Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Законы должны помогать строить больше


В Санкт-Петербурге в Доме архитектора 29 июня 2006 г. правительство Санкт-Петербурга, Союз строительных объединений и организаций, Санкт-Петербургский Союз строительных компаний «Союзпетрострой» и Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» провели семинар на тему «Пути и методы реализации нормативных актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга по расширению объема предложений на рынке жилищного строительства».


На семинаре были рассмотрены вопросы практической реализации городского закона «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» с учетом дополнений и изменений от 26 декабря 2005 г. и 11 мая 2006г., а также постановлений правительства города № 167 от 21 февраля 2006 г. «О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства» и № 596 от 16 мая 2006 г. «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий». В семинаре приняли участие разработчики означенных документов, а также руководители городских ведомств.


Первым выступил вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний Лев КАПЛАН. Он рассказал собравшимся об истории проблемы, сути изменений в нормативно-правовых актах и практике инвестиционно-строительной деятельности, которые предусмотрены вышеперечисленными документами.


Как известно, с 1 октября 2005 г. федеральным законодательством предусмотрен переход к предоставлению объектов недвижимости (включая земельные участки) исключительно на торгах-конкурсах или аукционах, причем в отношении жилищного строительства предусмотрена только одна форма — аукцион.


В 2004 г. был принят городской закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции», на основе которого до октября 2005 г. в городе проходили торги по «коротким» пакетам. В новых условиях потребовалось существенное изменение петербургского закона в соответствии с федеральными нормами. По предложению и при активном участии «Союзпетростроя» Комиссия ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам разработала существенные изменения и дополнения к этому закону. В частности, изменениями от 26 декабря 2005 г. была вдвое увеличена плата за подготовку пакетов документов, причем с 5% от годовой арендной платы до 10% от рыночной цены торгов по данному объекту.


Более кардинальные изменения были внесены законом 11 мая 2006 г. Они предусматривают участие в подготовке документов потенциальными инвесторами. Изложен новый порядок подачи заявок и результатов их рассмотрения и, главное, допустимые причины отклонения заявок. Установлен порядок подготовки и утверждения документов для торгов, предусматривающий опубликование в сети Internet первого заявителя, с которым и заключается первый договор на подготовку «полного» пакета документов («короткие» пакеты запрещены законом). Хотя это не является гарантией победы этого претендента, но узнав о нем, остальные участники уже смогут принять решение о нецелесообразности участия в этом процессе.


Федеральное законодательство требует, чтобы одновременно с подготовкой пакета документов на конкретный объект недвижимости был выполнен проект планировки всего участка (квартала), а также проект межевания этой территории с соседними кварталами. В новой редакции петербургского закона предусмотрено, что изготовителю пакета документов для торгов при выполнении этих функций затраты возмещаются свыше 10%. Следует подчеркнуть, что подобные затраты многократно превышают стоимость пакета документов для отдельного объекта.


Торги на объекты недвижимости до последнего времени не получили массового распространения ни по России, ни в Санкт-Петербурге. В результате, в разы упало предложение на рынке жилищного строительства. Мы считаем, что это является следствием трех основных причин.


Во-первых, в изготовлении пакетов до сих пор участвовали в основном фирмы, не собирающиеся что-либо строить в дальнейшем по изготовленным пакетам, тогда как застройщики были вынуждены ждать, когда и каким качеством изготовят эти пакеты. Во-вторых, до последнего времени не используется норма, позволяющая вдвое увеличить плату за пакеты. В-третьих, самым сложным вопросом является требование об изготовлении, рассмотрении и утверждении проектов планировки территорий как уже застроенных, так и вновь начинаемых. Кроме того, одной из причин уменьшения предложения на рынке является также явный дефицит инженерно подготовленных территорий для нового строительства.


В связи с этим Земельный кодекс РФ ввел норму о том, что комплексное освоение территорий могут осуществлять частные компании. Во исполнение этих норм правительство Санкт-Петербурга в 2006 г. приняло два важных постановления: № 167 от 21 февраля 2006 г. «О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства», в котором содержится «Положение о порядке подготовки документации и принятия решений о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства», и № 596 от 16 мая 2006 г. «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий».


Однако для реализации как закона о торгах, так и постановлений городского правительства предстоит значительная работа по созданию регламентов подготовки пакетов документов (прежний регламент 2004 г. полностью устарел). Также возникает очень серьезная проблема: кто в состоянии разработать проекты планировки и межевания? В принятом постановлении это возложено на застройщиков. В то же время очевидно, что это не решит градостроительных проблем. В западной практике подобной работой занимаются специально созданные агентства по комплексному освоению территорий, которые аккумулируют средства муниципальных бюджетов и частных инвесторов, затем планомерно, квартал за кварталом, осуществляют преобразование территорий. В противном случае остается неясным, какие объекты социальной инфраструктуры должны быть размещены в квартале, какова должна быть градостроительная концепция квартала и другие проблемы градостроительного свойства. В Санкт-Петербурге также должны быть созданы соответствующие структуры, в связи с чем «Союзпетрострой» совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре городской администрации подготавливает проект закона по решению этой проблемы.


Очень большой интерес у собравшихся вызвал рассказ руководителя Службы градостроительного кадастра Москвы (информационная система обеспечения градостроительной деятельности) Сергея МЕЛЬНИЧЕНКО о работе возглавляемой им структуры.


Прообразом этой системы стала созданная в столице Единая база данных землепользования. Затем, в соответствии с Градостроительным кодексом, в 1998 г. она была преобразована в Службу градостроительного кадастра Москвы. С этого времени и началась кропотливая работа по созданию всеобъемлющей обобщенной базы данных по всем вопросам, так или иначе связанным с землепользованием, планированием и строительством в столице.


Работа службы базируется на Генеральном плане развития Москвы, который был разработан в 1999 г. Создана специальная схема хранения информации, в которой обобщены и систематизированы различные данные и регламенты генплана (связанные с транспортными, энергетическими, строительными и другими перспективами развития города) применительно к каждому участку московской территории. Из огромного количества специализированных схем генплана (более 60) была извлечена информация и распределена по трем основным базовым направлениям: функциональное зонирование (жилье, промышленные объекты, рекреационные зоны и пр.), строительное зонирование (права собственности, высотный регламент, сохранение исторического облика и пр.) и ландшафтное зонирование (экологические вопросы, озеленение и пр.). Сведения также поступают из различных ведомств Москвы и используются для регулярного обновления базы данных. Кроме того, идет постоянная работа по систематизации и корреляции информационных потоков.


Таким образом, строитель, инвестор, риэлтер в любой момент могут обратиться в Службу градостроительного кадастра Москвы и получить всеобъемлющую информацию по любому участку московской территории: какое строительство в каких формах и с какими ограничениями может вестись на том или ином «пятне». Собирание тех же данных в различных городских ведомствах отнимает массу времени и вызывает множество проблем.


Высокий уровень компьютеризации и автоматизации работы системы обеспечивает отсутствие очередей. В течение 7 дней каждый, кто обратился в Службу градостроительного кадастра, получает справку установленного образца. Более того, значительная часть времени уходит именно на правильное оформление всей нужной документации, а сама информация извлекается уже в день поступления заявки. В рабочем режиме Служба работает с 2001 г. За этот период было более 17,5 тысяч обращений, и не было ни единого случая отказа в информации по какой бы то ни было причине. В Службе работает всего 25 человек.


Далее прозвучали доклады первого заместителя председателя Комитета по управлению городским имуществом правительства Санкт-Петербурга Алексея Чичканова, директора ГУ «Управления инвестиций» Комитета по строительству Льва Винника, заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Виктора Полищука и др. Все выступления вызвали значительный отклик и бурную дискуссию среди присутствовавших в зале представителей строительного бизнес-сообщества Санкт-Петербурга. По итогам семинара были приняты рекомендации, которые, по мнению участников мероприятия, могли бы способствовать оздоровлению ситуации на строительном рынке города.


Рекомендации семинара «Пути и методы реализации нормативных актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга по расширению объема предложений на рынке жилищного строительства»


Участники семинара, заслушав и обсудив доклады разработчиков новой редакции Закона Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» (с учетом изменений от 26 декабря 2005 г. и 11 мая 2006 г.) и постановлений правительства Санкт-Петербурга «О комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства» и «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий», а также руководителей органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, отмечают, что спад предложений на рынке жилищного строительства, приведший (наряду с другими факторами) к резкому удорожанию стоимости квадратного метра жилья, в немалой степени вызван серьезными недостатками в организации и проведении торгов на объекты недвижимости. Следствием этого стало уменьшение количества вновь начинаемых строительством жилых домов в 2005–2006 гг.


Принятые нормативные акты открывают значительные возможности для расширения объема предложений, что должно способствовать реализации в Санкт-Петербурге национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Участники семинара в целях практической реализации Закона Санкт-Петербурга и постановлений правительства города, рекомендуют: 1. Просить Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ускорить принятие Закона о правилах застройки и землепользования в городе, а также начать подготовку Закона о порядке комплексного освоения городских территорий для целей строительства и реконструкции объектов недвижимости, включая создание соответствующих структур заказчиков. 2. Просить Правительство Санкт-Петербурга: - разработать нормативные акты, предусматривающие механизмы реализации новой редакции Закона, в первую очередь разработку нового регламента подготовки пакетов документов для аукционов на объекты недвижимости, а также порядок их проведения и выявления победителей; - в кратчайшие сроки образовать конкурсную комиссию в соответствии с требованиями ст. 4 Закона Санкт-Петербурга; - упорядочить конкурсный отбор компаний, которым поручается подготовка «полных» пакетов документов для торгов, поручив эту процедуру городской конкурсной комиссии; - использовать опыт Москвы по разработке градостроительного кадастра города для проведения межевания территорий и их застройки. 3. Комитету по строительству и подведомственному ему Управлению инвестиций пересмотреть договоры на изготовление документации с корректировкой их стоимости на основе новой редакции Закона Санкт-Петербурга. 4. Рекомендовать компаниям-застройщикам в полной мере использовать права, предоставляемые им новой редакцией вышеупомянутого Закона Санкт-Петербурга, и активно участвовать в подготовке «полных» пакетов документов для выставления их на аукционы.


Участники семинара обращаются ко всем компаниям, работающим не инвестиционно-строительном рынке Санкт-Петербурга, с призывом сосредоточить все усилия на расширении объема предложений на рынке жилья и коммерческой недвижимости в городе по принципу «Все объекты недвижимости, востребованные строительным бизнесом, должны быть вовлечены в оборот, если это не противоречит градостроительному регламенту».


 

В основу работы положено качество. «ГидроМон»: от нулевого цикла до отделки. ЖБИ – новое направление деятельности компании «Стройкомплект». Альтернатива кирпичу. Оборудование для ручной дуговой сварки покрытым штучным электродом. Обзор рынка вибропрессовых бетонных изделий Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2005 году. Современный спортивный комплекс – сложнейшая инженерная система.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved