа металлистов» и «Школа швейников». Лишь затем, после создания Комитета по электронике при Совете Министров СССР, обозначилось развитие Зеленограда как крупнейшего города высоких технологий, науки и производства. Принятие этого решения связано с деятельностью …… Шокина, первого председателя Комитета по электронике. Этот человек, имея большой вес в Политбюро, смог привлечь огромные ресурсы в развитие Зеленограда и обеспечить его развитие в едином комплексе. Первый генплан развития Зеленограда был разработан совместно с Институтом генерального плана, затем возник второй. Сейчас формируется уже третий — до 2020 г. Ключевое отличие этого документа — увязка развития Зеленограда воедино с развитием Москвы, одним из административных округов которой город является, и актуализация в соответствии с сегодняшними задачами.


— В чем состоит актуализация генерального плана?


— Город условно разделен на четыре зоны — промышленные южную, северную и западную, и центральную жилую часть. Основной упор при таком делении делался на обеспечение работы производства. Когда отечественная электроника стало угасать, а приток квалифицированных кадров благодаря вузам сохранился, была предпринята попытка развивать город в качестве международного научно-производственного центра. Было намечено несколько отраслей, таких как радиопром и тяжелое машиностроение, приборостроение, некоторые другие. Началось возведение грандиозного производства с территорией гектаров на 60, но эта стройка также затем заглохла. И оказалось, что вся градообразующая часть Зеленограда, промышленность, в городе «рухнула». Последствия этого таковы, что до сих пор сегодня до трети нашего трудоспособного населения ездит работать в Москву.


Таким образом, старый генплан перестал быть актуальным, а превалирующей функцией города стало жилье. Его и начали здесь строить — причем, на мой взгляд, даже больше, чем нужно.


Даже Игорю Александровичу Покровскому, возглавлявшему «Зеленоградпроект» до меня, с его весом и авторитетом в архитектурных кругах не удавалось выбить разрешение на разработку индивидуального нетипового жилья. Тем не менее мы, по мере возможностей, сопротивлялись этим тенденциям, доказывая: необходимо сохранить преимущества Зеленограда перед подходами, превалировавшими в Москве. Это прежде всего продуманная система социального обеспечения — связь жилья и образовательных, торговых, досуговых учреждений. Это создание намеченных общественных центров. Стало очевидно, что главная площадь Зеленограда, где расположена префектура, таким «полюсом» не стала, и необходимо создать другие общественные центры. Один из них намечен в девятом микрорайоне, где планируется строительство элитного комплекса, сочетающего жилье и большой досуговый и общественный комплекс. Третий общественный центр будет создан по ту сторону железной дороги, между 15 и 16 микрорайонами. Затем необходимо убрать старые постройки. Сегодня мы делаем проект перепланировки 19 микрорайона — самого трудного района в городе, который был застроен еще во времена «деревни Крюково». Как ни странно, снести его непросто — здания первых массовых серий, но не панельные, а из кирпича, сегодня сносу не подлежат. Тем не менее мы добиваемся корректировки соответствующего постановления правительства Москвы, с тем чтобы избавить Зеленоград от вкрапления сельской местности в городской пейзаж. Застройка, которую мы предлагаем реализовать на месте ветхого жилья, даст прирост по площади в 4 раза, обеспечит необходимыми объектами социальной инфраструктуры и повысит инвестиционную привлекательность.


Еще одно направление работы — активное развитие третьего микрорайона, прилегающего к Центральному проспекту. Находясь на ключевой для города магистрали, этот район будет формировать впечатление о городе. Немаловажный вопрос — развитие транспортной инфраструктуры. В настоящее время планируется строительство дублера Ленинградского шоссе в обход города. Важно также избежать строительства крупных торговых точек, какие возводятся сегодня крупными международными операторами розничной торговли на окраинах Москвы: такие огромные торговые комплексы нашему городу не нужны, а что сюда приедут москвичи, маловероятно.


— Таким образом, тенденцию «типовой застройки» все же удалось переломить?


— Да, в последние годы ситуация постепенно меняется к лучшему. Мы все больше получаем заказов на проектирование комфортного и в то же время доступного по стоимости жилья: удалось доказать, что нужно продолжить линию города, начавшегося с площади Юности. Соответственно, возникла и тема сноса старого жилья, и строительства жилья нового, соответствующего характеру Зеленограда. Сократились объемы типовой обезличенной застройки.


Впрочем, работать все равно непросто. Как и перед всеми нашими коллегами-проектировщиками, задействованными в строительстве муниципального жилья, перед институтом поставлены очень жесткие сроки по проектированию: мы должны обеспечивать качество и индивидуальный стиль, но в то же время укладываться в график. В условиях рынка пришлось столкнуться с рядом парадоксов. Например, порочной практикой, когда проект выставляется на тендер без разработанной рабочей документации. Привычная цепочка «заказчик — проектировщик — подрядчик» разорвана; мы, не зная будущего подрядчика, его технологий и возможностей, тем не менее выпускаем проект. Определившийся на тендере победитель приходит, как правило, к нам за разработкой рабочей документации, но тянет сроки и торгуется. Время уходит, и на работу остается иногда не более полугода при сроке 18 месяцев. Более того, генподрядчик, являясь основным держателем средств, начинает требовать уступок и в самом проекте. Где-то мы идем навстречу, но где-то уступить не можем. Тогда к диалогу подключаются высокопоставленные инстанции —сперва дружественно советуют, затем строго указывают. Как следствие, сроки снова затягиваются, а виновными оказываемся мы. Наконец, когда объект сдается, он может оказаться не похож сам на себя.


Вверх или вниз?


— Одна из московских болезней — рост вверх…


— Это зачастую объясняется экономическими причинами. Другой вопрос, что бесконечно уплотнять застройку башнями нельзя — действуют ограничения по инсоляции, и переходить грань дозволенного не следует. Мы ищем формы разноэтажной застройки — это и сохраняет нормативы по инсоляции и освещенности, и обеспечивает эффективное использование территорий, и позволяет найти нестандартные архитектурные решения.


— Вероятно, городу требуется и новая общественная инфраструктура?


— Кроме жилья мы спроектировали многие общественные здания и сооружения города. Например, новое здание префектуры, ДК. Один из знаменитых проектов — комплекс бизнес-центра. Судьба этого здания символична: запланированное как общежитие МИЭТ, оно должно было стать одним из архитектурных акцентов Зеленограда. Строительство было начато, но затем заморожено почти на 30 лет — в небо торчала недостроенная коробка. Лишь сравнительно недавно нашелся инвестор — «Инвестбанк», для которого мы разработали проект использования этого здания в качестве офисного, здание снова живет…


Творчество в рамках экономики


— Какова квартирография нового Зеленограда?


— Тоже немало проблем. Строительство жилья по программам правительства Москвы финансируется департаментом жилищной политики: людей расселяют в квартиры, которые должны примерно соответствовать по площади тем, что были в сносимых домах. Жестко предписывается количество одно-, двух- и трехкомнатных квартир. Кроме того, проект должен укладываться в смету. Будь это панельное жилье, проблем бы не было, но в индивидуальном проекте выйти на бюджетные показатели гораздо труднее. Но, тем не менее, результаты нашей работы оказались достойными — сегодня к нам за опытом приезжают из других институтов, перенимают опыт, а мы проектируем уже третий микрорайон. Таким образом, основная тенденция сегодня — как можно более четко соответствовать возможностям будущих жителей.


— А тенденции в технологиях строительства?


— Что касается технологий, то монолит по сравнению со сборным железобетоном дает больше возможностей по свободной планировке. Хотя для муниципального жилья использовать его несколько дороже: сужая планировку, мы проигрываем в объемах бетона, арматуры. Тем не менее будущее все равно за монолитным строительством, оно еще своего слова по-настоящему не сказало. Конечно, надо дорабатывать расчетную базу, моделировать ситуации «прогрессирующего обрушения». Но именно в монолитном домостроении, на мой взгляд, можно добиться наибольших показателей безопасности — обеспечить перераспределение нагрузки. Кроме того, в пользу монолитного строительства говорят широкие возможности по устройству наружных ограждающих конструкций. Мы сегодня применяем классический подход — керамический кирпич на облицовке, а заполнение — эффективный жесткий утеплитель, полистиролбетонные блоки. Завод по производству этого материала возник четыре года назад в Москве. Вначале мы отнеслись к этим материалам скептически, но затем опыт показал их преимущества…


— А навесные фасады?


— Я против: смотрится красиво, но что будет с ними через 10–15 лет? Погодные условия у нас жесткие, и становятся, похоже, еще более жесткими.


Не числом, а умением


— Что в планах?


— Планы зависят от заказчиков: если они дают недостаточно загрузки, то мы вынуждены искать ее сами. Могу лишь сказать, что за последние три года наша загрузка выросла с 14 до 200 млн. руб. А народу прибавилось всего 8 человек — теперь у нас 68 сотрудников.


— И такой численностью вы справляетесь с проектами комплексной застройки, да еще и с детальной проработкой индивидуальной застройки?


— Да, но по договору привлекаем также необходимых специалистов — в первую очередь, наших пенсионеров. Нашли и надежных субпод-рядчиков — в частности, это «СКТО Промпроект», они разрабатывают для нас внутренние инженерные сети. Основной состав этой организации — выходцы из электронной промышленности, и работу по проектированию инженерных сетей для жилья они освоили сравнительно быстро. Сегодня у нас, с привлечением субподрядных организаций, есть практически весь набор специальностей для гражданского проектирования — такими возможностями обладает далеко не каждый институт. Обновили компьютерную базу, сегодня практически все сотрудники пользуются электронной почтой, Интернетом. Большой шаг сделан в развитии возможностей института по презентации проектов — построении трехмерных моделей, визуализации с различных зрительных точек. Это нравится и заказчикам, и инвесторам.


 

«Тойота» строит завод в Петербурге. Технологии будущего в наших руках. «Агрисовгаз» — комплексный подход к решению строительных проблем. ЗАО «Метробетон»: стратегия лидерства. Современные строительные системы сборного железобетона. Новые перспективы панельного домостроения. Рынок цветных металлов: алюминий — металл стратегический.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved