Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


В. В. ТОКАРЕВ: ГОРОД ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ


— Санкт-Петербург является уникальным городом, он занесен в списки «ЮНЕСКО» как единый градостроительный ансамбль. Исторически сложившаяся Москва практически разрушена, Сан-Франциско и Нью-Йорк развивались стихийно. Петербург же силен единой градостроительной задачей. В нем до сих пор можно увидеть не отдельные памятники архитектуры, а почувствовать дух города, и в этом наша уникальность. Поэтому многие проекты и подходы, которые были бы приемлемы для западной или российской архитектуры, для нашего города недопустимы. На мой взгляд, перед архитекторами стоит сложная задача — сохранить единый ансамбль, создававшийся такими мастерами, как Росси, Растрелли.


В городе существует несколько точек зрения на развитие Петербурга. В обсуждении этих проблем принимают участие общественный градостроительный совет, Союзы архитекторов и реставраторов, КГА, КГИОП. Однако многие подходы, сложившиеся в советское время (концепция колористики, генеральное планирование), устарели, потому что механизмы экономики, а также технологии ушли вперед. Но новые тенденции пока не определены. Хотя сейчас мы критикуем старые генпланы, но именно благодаря им город смотрелся как единое целое.


Один из примеров — понятие «первоначального облика» здания, принципиально важное при реставрации. Согласно подходу Министерства культуры и КГИОП, считается, что это первое архитектурное решение автора. В Москве этот подход принят уже несколько лет, но для Москвы вопрос единой архитектурной среды не так важен. У нас же этот подход приводит к цветовой аляповатости и безвкусице: последний пример —площадь Восстания, где Московский вокзал покрашен в бежевый, а гостиница Октябрьская, как и прежде, в салатный. Еще один интересный вопрос — что считать за первоначальное мнение архитектора? Ведь архитектор на протяжении жизни может несколько раз дорабатывать свое творение, и «первый слой» на фасаде не всегда истинный и наиболее удачный.


Со временем изменилась градостроительная среда. Например, Петропавловская крепость раньше была окружена деревянными бараками, и, чтобы подчеркнуть облик крепости, она была окрашена в яркий терракоторый цвет. Представьте, что получится, если сейчас мы восстановим такой исторический облик. Далее, многие ансамбли были разрушены, и на их месте выстроены дома той же массовой застройки, только позапрошлого века. Надо ли сохранять это наследство? Какой именно период нам возрождать в полуразрушенных ансамблях? XVIII, XIX в., александровскую, николаевскую эпоху? Как восстанавливать церковные ансамбли?


Вопросов больше, чем ответов. Мне кажется, что городу важно выработать какой-то механизм коллегиального принятия решений, только не «народный референдум». Наверное, нужно более широко привлекать интеллигенцию через общественные советы. Тех людей, которые могут мыслить, творить...


С другой стороны, страшит ситуация с проектом нового здания Мариинского театра — слава Богу, что мы отклонили проект, из-за которого оказался бы разрушенным целый квартал. Конечно, здание Мосса, может быть, и является шедевром ультрамодерна, но этот шедевр будет более уместен в районе новостроек. В общем, для Петербурга губительны и административные волюнтаристские решения, и рыночные механизмы.


— Где разумный компромисс между двумя крайними позициями в определении судьбы центра города — «музеефикацией» и «до основанья, а затем...»?


— Город нужно, с одной стороны, сохранить — но не в консервации, а найдя верные тенденции развития. Например, долгое время обсуждается вопрос о мансардах — как их строить. Строить их, конечно, нужно. Но надо помнить, что крыши города создавались «по линеечке». Есть хорошие примеры, когда изгибы мансард в эту линейку вписываются. Но появились и безобразные варианты, причем на весьма известных зданиях и в самом центре города.


С другой стороны, город как музей существовать не может. Это единый организм, существующий для людей. Превратить Петербург в арену для разгульной коммерции недопустимо. В первую очередь, город создан для проживания, в том числе и исторический центр. Другое дело, что сейчас центр города переполнен, в нем множество коммуналок, и их требуется расселять. В результате количество жителей должно уменьшиться, но основа города должна быть жилой.


— Однако сейчас одни из наиболее активных предприятий — торговые. Каким образом в исторический центр должны «вписаться» торговые предприятия, в особенности тяготеющие к ярко выраженному фирменному стилю?


— Вспомним старинные фотографии — первые этажи, как правило, отдавались под коммерческое использование. Я думаю, что и сегодня коммерческое использование первых этажей нужно только приветствовать. Верхние же этажи были жилыми. На мой взгляд, нельзя стремиться заполонить весь город бизнес-центрами. Что же касается крупных торговых центров типа «Ленты», которые тяготеют к функциональной архитектуре, ее нужно выносить на вылетные магистрали, на окраины.


— Зачастую в результате реконструкции здания от него остается лишь фасад, изнутри же удаляются даже перекрытия...


— Надо смотреть на конкретную ситуацию. У всех несущих конструкций имеются показатели по долговечности, и пытаться их сохранять — зачастую значит подвергать здание неоправданному риску. Другое дело в 1990-е годы, когда коммерческие организации выкупали здания и сами решали вопрос сноса, но это время прошло. Проекты перепланировки зданий должны делаться профессионалами. Но и подход специалистов КГИОП тоже неприемлем — тотальный контроль за зданием, с сохранением каждого гвоздя, с тараканами и короедами... Разумное решение — более широко привлекать специалистов, практиковать коллегиальное принятие решений.


— Сейчас активно обсуждается вопрос о судьбе промышленных зон. Но многие из заводских корпусов сейчас формируют городской ландшафт. Каким образом отделить «архитектуру» от «не-архитектуры» в петербургских промзонах?


— Действительно, у нас есть целый пласт промышленной архитектуры, и отношение к ней — индикатор отношения общества к традициям. Мы понимаем, что все промышленные памятники нам не сохранить, да и не требуется. Думаю, что если речь идет о зданиях, формирующих городскую среду, то в большинстве случаев их надо сохранять. Но сохранять не в консервации, а в развитии. Нужно идти по пути переоборудования промышленного наследия города. Примеры такого подхода есть в Европе, когда мельницы, старые пивоварни становятся культурными центрами, центрами досуга, музеями. Многие здания не имеют исторической ценности, но в городе не хватает хороших складских зон, многоуровневых парковок, а здания промышленности могут быть переоборудованы для этих целей.


— Вы коснулись вопроса мансард. Но в Петербурге есть и другой резерв площадей — это подземное пространство, в первую очередь подвалы...


— К сожалению, у нас очень сложные инженерно-геологические условия, высокий уровень грунтовых вод, грунты со слабой несущей способностью. Освоение подземного пространства требует особых подходов, непродуманное вторжение в грунт может привести к техногенным катастрофам. В сфере подземного строительства сейчас идет процесс переосмысления подходов: нужно понимать, что мы вторгаемся в неизвестную для нас среду, где есть жизнь, которая на активное действие ответит активным противодействием.


Что касается введения подвалов в активное использование, то в этом отношении делаются важные шаги: есть постановления губернатора, программы. В прошлом году были приняты новые разрешительные схемы по реконструкции подвальных помещений. Пока еще большинство бизнесменов стремятся создавать магазины в выкупленных площадях первых этажей. Их можно понять, потому что подвал требует более длительного освоения — это перенос коммуникаций, укрепление фундаментов. Но надо помогать, кредитовать и страховать тех, кто идет в подвалы.


 

ООО "СУЭНР" взошло на "Российский Национальный Олимп". Лучший проект коттеджной и малоэтажной застройки. Пятиэтажные мытарства. Павел Горячкин: «Пора начинать играть по правилам». Дорожники подводят итоги года. Достижения «Управления 20 Метрострой» признали эксперты. За лизинг ответим!.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved