Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


НЕ ЗАБЫВАТЬ ИСТОРИИ ГОРОДА


— Олег Сергеевич, судя по тому, какие новые здания возводятся в историческом центре города, для Петербургского центра свойствен консерватизм. В особенности это становится заметно при сравнении, например, с новым строительством в Москве. Идет ли в городе процесс развития архитектуры?


— В Петербурге до некоторых пор процесс развития архитектуры находился в состоянии консервации. Реальное же развитие архитектуры, передовых технологий строительства проходило преимущественно в Москве. Это неудивительно, потому что большая часть денежных средств страны вращается именно там. Однако в последнее время инвестиции, в том числе из Москвы, стали приходить и в Петербург. Например, не так давно в ходе торгов за престижные «пятна застройки» в 130 квартале из 4 выставленных на аукцион лотов три были приобретены московскими компаниями. Следовательно, в Петербурге активно развивается строительство на деньги Москвы, и, несомненно, активизация капитала будет способствовать развитию архитектурного процесса. В прошлом году мы провели профессиональный архитектурный конкурс «Архитектон». Тогда уже было отмечено, что проведение такого конкурса — признак активизации архитектурной деятельности в Санкт-Петербурге.


Что касается профессиональной и практической подготовки петербургских архитекторов, то развитие архитектурных идей идет заметно. Москвичи признают, что у Петербурга большой потенциал, а консерватизм «разрешительных структур» и самого сообщества архитекторов играет лишь положительную роль. Ведь наш город великолепен — он создавался как столица. Наше счастье, что административная столица переехала в Москву, иначе мы не досчитались бы многих памятников архитектуры, ансамблей. Архитектурный процесс в нашем городе идет, но по-другому, чем в Москве. Если Москва более решительно идет по пути сноса зданий и возведения высотных объектов, наподобие Манхэттэна, то Петербург, в отличие от Москвы, до сих пор не утратил масштаба, потому что долгое время действовал «закон о карнизе» — недопустимости строить здания выше определенного уровня. Слава Богу, этот принцип в историческом центре выдерживается и сейчас — «нахальных» решений не допускается.


При этом, новое строительство в историческом центре возможно. Есть хорошие примеры, в частности, архитектор Рейнберг спроектировал оригинальный торговый центр рядом с Казанским собором — это будет пример удачной современной стройки в историческом сердце города.


— Одна из неоднозначно воспринимаемых программ — освоение промышленных зон города. Однако промышленный пояс Петербурга, в частности корпуса предприятий, созданных в середине и конце позапрошлого века — это неотъемлемая часть города. Можно ли допустить подход к освоению промзон по принципу «до основанья, а затем...» — в особенности там, где речь идет о сложившихся городских уголках? Было бы жаль утратить газгольдеры Обводного, выходящие на набережную старые корпуса ЛМЗ, корпуса «Арсенала»...


— Это актуальная проблема. Я отслеживаю ее, поддерживаю контакты непосредственно со специалистами КГИОП, которые занимаются памятниками промышленной архитектуры. Утрата промышленных зданий, ставших колоритными элементами городской среды, недопустима. Мы сами сейчас развиваем один из интересных проектов — возможность реконструкции корпуса старой солодовни на пивзаводе «Бавария», чтобы сделать там многопрофильный центр досуга — «пивной дом». КГИОП идет на то, чтобы мы сохранили главный фасад здания, а интерьер и зад-ний фасад были сделаны современными.


Освоение промышленных памятников, на мой взгляд, должно идти по французскому пути, когда речь идет о минимальном сносе, при активном изменении внутренней планировки в соответствии с новыми функциональными задачами зданий. Что касается упомянутых Вами газгольдеров, то, если бы к ним были хорошие подъездные пути, их бы уже освоили — вероятно, именно по этому сценарию. Мы знаем, что есть целый список интересных объектов промышленной архитектуры.


Вообще, новое освоение промышленных зон, резерв территорий и недвижимости — путь для самого активного развития бизнеса на много лет вперед. Ведь сейчас наша экономика идет по пути Запада. Приведу пример: когда в Швейцарии наступила рецессия в архитектурно-строительной сфере, то, стоило начать процедуру вывода неэффективных предприятий из городов, экономика мгновенно оживилась. Эффективные собственники смогли изменить профиль деятельности, освоить востребованные направления; неэффективные собственники уступили место активным предприятиям; архитекторы получили работу.


— На Ваш взгляд, куда город должен расти «географически» — осваивать промзоны, уплотнять застройку, растягивать селитьбу в область?


— Сейчас разрабатывается ряд таких направлений, и не случайно архитекторы вернулись к работе над Генпланом развития города — несмотря на споры, нужен он или нет (например, развитие Нью-Йорка регулируется только градостроительными регламентами). К работе подключены многие проектировщики. Но сейчас нами «командует» не генплан, а рынок. Наиболее востребованы 2 типа объектов — это, во-первых, жилье и, во-вторых, объекты для торговли. Рынок создания офис-центров неактивен. Резерв для развития объектов второго типа значительный и не только с точки зрения освоения пустующих площадок. Так, одна из обратившихся к нам фирм пожелала создать торговый комплекс типа «Ленты». Они ориентировались на строительство нового корпуса, однако я предложил им вариант доработки промышленного «недостроя», и сейчас эта идея ими рассматривается. Ориентируясь на промышленную «подложку», объект можно сделать очень неординарно, интересно.


Вообще сфера торговли начала заметно разделяться на несколько потоков. Соответственно, возникают и востребованные сегменты недвижимости. На Западе наиболее прибыльным остается игорный бизнес. Этот сегмент у нас пока активно не востребован — вероятно, потому что общество не обладает достаточными ресурсами на развлечения. Но это направление все-таки начинает развиваться. Например, один из объектов развлечений — «резиденцию Деда Мороза» — планируется создать в течение ближайших нескольких лет. Так же предполагается построить несколько аквапарков.


— Вы отметили, что сейчас к Петербургу проявляют интерес москвичи. Не возникает ли опасения, что вместе с инорегиональным капиталом к нам придет и инорегиональный подход к архитектуре, и в результате облик старинного Петербурга окажется искажен и утрачен?


— Я не боюсь этого явления: потенциал города, его культурная «энергетика» остаются очень сильны, и я не думаю, что кто-то навяжет нам новые принципы строительства. Конечно, между архитекторами Москвы и Петербурга есть незримое соревнование: мы каждый год подсчитываем, кто получил больше дипломов, призов. Но экспансии, ни культурной, ни архитектурной, в центр города, надеюсь, не будет. Сомнительную «свободу творчества» остановят взгляды профессиональной общественности, а также наши разрешительные инстанции — Комитет по градостроительству и архитектуре, КГИОП. Для центра города в первую очередь актуальны задачи реставрации. На мой взгляд, нигде в стране нет реставрационной школы, равной петербургской — у нас же мощный пласт старинного наследия породил потрясающую по уровню школу реставрации.


Есть определенный соблазн с возведением высотных объектов. Недавно, я был в Таллинне и узнал, что в центре города планируется создать очередной «Манхэттэн». Вряд ли Таллинн от этого выиграет... Надеюсь, что у нас этого не будет. Если какие-то «точечные» здания и будут появляться, то не в центре города. Иностранцы отмечают, что прелесть Петербурга — в гармоничном соотношении ширины улиц и высоты домов. И тот, и другой показатели диктуются историей. Если, не дай Бог, по старому городу будут наставлены «ящики» административных зданий и торговых центров, эта гармония будет утрачена.


— Олег Сергеевич, целый ряд интересных исторических объектов не попал в поле зрения реставраторов. Это, в частности, культурные зоны Ленинградской области, исторически связанные с Петербургом. Какие объекты Вы порекомендовали бы для направления туда бюджетных и небюджетных средств?


— Одна из едва ли исчерпаемых тем работы, огромный архитектурный пласт — военные памятники Петербурга и Ленинградской области. В Петербурге огромное количество старинных казарм, а также в Ленобласти и ближайших регионах, есть удивительные памятники военной архитектуры. Представьте себе чистое поле, а в нем стоит здание из красного кирпича, эпохи Аракчеева, размером превышающее наш Михайловский Манеж, с шестиколонными порталами... Конечно, такие здания ждут своих инвесторов.


Ждут восстановления и освоения фортификационные сооружения — форты Кронштадта, замечательные старинные крепости — Иван-город, Копорье. У этих объектов прекрасные возможности по активизации туристического бизнеса. Приоритетны для восстановления ансамбли Царского села, Ропши. Еще одна неисчерпаемая тема, актуальная для освоения с помощью частного капитала — старинные русские усадьбы и дачная архитектура.


— А есть ли в России класс инвестора-собственника, которому можно передать для восстановления памятник архитектуры без опаски, что здание окажется в действительности не восстановлено, а утрачено?


— Есть прецеденты в Москве, когда усадьбы сдаются для восстановления частным лицам. Один из известных российских бизнесменов (сюжет об этом шел по телевидению) — получил особняк и занялся его «восстановлением». Результат такой «реконструкции» просто ужасен — это самый неудержимый китч.


Проблема культуры собственности, безусловно, имеется, но все равно мы должны будем находить общий язык с частным заказчиком. Государство не должно, не может и не будет восстанавливать все наследие старины. Другой вопрос, мы должны ждать, пока уровень культуры нашего бизнеса поднимется.


Есть и другая проблема, связанная с частным инвестором. Полномасштабное восстановление — дело трудоемкое и дорогостоящее. Сейчас мы наблюдаем такую ситуацию при восстановлении жилья. Например, есть великолепная современная технология — создание вентилируемого фасада — которая позволяет обеспечить любые декоративные решения: имитацию штукатурки, облицовку натуральным камнем... Однако собственник отказывается от этого по причине высокой стоимости.


— Готов ли европейский инвестор — потенциальный собственник «ничьих» зданий — вести качественное восстановление нашего наследия старины?


— Если рассчитывать на европейское сообщество, то думаю, что их участие будет только на пользу. У европейцев, воспитанных в «развитом капитализме» и странах с пониманием «исторической недвижимости», а также обладающих значительными ресурсами, сложилось ощущение ценности старины, архитектурной среды. Более того, и приход более сложной европейской архитектуры на наш рынок тоже, думаю, будет на пользу. К объявленному недавно конкурсу на проект нового здания Мариинского театра привлечены ведущие архитекторы мира и России. Мне кажется, что ранее выполненный Моссом проект и скандал, с ним связанный, подействовал не только на архитектурную общественность но и на чиновников, понявших, что нужно дать большую свободу архитекторам. Пусть эти «мешки с мусором» — некий диссонанс, но он пробудил интерес к новой архитектуре. Стремление к новизне — естественное желание любого человека.


— Тогда еще вопрос о другом неоднозначном явлении в Петербурге. Это городская скульптура — пластические формы, появившиеся на центральных улицах города. «Коты», «Чижик», «Фотограф», «Бендер», «Пожарный» — не девальвируют ли они державный петербургский стиль?


— Гуманизация городской среды нужна, но недопустим перебор. Пожалуй, есть более проблемный вопрос — действительно оригинальных пластических решений на улицах Санкт-Петербурга не возникает. Ведь 90% установленных в городе произведений тяготеют к «классике». Я не вижу «звонких», действительно новых решений. Если говорить о монументах, случаются досадные ошибки в масштабе — соразмерности памятника и здания. Проблема в том, что зачастую мы покупаемся «бесплатностью» — тем, что это подарок от скульптора, города-побратима, спонсора и тому подобное...


— А какие культурные эпохи, стили, позволят преодолеть этот застой, как в пластике, так и архитектуре?


— На мой взгляд, должен произойти качественный скачок в понимании архитектуры — переоценка не с позиции стиля, а с точки зрения энергетики формы. Лично мне близки идейные поиски Малевича и супрематистов. Ведь суть его течения — не абстрактный «черный квадрат», а идея энергетики первичных геометрических форм, связи с Космосом... В такой архитектуре решающими оказываются не элементы, рустовка и резьба, а геометрия элементов здания. Вероятно, духовный прорыв в российской архитектуре будет связан именно с этим подходом, и определенные наметки уже появляются — возникает интерес к исследованию формы... Архитекторам нужно ощутить энергетику социального заказа и отразить ее в новой архитектуре.


— Один из печальных вопросов, которые мы поместили в наш разговор о юбилее — проблема Московского Парка Победы, где до сих пор не получило достойного архитектурного выражения место массового захоронения погибших в блокаду петербуржцев... Нужен ли там мемориал, и если нужен, то какой?


— Мемориал, безусловно, необходим. Но с его архитектурным решением спешить нельзя. Во-первых, недопустимо создать «однозначный», тенденциозный мемориал — решение должно опираться на вечную, общечеловеческую идеологию. Вероятно, неуместным будет монументальное решение. Скорее всего, нужно идти по тому пути, как пошли наши предшественники при создании мемориала на Бородинском поле — малые, не доминирующие формы не менее впечатляют, чем «Родина-Мать» на Мамаевом кургане. Этот мемориал должен дать возможность будущим поколениям архитекторов и скульпторов, разумеется лучших, выразить себя. Кроме того, к работе должны быть привлечены и молодые архитекторы.


— Что бы Вы пожелали входящим в четвертый век своей истории петербуржцам — и простым горожанам, и архитектурно-строительному сообществу?


— Одно — не забывать истории города. Той традиции, которую мы должны продолжать. Мы должны сохранять тот здоровый консерватизм, который всегда стоял на страже Северной столицы: наши потомки не имеют права пойти по пути архитектурно-строительного «большевизма» — «до основанья, а затем». Там же, где это возможно, пусть возникают новые архитектурные сооружения и ансамбли, которые украсят Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира.


ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская ул., 16 Тел. (812) 113-07-05, тел./факс (812) 113-09-71

 

Выставка MIPS-2002. Декоративность + антикоррозионная защита. Петербургский строительный центр сообщает. ООО "СУЭНР" взошло на "Российский Национальный Олимп". Лучший проект коттеджной и малоэтажной застройки. Пятиэтажные мытарства. Павел Горячкин: «Пора начинать играть по правилам».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved