Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Техническое регулирование в подъемно-транспортной технике


Основы постановки и решения современных проблем технического регулирования установлены Федеральным законом № 184 «О техническом регулировании». Этим законом предписывается проведение большой работы по совершенствованию системы нормативных документов, из которых принципиально новыми являются технические регламенты. Предусмотрены существенные изменения в системах стандартизации и подтверждения соответствия. Законом установлен 7-летний переходный период, в течение которого должны быть подготовлены все новые нормативно-правовые документы.


Основная цель закона — максимально приблизить систему технического регулирования России к международной и европейской системам. Тем самым предполагается устранить барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, а также обеспечить равные условия для наших и зарубежных производителей на российском рынке.


Технические регламенты в соответствии с законом о техническом регулировании имеют статус федеральных законов со всеми вытекающими последствиями. Только в техническом регламенте могут содержаться обязательные требования к продукции и услугам. Только на соответствие этим требованиям может проводиться любое подтверждение соответствия, т. е. та процедура, которую мы в настоящее время называем сертификаций.


С введением в действие закона о техническом регулировании ранее обязательные государственные стандарты стали документами добровольного применения. Такая же участь ожидает «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и все другие нормативные документы после вступления в силу соответствующих технических регламентов.


Введение закона о техническом регулировании потребовало разработки большого массива новых нормативных документов по следующим направлениям: - разработка технических регламентов; - разработка международных и национальных стандартов по различным видам изделий; - разработка форм и схем подтверждения соответствия этих изделий. Руководство и координация разработки перечисленных документов возложены на Министерство промышленности и энергетики РФ. В ноябре 2004 г. была утверждена национальная программа разработки технических регламентов на 2004–2006 гг., а в декабре 2004 г. был проведен конкурс на разработку технических регламентов. В названной выше программе для нас наиболее интересными являются следующие позиции: - общий технический регламент «О безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования»; - специальный технический регламент «О безопасности машин и оборудования»; - специальный технический регламент «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации»; - специальный технический регламент «О безопасности лифтов». На основании конкурса определили следующих ответственных разработчиков технических регламентов: - Национальный институт технического регулирования (НИТР) по техническому регламенту «О безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования»; - ВНИИНМАШ по техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования»; - Ростехнадзор по техническому регламенту «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации» и «О безопасности лифтов».


Наименование подкомитета


Тематика разрабатываемых международных стандартов


Страна, ведущая секретариат подкомитета


ПК 2


Терминология


Россия


ПК 3


Выбор и выбраковка канатов


Великобритания


ПК 4


Методы испытания кранов


Россия


ПК 5


Эксплуатация, техническое обслуживание


Япония


ПК.6


Мобильные краны, включая стреловые краны и краны-манипуляторы


США


ПК 7


Башенные краны


Франция


ПК 8


Краны стрелового типа, кроме стреловых и башенных кранов


Великобритания


ПК 9


Краны мостового типа


Финляндия


В настоящее время разработан проект федерального закона — специального технического регламента «О безопасности машин и оборудования». Этот технический регламент будет устанавливать минимальные требования безопасности ко всем машины и оборудованию, в том числе и ко всем видам подъемно-транспортной техники. Этот проект принят заказчиком (Минпромэнерго), 18 апреля 2006 г. его передали в Правительство. Можно надеяться, что в ближайшем обозримом будущем он будет направлен в Думу, а осенью этого года — весной 2007 г. будет подписан Президентом.


Проект общего технического регламента «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования» также разработан и находится в Минпромэнерго. Проходит подготовка по передаче его правительству.


В настоящее время завершается разработка проектов специальных технических регламентов «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации» и «О безопасности лифтов». Оба проекта прошли необходимые по процедуре подготовки технических регламентов двукратные общественные слушания и вскоре будут переданы в Минпром-энерго. В этих проектах устанавливаются дополнительные требования безопасности к соответствующим машинам и процессам их эксплуатации.


Необходимо отметить, что упомянутые технические регламенты, судя по их проектам, будут содержать исключительно основные требования. Параметры, обеспечивающие выполнение этих требований, должны быть приведены в национальных стандартах. Например, в проекте специального технического регламента «О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации» приведено требование: «…металлические конструкции ПТО должны исключать возможность разрушения, потери устойчивости, развития и накопления остаточных деформаций, превышающих установленные значения, что должно подтверждаться расчетами и испытаниями…». Привести в техническом регламенте исчерпывающие требования по расчету и испытаниям оказалось невозможным из-за большого объема сведений.


Хотя такое решение противоречит, строго говоря, закону «О техническом регулировании» в существующей формулировке, инженерная общественность остро почувствовала необходимость в нем [1]. С этой целью в проекте технического регламента «О безопасности машин и оборудования» предусмотрено специальное применение документов в области стандартизации для обеспечения безопасности машин и оборудования и подтверждения соответствия. Для обеспечения проектировщиком (разработчиком) и изготовителем безопасности машин и оборудования, а также для подтверждения соответствия предлагается использовать национальные стандарты и другие нормативные и технические документы. Но в этой связи не могут использоваться любые стандарты. Устанавливается перечень национальных стандартов, добровольно применяемых для соблюдения требований технических регламентов. Этот перечень должен быть утвержден Национальным органом по стандартизации и опубликован в официальном издании Федерального органа по техническому регулированию. Если стандарт или его положения перестают соответствовать требованиям безопасности технических регламентов, то стандарт подлежит актуализации в соответствии с требованиями технического регламента или в целом исключается из официально утвержденного перечня. Текст технического регламента остается без изменения. Таким образом, зарождается двухуровневая система технического регулирования по схеме технический регламент — национальные стандарты. Успех такого подхода, подтверждается, например, европейским опытом. Так называемая Директива о безопасности в машиностроении [2] устанавливает общие требования, а конкретная реализация этих требований осуществляется через европейские стандарты.


Из сказанного следует, что для практического применения технических регламентов в общем случае потребуется существенный объем национальных стандартов, гармонизированных с соответствующими техническими регламентами. Объем этих стандартов, например, в машиностроении будет многократно превышать объемы самих технических регламентов. Без гармонизированных национальных стандартов технические регламенты будут «мертворожденными детьми» [1]. Поэтому практически целесообразно уже сейчас, не дожидаясь завершения процедуры утверждения технических регламентов, разворачивать работу по созданию гармонизированных национальных стандартов. В самом деле, проекты технических регламентов достаточно ясно очертили их содержание, которое по мере прохождения процедуры, установленной законом, не может существенно измениться. Таким образом, уже сейчас видна ясная перспектива разработки нацио-нальных стандартов, и соответствующие руководители должны бы озаботиться решением этой проблемы.


В соответствии с законом о техническом регулировании технические регламенты и другие нормативные документы технического регулирования (национальные стандарты) могут и должны разрабатываться с учетом требований и на основе международных стандартов. Только в исключительных случаях допускается игнорировать требования международных стандартов. Для этого должно быть признано невозможным применение требований международных стандартов вследствие их несоответствия климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, например, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия соответствующего международного стандарта или отдельного его положения.


В связи со сказанным ряд организаций принимает участие в национальной и международной стандартизации. Как уже говорилось, стандарты являются документами добровольного применения. Поэтому их роль как документов технического регулирования существенно изменилась. Их использование становится необязательным.


В мире существует одна международная организация по стандартизации ИСО (ISO) и две региональные: Европейская организация по стандартизации ЕН (EN) и Регио-нальная организация по стандартизации, включающая страны Содружества Независимых Государств (Евро-Азийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации). Между ИСО и ЕН принят ряд соглашений, препятствующих дублированию или созданию противоречивых документов. С Евро-Азиатским советом подобного рода соглашения пока не заключались. Заключено соглашение (программа TASIS) между Правительством России и Европейской комиссией по стандартизации о взаимном сближении разрабатываемых нормативных документов технического регулирования.


Россия принимает активное участие в работе ИСО. Эту работу в области поднадзорной техники целесообразно рассмотреть на примере кранов. Международные стандарты по кранам в ИСО разрабатывает технический комитет ТК 96 —краны. В нем создано 9 подкомитетов (ПК). Сведения о них приведены в таблице. Как видно, международная стандартизация в ИСО охватывает практически все аспекты создания и эксплуатации кранов.


Россия активно работает в ТК 96, начиная с 1965 г. В течение последних 15 лет внимание к международной стандартизации в области краностроения постоянно снижалось. В настоящее время научно-исследовательские организации ВНИИстройдормаш, ВНИИптмаш и другие практически прекратили работу в техническом комитете ТК 96.


Ранее на базе ВНИИстройдормаша существовала советская часть ИСО, образованная Минстройдормашем. Сюда входили наиболее авторитетные научные и технические работники. Работа велась по всем направлениям ТК 96. Все документы, разрабатывавшиеся в ТК 96, переводились на русский язык, и с ними знакомился широкий круг специалистов, на основании отзывов которых формировалось отношение специалистов нашей страны к разрабатываемым документам.


Сейчас более или менее планомерно ведется работа только в тех подкомитетах ТК 96, секретариаты которых ведет Россия (секретариат 2-го подкомитета «Терминология» ведет Инжтехцентр — организация, учрежденная Ростехнадзором, ответственный секретарь Ф. Э. Микушевич, секретариат 4-го подкомитета «Краны. Методы испытаний» ведет НИИкраностроения, ответственный секретарь — проф. А. А. Зарецкий).


Для активизации работы в области подъемно-транспортного оборудования Ростехнадзор в рамках технического комитета по стандартизации № 289 наметил организацию так называемой рабочей группы. Она должна стать аналогом ранее существовавшей советской части ИСО. Она будет включать экспертов по разработке международных и национальных стандартов, переводчиков и технических работников.


Литература: 1. Юрий Звягин, Нестандартная реформа //Российская бизнес-газета № 551, СПб, от 11 апреля 2006 г. 2. Directive 98/37/EC of the European parlia-ment and of the council of 22 June 1998 On The Approximation Of The Laws Of The Member States Relating To Machinery.


 

У города появится еще один фонд развития инфраструктуры. Строитель-невидимка. Вентилируемый фасад. Насосы с электронным регулированием: передовые технологии WILO в энергосбережении. Соглашение на 300 миллиардов рублей. Проблемы жизнеобеспечения высотных зданий: опыт Москвы. На российский рынок пришли новые строительные технологии.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved