Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


С чего все начиналось…


Как зарождался питерский водопровод и когда появилась первая в городе канализация — об этом пойдет рассказ в статье.


Начало городского централизованного водоснабжения в Петербурге было положено Акционерным обществом Санкт-Петербургских водопроводов, устав которого был утвержден 10 октября 1858 г. В том же году 31 декабря общество представило проект водоснабжения центральной, так называемой незаречной, части города, ограниченной р. Невой, Обводным каналом и р. Пря жкой, с населением 400 тыс. человек, исходя из нормы водопотребления 3,5 ведра (43 л) воды в сутки. Мощность водопрвода составляла 1 млн. 400 тыс. ведер в сутки (17 220 куб. м/сут.). До 13 декабря 1863 г., даты пуска в эксплуатацию построенного городского водопровода, Петербург оставался единст венной столицей в западной Европе, не имеющей водопровода.


Сравнение водопроводного дела в XIX в.и к началу XX в. в России и за границей приводит не в пользу России. К указанному времени в США насчитывалось около 5 000 водопроводов, в Германии из 219 городов с населением свыше 20 тыс. человек водопровод был построен в 214 городах, в Англии насчитывалось 1 300 водопроводов и т. д.


По сведениям, собранным врачебным управлением России, на 1909 г. из 762 городов европейской части России водопроводы имелись в 149, из 120 городов Польши водопроводом было обеспечено 9, из 50 городов Сибири водопровод имелся в 2 городах, из 103 городов Кавказа водопроводом было обеспечено только 7 и из 46 городов Средней Азии водопроводы были в 5 городах.


Что касается канализации, то она, можно сказать, находилась в плачев ном состоянии. По сведениям той же врачебной комиссии, на 1909 г. в европейской части России канализация была в 27 городах, в Сибири ка нализации ни в одном городе не было, в Польше — в 6, на Кавказе — в 6 и в Средней Азии городов с канализацией не было.


В Санкт-Петербурге прокладка сетей для отвода дождевых вод началась в достаточно широких масштабах в начале XIX в. Для этой цели уклады вались прямоугольные трубопроводы из деревянных пластин. Дождевые воды таким образом предполагалось отводить в ближайшие водные протоки. Для приема и сбора доковых нечистот во дворах устраивались «вы греба», сделанные в большинстве своем так же из деревянных пластин, из которых они должны были вывозиться по мере их накопления за пределы города. Такая канализация строилась без всякого плана и соблюдения ук лонов, обес-печивающих движение сточных вод по трубопроводам без выпадения твердых примесей, и представляла собой чрезвычайно примитивное сооружение.


С увеличением плотности заселения домов росли объемы сточных вод и, соответственно, расходы по отвозке нечистот, и домовладельцы стали самовольно присоединять «выгреба» к уличным трубопроводам, предназначен ным для отвода дождевых вод. В результате таких самочинных присоеди нений началось интенсивное засорение трубопроводов нечистотами, требо вавшее их частой очистки. Эти работы нередко сопровождались разрыти ем улиц. Сброс сточных вод в водные протоки вызывал загрязнение воды в них. Благодаря водопроницаемости деревянных трубопроводов сточная жидкость проникала в грунт, окружающий трубопроды, и заражала его. Та ким образом происходило загрязнение городской среды: воды, почвы и воздуха. Как отмечалось в одном из отчетов в послереволюционный период, прове денные анализы такой почвы показали, что она мало отличалась от «клад бищенской земли». Часть нечистот, сбрасываемых через канализационные выпуски в Неву и Большую Невку, неизбежно попадала через приемники водозаборных сооружений Главной и Заречной станций в водопроводную сеть. Даже при обеззараживании водопроводной воды полной гарантии безвредности питьевой воды для здоровья населения не было. Повышалась вероятность эпидемий и смертности от желудочно-кишечных заболеваний.


В 1845 г. был издан закон, запрещавший сброс сточных вод в уличную дождевую сеть. Однако закон совершенно не проводился в жизнь и в кон це концов был забыт. Присоединение домовых выпусков к дождевой сети активизировалось и особенно возросло после 1863 г., когда в строй вступил городской водопровод, в результате чего увеличилось водопотребление воды населением, соответственно возросло и количество сточных вод. В 1864 г. была создана канализационная комиссия, объявившая конкурс на составление проекта канализаций города. На рассмотрение было представ лено около 40 проектов с самыми разнообразными решениями проблемы канализования Петербурга. Все проекты, по тем или иным мотивам, были забракованы, и конкурс оказался безрезультатным.


Домовладельческое городское самоуправление не было заинтересовано в строительстве канализации, наоборот, оно было заинтересовано именно в провале всяких попыток реального осуществления канализации города...


Самовольным присоединением «выгребов» домовладельцы снижали свои расходы по вывозке нечистот, но зато сильно увеличились расходы города по содержанию уличных трубопроводов — их очистке и ремонту. Это обстоятельство заставляло Городскую Думу искать какой-то выход из создавше гося положения. Однако вместо коренного решения проблемы проводились меры местного характера: замена деревянных трубопроводов на бетонные или кирпичные, увеличение их диаметра, расширение сети трубопроводов и т. п. В результате в Петербурге стихийно возникла канализация, совершенно противоречащая всем основным требованиям и нормам, выработанным мировой практикой строительства и эксплуатации канализа ционных сооружений. Несмотря на то что Петербург принадлежал числу 10 наиболее крупных городов мира, он единственный из них не имел кана лизации, достойной столицы великой страны на начало XX в.


К 1917 г. общая протяженность городских улиц составляла 800 км. Из них 486 км составляла протяженность сетей, в том числе деревянных трубопроводов — 356 км (44%) и 130 км (16%) — бетонных. 320 километров улиц (40%) не имели никакой канализации. Эти улицы как правило располагались на окраинах города и были населены рабочим людом. Общая протяженность канализационной сети (уличных магистралей и присоединений) равнялась 1 130 км. Было 1 580 канализационных выпусков в водные протоки, 12 483 домовых присоединений. Общее число функционирующих «выгребов» («очистных сооружений») — около 40 000. Из 800 км уличных магистралей насчитывалось до 44 км (5,4%) дефектных, ветхих трубопроводов, требующих срочной замены, так как на них происходили частые провалы...


В 1925 г. на основе современных в то время санитарно-гигиенических требований был составлен проект раздельной системы канализации, подробный для Васильевского острова и схематичный для остальных частей города. Строитель ство канализации на Васильевском острове было завершено в 1935 г. Проектирование и строительство канализации в остальных частях города началось в полную меру только в послевоенный период и продолжается до нас тоящего времени...


 

Санкт-Петербург становится второй столицей де юре. Капремонт в погашение долгов. Для истинных созидателей нет границ!. Цель – высокое качество транспортного обслуживания. Законодательная база в области железно-дорожного транспорта в современных условиях (опыт работы, перспективы). RANNILA — современные строительные конструкции. Огни над рекой.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved