Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


О Водном кодексе Российской Федерации


С 1 января 2007 г. вступает в силу новый Водный кодекс Российской Федерации, согласно статьи 1 Федерального закона «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 г.№73-ФЗ.


Со дня введения в действие Водного кодекса РФ утрачивает силу Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г. №167-ФЗ со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями. Признаются не действующими на территории Российской Федерации законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулировавшие водные отношения.


Внесены также изменения и дополнения в действующие законодательные акты Российской Федерации: во вторую часть Налогового кодекса РФ, в первую и третью части Гражданского кодекса РФ, Земельный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях; и в Федеральные законы: от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», от 20.12.2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 21.12.2004 г.№172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».


В соответствии с изменениями, внесенными в часть II Налогового кодекса РФ, с 1 января 2007 г. из числа налогоплательщиков водного налога исключаются юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Водного кодекса РФ.


Российская Федерация — одно из богатейших государств по запасам пресных природных вод: Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по объемам пресной воды. У нас сосредоточена четверть общемировых запасов питьевой воды. Водные ресурсы России — это 13 морей, 3 миллиона рек, 2,5 миллиона озер (источник — «Российская газета» от 8 июня 2006 г.). Важным моментом для организаций и физических лиц в новом водном законодательстве является прежде всего отмена механизма лицензирования водопользования в случае забора вод из поверхностных водных объектов, а также сброса туда сточных и дренажных вод.


Водным кодексом РФ (ст. 7 ВК РФ) определены участники водных отношений: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.


Необходимо отметить, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании оформленной лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ (ст. 5 Федерального закона от 3.06.2006 г. №74-ФЗ), сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.


Водным кодексом РФ (пунктом 3 статьей 12) установлено, что договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (пункт 5 статьи 23 ВК РФ).


Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, если водный объект используется, например, для: - забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; - охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; - полива садовых, огородных, дачных, земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. Конкретный перечень определен Водным кодексом РФ (пункт 3 статьи 11 ВК РФ). Минимальный срок действия договора водопользования не определен, но установлено, что предельный срок действия договора водопользования не может составлять более чем 20 лет (пункт 1 статьи 14 ВК РФ).


В решении о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод новым Водным кодексом РФ предусматриваются данные о месте сброса, объеме допустимых сбросов и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод (пункт 3 статьи 22. ВК РФ).


При этом «предельно допустимый сброс» отсутствует. Указанные требования в свою очередь устанавливаются путем разработки и утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, а также разработки и утверждения целевых показателей качества воды в водных объектах (пункты 1 и 5 статьи 35 ВК РФ). Указанные требования, в свою очередь, устанавливаются путем разработки и утверждения нормативов допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах, а также разрабатываются и утверждаются целевые показатели качества воды в водных объектах.


Запрещается сброс в водные объекты опасных для здоровья человека веществ и соединений, содержание которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (пункт 6 статьи 56 ВК РФ). При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, и (или) наличие вредных веществ для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций и др. (подпункты 1 и 6 пункта 6 статьи 60 ВК РФ).


В статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем кодексе» нового Водного кодекса РФ отсутствует расшифровка терминов «нормативы допустимого воздействия на водные объекты» и «целевые показатели качества вод водных объектов». Можно предположить, что определения указанных терминов будут включены в подзаконные акты к новому Водному кодексу РФ. Федеральным законом «Водный кодекс Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ на Правительство Российской Федерации возложено подготовить и утвердить ряд Постановлений и Решений, касающихся применения и введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации с 1 января 2006 года: 1. Порядок использования водных объектов общего пользования, осуществляемый в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах (пункт 3 статьи 6 ВК РФ). 2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключаемый по результатам аукциона, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (пункт 2 статьи 16 ВК РФ). 3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования (в том числе перечень водопользования), если право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе, порядок проведения этого аукциона (пункт 3 статьи 16 ВК РФ). 4. Ставки платы за пользование водными объектами (пункт 3 статьи 20 ВК РФ). 5. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 статьи 21 ВК РФ). 6. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 6 статьи 23 ВК РФ). 7. Перечень водохранилищ при передаче осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 ВК РФ). 8. Порядок расходования и учета передаваемых средств органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета (пункты 4 и 5 статьи 26 ВК РФ). 9. Порядок утверждения границ бассейновых округов (пункт 3 статьи 28 ВК РФ). 10. Порядок создания и деятельности бассейновых советов (пункт 4 статьи 29 ВК РФ). 11. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов (пункт 8 статьи 30 ВК РФ). 12. Порядок взимания платы за предоставление копий документов, включаемых в государственный водный реестр (пункт 8 статьи 31 ВК РФ). 13. Порядок ведения государственного водного реестра (пункт 10 статьи 31 ВК РФ). 14. Порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков (пункт 4 статьи 32 ВК РФ). 15. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (пункт 6 статьи 33 ВК РФ). 16. Порядок резервирования источников питьевого водоснабжения (пункт 2 статьи 34 ВК РФ). 17. Порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (пункт 3 статьи 35 ВК РФ). 18. Порядок разработки целевых показателей качества воды в водных объектах (пункт 6 статьи 35 ВК РФ). 19. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (пункт 3 статьи 36 ВК РФ). 20. Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов) (пункт 4 статьи 36 ВК РФ). 21. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (пункт 8 статьи 36 ВК РФ). 22. Порядок использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (пункт 2 статьи 47 ВК РФ). 23. Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам вследствие нарушения водного законодательства (пункт 2 статьи 69 ВК РФ).


Водным кодексом РФ на уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти возложены разработка и утверждение локальных нормативных актов: 1. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 5 статьи 30 ВК РФ). 2. Количество гидрогеографических единиц и их границы (пункт 2 статьи 32 ВК РФ). 3. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов для каждого речного бассейна (пункт 4 статьи 33 ВК РФ). 4. Правила использования водных ресурсов водохранилищ, которые определяют режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ. Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые определяют порядок использования их дна и берегов. Устанавливает режим пропуска паводка, специальных пропусков, наполнения и сработки водохранилищ (пункт 2 статьи 45 ВК РФ). 5. Правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища утверждаются для каждого водохранилища (пункт 3 статьи 45 ВК РФ).


Федеральным законом от 3.06.2006 г. №74-ФЗ установлены новые правовые нормы при пользовании водными объектами: 1. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки (пункт 2 статьи 18 ВК РФ). 2. Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре (пункты 1 и 4 статьи 19 ВК РФ). Для управления в области использования и охраны водных объектов в Российской Федерации устанавливаются двадцать бассейновых округов (пункты 1 и 2 статьи 28 ВК РФ): Балтийский, Баренцево-Беломорский, Двинско-Печерский, Днепровский, Донской, Кубанский, Западно-Каспийский, Верхневолжский, Окский, Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеобский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкальский, Енисейский, Анадыро-Колымовский, Ленский, Амурский. Для обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов на границах бассейнового округа. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 1 и 2 статьи 29 ВК РФ).


В целях предотвращения загрязнения, засорения водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.


Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается (статья 65 ВК РФ) от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до 10 километров — в размере 50 метров; 2) от 10 до 50 километров — в размере ста метров; 3) от 50 километров и более — в размере 200 метров.


Данная правовая норма упростит рассмотрение споров и судебных тяжб по поводу так называемых построек на берегах водоемов. Водный кодекс РФ определяет параметры водоохранных зон и дает перечень запрещающих видов хозяйственной деятельности, размещение некоторых видов веществ и др. В то же время допускается проектирование и строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии осуществления охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод (статья 65 ВК РФ).


 

Вице-президент НПАА Валерий Айриев: все задачи — первоочередные. Особенности производства деталей труб с антикоррозионным полимерным покрытием. Большой порт Санкт-Петербург — морские ворота России. «Четра»: потребитель выбирает и… выигрывает. Сварочный трансформатор или инвертор: что дороже?. Современные информационные технологии для повышения эффективности и безопасности АСУ ТП нефтегазового комплекса. Гипсоволокнистые листы КНАУФ и комплектные системы на их основе.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved