Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


«Популярная механика» реформы технического регулирования


Реформа технического регулирования, активно обсуждаемая профессиональной общественностью на протяжении последних 3 лет, требует такого же развитого механизма информационной поддержки, как и другие проекты национального масштаба. Такого мнения придерживаются создатели Российской сети центров нормативно-технической документации (ЦНТД), образованной летом 2005 г. на базе консорциума «Кодекс».


За 3 года своего осуществления реформа технического регулирования успела стать одной из наиболее противоречивых законодательных инициатив. Призванная изменить характер взаимоотношений бизнеса и власти, сократить административное давление на производителей и усилить государственный контроль за безопасностью продукции, реформа явила свои системные недостатки: нестыковки в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании», замедленные темпы разработки и принятия технических регламентов при необоснованном отступлении от действующих документов.


Строительная отрасль, теснейшим образом связанная с вопросами применения нормативно-технической документации, оказалась на «переднем крае» реформы и первой разделила все трудности, связанные с ее осуществлением. Согласно ст. 46 упомянутого закона, в переходный период, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, остаются обязательными положения действовавших СНиПов, ГОСТов и других документов, но только в части соблюдения безопасности, охраны окружающей среды и «не-введения» в заблуждение потребителей.


Однако критериев, позволяющих отделить обязательные требования от рекомендательных, предложено не было, в результате чего образовался «правовой вакуум»: новых техрегламентов пока нет, старые документы частично утрачивают статус обязательных. Ухудшила положение и ситуация, сложившаяся с регистрацией нормативно-технических документов бывшего Госстроя в Минюсте: так, в последнее время подавляющему большинству утвержденных СНиПов было отказано в регистрации, они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Очень скоро «факультативность» применения подобных документов стала приносить свои плоды: так, по данным начальника отдела Управления государственной вневедомственной экспертизы Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга Валерия Сорокина, «всего около 5 % поступающих в экспертизу проектов разработаны без значительных нарушений строительных норм и правил и не требуют доработки».


Ситуация фактически была отдана на откуп судебной практике, которая расставляла точки над i в каждой конкретной ситуации, что многократно повысило интерес общественности к подобного рода документам, а также СНиПам, ГОСТам, СанПиНам, которые рассматривались в судебных спорах. Однако единого ресурса, способного такую информацию предоставить, в России на тот момент времени не было.


Стало очевидным, что в условиях сложившегося «кризиса взаимодействия» реформе техрегулирования необходима как административная, так и информационная поддержка. Положение изменилось в августе 2005 г., когда на базе консорциума «Кодекс» начала создаваться Российская сеть ЦНТД — новая бизнес-структура, занимающаяся просветительской деятельностью в этой сложной области. На поддержку российских строителей сетью были мобилизованы все способы информирования: общероссийские семинары с участием представителей органов власти, уполномоченных на реализацию реформы, интервью с экспертами, публикация новостей о ходе реформы на сайте www.cntd.ru и, наконец, электронные системы нормативно-технической информации семейства «Техэксперт», содержащие в актуальном и систематизированном виде законы, нормы, правила, стандарты, материалы судебной практики — всю ту информацию, вокруг которой велось столько оживленных дискуссий.


В сентябре 2005 г. в Министерстве регионального развития была создана рабочая группа по реализации системы технического регулирования в строительстве. Вскоре правительственной комиссией по техническому регулированию была одобрена отраслевая концепция реформы и намечен блок технических регламентов, представленный общественности 29 марта 2006 г. в Москве, на семинаре Россиийской сети ЦНТД «Актуальные вопросы экспертизы и надзора при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов».


«Этот блок неоднороден, — отметил на семинаре эксперт данной рабочей группы Сергей Кавицкий. — Есть группа из 3 системообразующих регламентов, на которых строятся уже все остальные элементы системы. Это общий технический регламент «O безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территории». Это ключевой, с нашей точки зрения, регламент «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», который должен включать в себя все требования по безопасности на этапах инженерных изысканий, проектирования, экспертизы проектирования, получения разрешения на строительство, выполнения строительно-монтажных работ и сдачи объекта в эксплуатацию. Третий регламент включает требования безопасности к строительным материалам и изделиям».


Однако с принятием этих документов возникли новые проблемы. Охватывая широкий спектр взаимоотношений между производителем товара и потребителем, техрегламенты должны включать все фундаментальные требования именно по безопасности. Но с этим согласны далеко не все: например, МЧС России считает необходимым также отразить в регламенте другие, более детальные параметры: требования профилактики и предупреждения всех чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и всех других характеров, меры предупреждения и ликвидации последствий на прилегающих территориях. В результате процесс разработки технических регламентов блокировался уже на концептуальном этапе.


Новое слово в споре министерств сказало Правительство РФ, подписав 29 мая распоряжение, вносящее в программу разработки технических регламентов на 2006–2008 гг. существенные изменения. Эксперты назвали новую редакцию программы «самой радикальной»: в ней более чем в 2 раза, с 84 до 181, увеличен список наименований технических регламентов, продлен срок их разработки до 1,5–2 лет, а также установлена персональная ответственность каждого министерства и ведомства за разработку соответствующего регламента. Однако по данным электронной системы «Техэксперт», последнее из 3 положений в новой программе пока не отражено.


Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажет время. Однако уже сегодня мы можем говорить, что система информирования специалистов строительного комплекса в виде Российской сети ЦНТД действует, предоставляя специалистам по налаженным каналам из органов власти всю актуальную нормативно-правовую и нормативно-техническую информацию, которая требуется им в профессиональной деятельности. Таким образом, новые техрегламенты пользователи сети будут встречать «во всеоружии».


 

Облицовочные материалы для вентилируемых фасадов. ПМК-94 – подрядчик серьезный и заботливый. Насосы Wilo для систем горячего водоснабжения загородного дома. О Водном кодексе Российской Федерации. Созерцание столетий. Сколько стоит энергия?. Прогрессивная лазерная резка металлов.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved