Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


И.А. ШАРАПАН: У ГОРОДА ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТОРИЯ


— Игорь Абрамович, можно ли выделить сейчас архитектурный стиль, господствующий в нашем городе?


— Это все образуется стихийно. В каждое время существует свой доминирующий стиль. А вообще архитектурные стили каким-то образом отражают то, что происходит в стране.


Сухие неосновательные конструктивистские здания 20-х годов сменил сталинский архитектурный стиль. Мы пришли к этой «тяжелой» классике: основательность, незыблемость и мрачность сталинских зданий отражала то, чем жила страна в то время. Потом города разрослись, появились «хрущевки» — это и прагматичность, но в то же самое время и бедность, неосновательность. Архитектура очень быстро отра-зила изменения эпохи. Настали брежневские времена, появились какие-то более устойчивые, но однообразные, скучные здания.


А наше время — это время купцов-рекламщиков. Вы посмотрите, когда в старой застройке появляется новое здание, оно входит в резкое противоречие с окружающими зданиями.


Надо сказать и сейчас тот новый стиль, который появляется — с башенками, ломаными линиями, неровностями, наверное, также передает неустоявшийся дух нашего времени. И эти здания все равно производят впечатление пчелиных ульев, набитых людьми.


— По Вашему мнению, допустима ли сегодня новая застройка центра?


— Мне кажется, надо подходить к этой проблеме очень осторожно. Я бы даже на какое-то время некое «эмбарго» ввел — надо успокоиться. Может быть, надо, коль скоро речь идет о застройке старой части города, предусматривать траты не только на само здание но и на устройство конкурса проектов. Каждое здание должно стать определенным событием. Оно должно быть продумано и согласовано с окружением.


Конечно, нужно весь старый фонд приводить в порядок, и нужно сосредоточить на этом все усилия. Нужно привести в порядок дороги, придумать что-то с транспортом, от которого стало невозможно дышать. Еще одна большая проблема — даже небольшие зеленые пятна сейчас пытаются застроить. На мой взгляд, зеленую часть в центре города надо, напротив, увеличить.


Я родился и вырос в центре города, но сейчас жить там стало просто невозможно.


— Какими должны быть современные «спальные» районы Петербурга?


— Просто надо отдать себе отчет в одной простой вещи — старая застройка занимает порядка 5-7% от общего объема. Если убрать центр — Петербург по большому счету за уездный город не сойдет. А оставшиеся 95% производят такое впечатление, что люди здесь должны просто «озвереть» от этого однообразия.


Когда в Ленпроекте проектировали эти районы, то всегда оставляли резервные пятна — до лучших времен. Таким образом, предоставлялась возможность в будущем придать каждому кварталу свой неповторимый облик. И сейчас то самое время, когда нужно способствовать тому, чтобы каждый из этих спальных окраинных районов постепенно приобрел бы свое лицо.


— Как можно решить проблему с промышленными зданиями, находящимися в черте города?


— Отношение к этим зданиям, по-моему, нужно разделить на две категории. Промышленные здания на центральных магистралях города нужно попытаться убрать. Они находятся явно не на месте и, мне кажется, лучше сделать на этой территории зеленую зону.


А что касается промышленного пояса Петербурга — тут существует разный опыт. В Европе в производственных зданиях, представляющих архитектурную ценность, устраивают магазины, музеи, клубы. При этом интерьер цеха практически не меняется или специально оставляются какие-то фрагменты — это довольно хорошо выглядит.


Было бы интересно устроить музей техники начала XX в. с возможностью желающим поработать на этих станках.


Само собой перевести производство на новое место сейчас невозможно — это очень дорого. Но с другой стороны, большинство этих заводов «сжались» и готовы предоставить в аренду некоторые помещения — по новому законодательству нужно платить за пользование землей. Надо предоставить им возможность работать, но то, что можно, превратить в городскую инфраструктуру, не руша эти здания. Впрочем, в каждой конкретной ситуации нужно принимать особое решение. Эти здания — тоже история города.


— Как вы оцениваете реставрационные работы, которые сейчас проводятся в городе?


— К тому, что имеем, мы относимся очень расточительно — это, кажется, чуть ли не национальная черта. Мы постоянно строим, разрушаем, потом восстанавливаем. Как-то во время поездки по южной Германии я обратил внимание — в маленьких городках старинные фахверковые дома подняты на один этаж, в котором сделали помещения для магазинов. Таким образом, центральные площади почти не изменили свой облик. Люди веками накапливают, а мы растрачиваем.


Восстановление разрушенного и растраченного стало сейчас моим постоянным занятием.


Например, собор Петра и Павла был тяжело болен еще до того, как в нем устроили бассейн. Его Бернгард буквально спас в конце 19 века, и здание устояло. Потом в нем сделали бассейн, вырубили надподвальное сводчатое перекрытие в центре зала, и здание снова оказалось под угрозой. Бассейн выехал — потому что своды здания в любой момент могли рухнуть, собор разваливался на 4 части. Теперь только с огромным трудом и очень нескоро мы сможем вернуться в конструктивном смысле к лучшему, более надежному варианту, чем был раньше.


Мы также восстановили здание лютеранской церкви в поселке Новосаратовка на берегу Невы (Екатерина II переселила немцев из Саратова — отсюда название поселения). Сейчас я занимаюсь собором св. Михаила на Среднем проспекте Васильевского острова. Здание разделено железобетонной вставкой на три этажа, кровля обветшала, чугунный декор покрылся трещинами, его нужно срочно снимать. В настоящее время решается вопрос о реконструкции недавно сгоревшего здания церкви св. Анны на Кирочной ул. (кстати, улица названа так именно в честь располагавшейся на ней кирхи).


Надо как-то повзрослеть, мы страшно расточительны. У города должна быть история.


— Применяются ли сейчас при реставрации зданий новые материалы и технологии?


— Сейчас достаточно новых технологий, обилие рекламной продукции. Проблема не в этом. У нас очень слабо развит обмен опытом, а свойства новых материалов не всегда достоверно известны. Нужна инфраструктура общения: необходимы какие-то затраты на создание профессиональных сообществ, печатных органов, в которых была бы возможность обмена информацией об использовании того или иного материала, приемах конструирования технологии строительства.


— Ваши пожелания Петербургу…


— Пожелания городу — это и пожелания самому себе… потому что я здесь родился, прожил блокаду. Сейчас главное для нас, для всего города — пережить эти нелегкие годы. Остается надеяться, что в будущем жить и в центре, и на окраинах будет легче. Что история нашего города, нашей страны не будет забыта, уничтожена, растрачена.


 

Облигации жилищного займа - перспективный инструмент привлечения средств для финансирования строительства. Дорогие читатели!. С нами Ваш мир станет светлее. ЗАО "Трест Коксохиммонтаж": свершения и перспективы. Государственно-частное партнерство. Зам. Председателя Правительства РФ В. А. Яковлев - Россия должна стать мощной транзитной державой. Дортрансстрой: главное - выбор стратегии.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved