Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Производство стройматериалов не успевает за темпами строительства


В настоящее время ситуация на российском рынке строительных материалов выглядит довольно перспективно. По оценкам экспертов, общий объем рынка стройматериалов составляет 7 млрд. евро, причем для Москвы этот показатель составляет около 1,2–1,5 млрд. евро.


Производство материалов напрямую зависит от активности строительной отрасли. Поскольку в настоящее время объемы строительства в России растут, в среднесрочном периоде прогнозируется устойчивое развитие производства всех смежных сегментов. Соответственно, сохранится высокий уровень спроса и на весь перечень услуг по содержанию и ремонту помещений (не только жилых, но также гостиничных и офисных). В частности, статистика свидетельствует, что импорт машин и оборудования в 2005 г. увеличивался, в отличие от экспорта, что косвенно подтверждает факт увеличения потребностей в технике для строительной отрасли.


У рынка строительных материалов есть свои риски, большинство из которых связано с тем, что их производство напрямую зависит от активности строительной отрасли, которая реагирует не только на экономические (внутренние и внешние), но и политические факторы. Активность в сфере строительства способствует тому, что на ближайшие 2–3 года прогнозируется стабильное развитие производства.


Правда, стоит отметить, что средняя доходность в строительной отрасли, для которой характерна значительная ресурсоемкость производства, в ближайшее время, скорее всего, будет снижаться, во-первых, из-за ожидаемого роста цен на нефтепродукты (такие, как битум и полимеры) и энергоносители, а во-вторых, по причине замедления реальных темпов роста ВВП (реальный рост ВВП по итогам 2005 г. составил лишь 0,53%, с учетом сырьевого экспорта — 6,4%, и темпы его роста замедляются, инфляция в России в нынешнем году ожидается на уровне 10%). По оценкам экспертов, вся цепочка от производителя до продавца располагает примерно 20% прибыли, притом большая часть доходности приходится на ритейл.


По мере роста доходов населения (реальные располагаемые доходы населения за 2005 г. выросли почти на 9%, тогда как заработная плата — на 26%), доля расходов, приходящаяся на содержание и ремонт жилья (с одновременным увеличением расходов на эти цели в абсолютном выражении), скорее всего, немного снизится. Прежде всего снижение будет обусловлено ростом доходов и стабилизацией стоимости строительных материалов. Уже сейчас уровень конкуренции во многих сегментах строительной промышленности достаточно существенен.


Темпы увеличения ввода в эксплуатацию всех типов строений — жилья, офисных центров и гостиничных комплексов — в России на сегодняшний момент по-прежнему отстают от потребностей. Сложившаяся ситуация вызывает ажиотажный рост цен на жилье и аренду офисов, а также «перегревает» ценовой фон на гостиничном рынке.


Производство строительных материалов, необходимых для возведения нового жилья, постоянно увеличивается: по отрасли прирост составляет от 10 до 25%. Выпуск стройматериалов будет расти и в дальнейшем.


Например, цемента в текущем году требуется около 57 млн. т, но будет выпущено около 53 млн. т, поскольку мощности российских цементных заводов отстают от потребностей растущего рынка. А к 2010 г. выпуск цемента должен дорасти до 90 млн. т, поэтому резервы для дальнейшего повышения объема его производства заключаются в строительстве новых производств. Но рынок цемента до сих пор дефицитен, и к тому же монополизирован (доля крупнейшего игрока — ЗАО «Евроцемент груп» — составляет на российском рынке 55%). Рост цен на цемент, по мнению большинства экспертов, выступает одним из главных факторов удорожания стоимости вновь введенных квадратных метров как в жилищном строительстве, так и офисно-торговом. Будет расти и производство бетона, т. к. нынешних показателей в 0,2 куб. м бетона на человека недостаточно для требуемых темпов строительства. В российском бетонном производстве зафиксировано технологическое отставание порядка 10 лет от западного уровня качества — объемы производства отечественного современного бетона с добавками пока составляют всего лишь 50–60%, хотя модифицированный бетон гораздо эффективнее.


Популярность панельного строительства постепенно падает, поэтому наблюдается некоторый подъем в производстве кирпича. Анализ структуры жилищного строительства (смещение в пользу кирпичного строительства) говорит о справедливости положительного прогноза для производства кирпича. Это подтверждает и статистика. Поэтому в ближайшее десятилетие кирпичная промышленность должна устойчиво расти на 8–10% в год, так как для обес-печения необходимого уровня строительства нужно увеличить выпуск кирпича в 2–3 раза, а при существующих мощностях это возможно не ранее, чем к 2015 г.


Темп роста рынка сухих строительных смесей (ССС) составляет 25%, и в ближайшие 5–6 лет значительное увеличение будет поддерживаться за счет потребления в регионах. При этом доля клеевых смесей, прежде наиболее востребованных на российском рынке (в 2004 г. составляла 48%), постепенно будет уменьшаться.


Прогнозируется рост и для рынка лакокрасочных материалов как индустриального, так и бытового назначения. На основе исследования современного состояния и перспектив развития основных секторов российской экономики, потребляющих индустриальные ЛКМ (топливно-энергетического комплекса, судостроения и судоремонта, автотранспорта, железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства), средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ в ближайшие пять лет составят 3–4% в год. Наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок в связи со стабильным приращением автопарка.


Динамичное развитие ожидается в сегменте теплоизоляционных материалов, объем производства которых увеличивается в среднем на 20% в год, но тем не менее теплоизоляции не хватает — в ряде регионов наблюдается серьезный дефицит. Одной из причин бурного роста спроса на теплоизоляционные материалы стало ужесточение требований к сокращению теплопотерь в конструкциях зданий и сооружений. Для удовлетворения необходим ежегодный рост производства минераловатных утеплителей в размере не менее 1 млн. куб. м в год.


У рынка гипсокартона тоже положительная динамика: ежегодный прирост составляет 20%.


Одним из самых быстрорастущих сегментов рынка отделочных материалов является выпуск керамической плитки — годовой прирост составляет 25% (элитной плитки — на 30% в год). Наряду с увеличением импортных поставок, будет расти и отечественное производство.


Рынок напольных покрытий, как и большинство других в отрасли, имеет значительный потенциал, связанный с увеличением объемов строительства, а также ремонтных и отделочных работ — рост продаж в 2005 г. составил не менее 20–25%. Динамика внутри сегмента неоднородна: прирост производства линолеума в 2005 г. составил 18,5%, тогда как производство напольной плитки возросло более чем на треть. Рост рынка ламината в ближайшие 2–3 года прогнозируется на уровне 20–25%. По-прежнему хорошие перспективы у российского рынка обоев — темпы потребления этого вида отделки растут на 10% ежегодно (как нигде в мире), так как этот материал привычен для российского потребителя, и к тому же дешевле штукатурных и окрасочных работ.


В последние годы активно начал расти рынок сантехнических изделий (по причине отложенного спроса) и при условии сохранении темпов роста доходов населения будет продолжать расти в течение ближайших 5–10 лет.


Таким образом, в 2005 г. отмечен рост производства основных строительных материалов, изделий и конструкций, в то же время по ряду материалов и изделий в 2005 г.произошло значительное падение производства.


Проблема заключается в том, что технический уровень оборудования российской отрасли отстает от мирового. Степень автоматизации производственных процессов также не отвечает современному уровню. В отрасли ощущается постоянный дефицит строительного оборудования, некоторые востребованные механизмы и машины в нашей стране вообще не производятся. Продолжающееся использование устаревших технологий и оборудования приводит к значительным расходам на топливо и энергопотребление. Несмотря на высокий спрос на отдельные виды строительных материалов, ввод новых мощностей происходит медленно. Инвестиционная привлекательность таких объектов снижается не только по причине высокой капиталоемкости, но и потому, что требует значительного времени на строительство.


В связи с этим общей тенденцией отрасли стали участившиеся открытия собственных объектов производства строительными компаниями. Сказывается не только национальная специфика — по возможности снабжать себя необходимыми ресурсами. Свои производства заводят как с целью снижения себестоимости на некоторые стройматериалы и изделия (что достижимо при условии достаточно больших объемов производства), так и для уменьшения степени зависимости от специализированных производителей в условиях сохраняющегося дефицита.


По многим товарным группам качество отечественных материалов отстает от импортных аналогов. Качество таких отечественных материалов, как цемент, полированное стекло, некоторые виды керамических изделий находится в основном на уровне требований мировых стандартов. Но большая доля отечественных кровельных и гидроизоляционных материалов уступает зарубежным по внешнему виду и долговечности. Облицовочные керамические плитки и санитарно-керамические изделия — по качеству глазурного покрытия и точности геометрических размеров. Теплоизоляционные материалы — по плотности, долговечности и экологичности. Большинство отделочных материалов и сантехника уступают импортным в отношении ассортимента и дизайна.


Общее отставание российской промышленности стройматериалов, начиная с 90-х гг. и до сегодняшнего времени, позволило многим зарубежным компаниям прочно обосноваться на российском рынке, породив высокий уровень конкуренции на многих сегментах рынка. На сегодняшний день среднее соотношение отечественной и импортной продукции в общем объеме продаж материалов строительной индустрии (согласно данным официальной статистики) составляет 9:1. Проблема конкуренции с импортными стройматериалами проявляется на внутреннем рынке достаточно остро. При этом участники рынка опасаются усугубления ситуации в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.


 

ОАО «Уралавтоприцеп»: выполним любой заказ. Изящество дворцовых интерьеров. Экологически безопасный полигон. Дни России в Аммане. Надежность и безотказность. Президент в прямом эфире. Военные выбирают Ленинградскую область.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved