Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Усть-Лужский гамбит


СССР унаследовал от Российской империи четыре основных выхода в мировой океан: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский. С распадом Советского Союза и образованием на его обломках независимых государств Россия получила резкое сужение двух первых выходов: Балтийского и Черноморского. Между тем, экономическое развитие нашей страны, в особенности ее прибрежных регионов, во многом зависит от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузо- и пассажироперевозок морем. Ныне Россия располагает 45 морскими портами, в том числе такими крупными, как Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград, Находка, Владивосток. Однако оставшиеся у РФ после распада СССР порты могут обеспечить не более 60% необходимой ей перевалочной работы. Северные порты не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге, т. к. нуждаются в серьезном развитии.


Вперед, в прошлое!


Из крупных портов на Балтике у нас остались Санкт-Петербургский с грузооборотом в 11 млн. т и небольшие по мощности Выборгский и Калининградский. Причем Выборгский порт отчасти используется Финляндией, а Калининградский сравнительно невелик; к тому же грузы до него все равно должны следовать транзитом через территорию Литвы.


Таллин, Вентспилс, Рига, Клайпеда стали крупными портами (грузооборот около 75 млн. т) новых независимых государств. В результате часть российского экспорта транспортируется через территории государств Балтии и Финляндии. Только через порты Прибалтики ежегодно переваливается свыше 50 млн. т российских грузов. Сложившаяся ситуация приводит к существенным экономическим потерям как для бизнеса (за счет так называемой прибалтийской транспортной составляющей), так и для бюджета РФ, недополучающего налоги. Аналогичное положение сложилось и в Черноморско-Азовском бассейне, где Россия имеет всего два порта: Новороссийск и Туапсе (60 млн. т). В то же время порты Украины (Одесса, Ильичевск, Херсон, Измаил, Мариуполь), а также порты Грузии (имея грузооборот в 100 млн. т) рассчитаны на многочисленные грузы других стран СНГ, прежде всего РФ.


Такая «история с географией» породила множество проблем. Возможность транзита через новые независимые государства измеряется не только экономическими, но и политическими показателями. Ведь далеко не случайно все бывшие советские прибалтийские республики так резко отреагировали на строительство Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря, который должен связать Россию с Западной Европой напрямую. Реализация этого проекта лишит их не только чисто экономических выгод, но и роли геополитического буфера между Россией иЕвропой. По официальным данным Министерства транспорта РФ, в настоящее время на Северо-Западный регион приходится 96 млн. т (43%) российских внешнеторговых грузов, перево-зимых морским транспортом, из которых 49,8 млн. т (52%) перегружается в зарубежных портах стран Балтии.


Наш ответ Чемберлену


Уже в 90-х с учетом сложившейся ситуации правительством РФ был разработан ряд мер, направленных на переориентацию российских грузов из портов Балтии и Финляндии на отечественные. Программа предусматривала восполнение дефицита транспортных мощностей на Северо-Западе и имела своей целью освобождение российского грузопотока от зависимости. Так появился проект нового морского порта на Балтике, самого близкого к странам ЕЭС, — порта Усть-Луга. В конце 2001 г. была утверждена генеральная схема проекта. Порт будет представлять собой целый комплекс терминалов, и среди них угольный, лесной, нефтеналивной, а также терминалы по обработке минеральных удобрений, генеральных грузов и контейнеров. Следует отметить, что Санкт-Петербургский порт не составит конкуренции Усть-Луге,т. к. не в состоянии перерабатывать возрастающий грузопоток, а возможности увеличения пропускной способности контейнерного терминала сильно ограничены отсутствием свободных площадей и перегруженностью транспортных коммуникаций порта.


Строительство порта в Усть-Луге потребует создания полномасштабной железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. Развитие автодорожных коммуникаций, обеспечивающих работу порта, осуществляется с выходом на федеральную автодорогу Санкт-Петербург — Таллин по двум направлениям: Усть-Луга — Кингисепп и Усть-Луга —Котлы — Керстово. Уже в 2001–2002 гг. была осуществлена реконструкция двух участков дороги Усть-Луга —Котлы — Керстово общей протяженностью 17 км. Рассматривается вопрос о продолжении этой магистральной автодороги до Новгорода с выходом напрямую на автомагистраль Хельсинки — Санкт-Петербург —Москва. Осуществляется и проект паромной переправы между портом Усть-Луга и Калининградской областью; начиная с 2007 г. по маршруту Усть-Луга — Балтийск планируется выполнять до двух рейсов в неделю. По мнению экспертов, железнодорожно-паромное сообщение по этому маршруту сможет составить конкуренцию автомобильным перевозкам через Беларусь и Литву. Все это послужит мощным катализатором развития промышленного потенциала региона.


Выход порта в 2011 г. на проектную мощность в 35 млн. т грузов создаст 6 тыс. рабочих мест. В припортовой зоне планируется строительство перерабатывающих и обрабатывающих заводов. А это еще как минимум 4,5–5 тыс. рабочих мест. Если же промышленно-портовая зона получит статус особой экономической, инвестиционная привлекательность всего Северо-Западного региона многократно усилится. Создание особой экономической зоны ускорит процесс как строительства, так и бюджетной окупаемости МТП Усть-Луга, способствуя привлечению грузоотправителей, формированию промышленного комплекса, ориентированного на экспортно-импортные операции с использованием морской и железнодорожной транспортных составляющих. У прибалтийских портов появится серьезный конкурент. Прежде всего это касается эстонского порта Силламяэ, строительство которого ведется всего в нескольких десятках километров от Усть-Луги. Анализ составляющих стоимости перевозок показывает, что экономия транспортных расходов при доставке российских грузов в европейские страны через порт Усть-Луга составит от $3 до $7 за тонну, в зависимости от порта перевалки, по сравнению с портами стран Балтии.


Порт Усть-Луга будет иметь несомненные конкурентные преимущества перед другими менее значительными портами Финского залива, способными осуществлять перевалку генеральных грузов: возможность круглогодичной эксплуатации с коротким периодом ледовой проводки, короткий морской подходной канал, достаточная глубина у причалов, позволяющая принимать крупнотоннажные морские суда.


Слово и дело


И государство, и частный бизнес смогли найти общий интерес. Начало партнерству было положено подписанием в 2002 г. четырехстороннего соглашения между Министерством транспорта, Министерством путей сообщения (ныне ОАО «РЖД»), правительством Ленинградской области и ОАО «Компания Усть-Луга». Государство осознало не только геополитическую значимость проекта, но и его экономическую эффективность. При полном развитии порта доходы от поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды значительно превысят затраты государства, необходимые для реализации проекта. Сегодня с полным основанием можно констатировать: перспективная мощность нового порта в 98 млн. т различных грузов в год вполне достижима. Об этом свидетельствует ежемесячное появление новых территорий, удлинение причальных стенок, углубление акватории.


Своих инвесторов имеют все проекты перегрузочных комплексов. Объемы финансирования удваиваются уже третий год подряд. В 2005 г. было вложено в общей сложности 5 млрд. руб., и более двух третей — это частные деньги. В 2006 г.будет привлечено 9 млрд. руб., из них6 млрд. руб. — частные инвестиции.


Для освоения территории в районе порта Усть-Луга будут развиваться ближайшие к порту населенные пункты —Усть-Луга и Вистино. В их градостроительные планы внесены коррективы. В настоящее время разрабатывается и проект строительства нового поселка на 21,5 тыс. человек в районе деревни Краколье (Кингисеппский район Ленинградской области). Предполагается, что в нем будут жить работники порта и их семьи. Проект включает в себя генеральный план строительства, границы и планировку поселения. В том случае, если данная разработка будет внесена в национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», жилье в новом поселке можно будет приобрести по программам ипотечного кредитования Ленинградского областного ипотечного агентства. Для развития района будет создана управляющая компания, основное участие в которой примет областное правительство. Владение контрольным пакетом акций необходимо для того, чтобы привлечь к проекту государственное финансирование. Компания будет курировать застройку территории, займется и привлечением частных инвесторов.


К настоящему времени специалисты ОАО «Российские железные дороги» разработали план строительства подъездных путей к терминалам Усть-Луги. «РЖД» готово выделить средства на осуществление собственных разработок. Если же говорить в целом, проект строительства морского торгового порта Усть-Луга — приоритетная федеральная программа; ее государственная поддержка обеспечивается Указами Президента и постановлениями Правительства.


 

Best Board® — инновация в отоплении. Энергосбережение, комфорт, здоровье. Устройство систем напольного отопления. Общероссийская научно-практическая конференция по бестраншейным технологиям. Новые разработки для наружного освещения. Константиновский дворец — стройка длиною почти в 300 лет…. Об одной из главных проблем в области обеспечения пожарной безопасности. Энергосберегающая технология отопления.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved