Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Вентилируемые фасады в контексте проблем


Кто-то смог оседлать эту волну, кто-то в ней захлебнулся, а подавляющее большинство просто барахтается в недоумении: как разобраться в мелькании идей, имен, псевдорекламы, сертификатов, суррогатов, непривычных конструктивных решений и загадок ценообразования?


Магическое заклинание «заграница нам поможет» стало порождать скептические усмешки у подрядчиков, заказчиков и архитекторов. Множество неадекватных замыслов воплощается благодаря проектной эластичности новых технологий, а потом используется для их же дискредитации. Лавина технических и проектных решений выплескивается за пределы норм и правил или, вообще, попадает в иное по отношению к СНиПам измерение. Скорость обновления технологий превышает скорость их освоения массой подрядчиков, интенсивность предложения не может быть осмыслена конструкторами, архитекторы закладывают в проекты чудесные сны, увиденные в зарубежных поездках, заказчики не находят слов, чтобы выразить свои пожелания, а теоретическая база отстала «навсегда».


Самая остроумная гипотеза по поводу «продвинутого» строительства такова – все мы жертвы зловещего «теплотехнического заговора», который:


• навязал стране откровенно затратную «энергоэффективность»;


• заблокировал использование традиционных материалов и конструкций;


• приоткрыл рынок для малоизученных импортных технологий;


• обеспечил хорошей работой нормирующие и сертифицирующие органы.


Увы, перед нами — типичная мифологема: весь массив непонятной информации переводится в иррациональное измерение. Вместо двери возникает еще одно «окно в Европу». Но живучесть мифа указывает и на актуальность темы: мы действительно соучастники грандиозного технологического эксперимента. Это «бой без правил» с неясными функциями арбитров и с непредсказуемыми последствиями.


Давайте попробуем все же определить смысл происходящих явлений, сформулировать наиболее болезненные проблемы, поискать способы их решения, задать вопросы специалистам и самим себе.


ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ КРИЗИСА


Отсутствие информации


В страну хлынула некая «сумма технологий», в которой некому и некогда разбираться. Информация о новых явлениях дискретна, отрывочна и малодоступна. Такого рода информационное пространство не поддается структурированию, в нем нельзя ориентироваться, его нельзя поместить в систему координат. Значит, нет и контекста, и невозможны справедливые сравнения, сопоставления и оценки.


В квантовой физике скорость и местоположение элементарных частиц совокупно неопределимы. В нашем мире стал действовать такой же порядок: чтобы изучить явление, надо бы остановиться, но это значит «отстать от поезда». Новые технологии не стоят на месте и требуют особого умения «учиться на бегу».


Изрядную путаницу вносит и реклама: она коварна, порой недостоверна и недоговаривает самого важного, культивируя инфантильную наивность.


Неприменимость норм


80—90% новых технологий размещаются «между строчек» СНиПов, а если и будут туда включаться, то лишь «посмертно» — скорость обновления ассортимента материалов и технических решений такова, что весь массив нормативных документов должен или меняться по принципу on-line, или ограничиться хотя бы охраной основных законов физики.


Однако все мы помним, что нормативы «написаны кровью». Но теперь требуются новые жертвы — речь идет о системе добровольно-принудительной сертификации и о тех свидетельствах на весь «пирог» — от стены до утеплителя и облицовки, включая крепежную подконструкцию, анкеры и метизы, а также расчетных методиках на весь фасад и его комплектующие. Эта затратная и трудоемкая работа служит лишь идеальной ширмой для эмпирических реальных решений.


Отдельного разговора заслуживают натурные испытания фасадных конструкций на огнестойкость. Интенсивность огневого воздействия такова, что алюминий плавится, а керамогранитная плитка растрескивается и выпадает из крепежа. Возникает ощущение, что пройти этот уровень испытаний могут только системы типа «сталь–сталь–сталь».


Тем не менее, бoльшая часть возводимых объектов использует алюминиевую систему подконструкций. Как к ним относиться — как к допустимому прецеденту, как к исключению из правил или как к потенциально нераскрытому преступлению? И почему мы абсолютно бесстрашно используем навесные фасады из алюминия и стекла, конструктивно почти тождественные системам вентилируемых фасадов?


Как велики полномочия органов ПО на местах? Как получилось, что нормативы требуют специального толкования, и кто может официально подтвердить интерпретацию?


Отсутствие квалификации


Не секрет, что подавляющее большинство материалов и конструкций для систем вентилируемых фасадов имеет западноевропейское происхождение, т. е. создано для иных климатических условий, и их надо адаптировать к нашим разнообразным реалиям. Кто может гарантировать правильность расчетов, надежность, долговечность, предсказуемость и сферу применения предлагаемых решений?


Как правило, эта приятная обязанность возлагается на подрядчика: он теперь отвечает за то, за что прежде несли ответственность проектировщики, в т. ч. разделы КМ и КМД. Речь идет об узлах, скрытых под облицовкой, хотелось бы надеяться, надолго. Пока единственный критерий оценки инженерных решений имеет нефизическую размерность $/кв. м.


Воплощаются же малознакомые технологии в самых «рискованных» сферах строительства, где действуют агрессивные и могущественные корпоративные заказчики, не признающие своих и не прощающие чужих ошибок. Кроме амбиций, у таких заказчиков легко развивается дилетантизм, и они инстинктивно предпочитают иметь дело с дилетантами-подрядчиками. Затратные по времени точность и аккуратность противоречат коммерческим интересам и приносятся им в жертву. Эффект дополняется знаменитыми строительными «допусками» и обычаями национальной системы архстройнадзора.


Архитектурная растерянность


Несмотря на распространенность обратного мнения, нет и не предвидится материалов и конструкций, заменяющих архитектурное проектирование.


Новые технологии создают новые иллюзии: или архитектор устраняется, уступая свое место ожидаемому «беспроблемному» самострою, или в проект закладываются почти нереализуемые решения.


Недостаток опыта усугубляется затруднительностью диалога проектировщик—подрядчик при современной практике организации тендеров.


Мнимые ценности


Не исключено, что все перечисленные ужасы — нечто малозначительное, пережиток времен дорыночной экономики, когда ценилась постройка, а не земля.


Современная концепция коммерческой недвижимости состоит из трех главных факторов ценообразования: «location», «location» и «location» (т. е. «местоположение», а вовсе не построенные объекты).


Может быть, мы просто испытываем излишние эмоции по отношению к «временным» сооружениям, избыточная монументальность и капитальность которых скоро окажутся помехой при демонтаже? И нам пора подумать об утилизации будущего строительного мусора, а не только о его первозданном качестве?


Эта вздорная модель не покажется дурацкой, если вовремя вспомнить о судьбе гостиницы «Националь» в Москве на ул. Горького (она же «Интурист» на Тверской).


«ПРОЕКТ» РЕШЕНИЯ


Рассмотрим сформулированные проблемы в новом ракурсе: что можно сделать, чтобы их преодолеть?


Информационное обеспечение


1. Профессионалам нужно хотя бы одно серьезное периодическое издание с разделами:


• точка зрения + полемика;


• личный опыт;


• узлы и детали;


• переводы;


• информация от поставщиков;


• официальная трибуна;


• юридическая консультация;


• путеводитель.


Форма — бумажный носитель + интернет-приложения.


2. Многие крупные поставщики могут вести постоянно действующие семинары для заинтересованных сторон. Междисциплинарный периодический семинар будет очень полезен. Изменяющиеся технологии должны появиться в обновленном виде на веб-сайтах производителей.


3. Чтобы не публиковать хотя бы в профессиональных изданиях недостоверную рекламу, следует проводить ее экспертизу: группа независимых консультантов легко проверит правдивость сведений, и тогда на рекламных материалах появится знак «экспертиза…».


Нормотворчество


1. Юридически возможно потребовать от нормирующих органов:


• однозначного ответа на однозначные вопросы;


• распространения этого правила на всех «участников игры»;


• пересмотра ранее принятых решений, если они противоречат первому пункту.


2. Госстрой и т. п. организации надо превратить из врагов в союзников. Для этого, как минимум, необходимо обоюдное стремление к диалогу, а не отношения «заказчик—исполнитель», где исполнитель еще и начальник заказчика.


3. Если результатом борьбы новых технологий с нормирующими органами станут запреты и ограничения, пусть они будут ясными и мотивированными. Если в результате этой борьбы смягчится законодательство, должно стать понятно: почему и кому это выгодно?


4. Если законодательство не сможет адекватно реагировать на меняющиеся реалии строительства, возможен переход к «прецедентному праву» или «временным нормам».


5. В свою очередь все поставщики конструктивных систем, требующих инженерных расчетов, обязаны предъявлять техническую информацию в полном объеме.


6. Чтобы проверить свойства случайно купленных изделий (в т. ч. метизов), следует организовать быстродействующие испытательные лаборатории.


Повышение квалификации


1. Врачи и педагоги повышают и подтверждают квалификацию. Почему не использовать подобную схему для повышения ответственности в строительстве?


2. Нужен не только доступный реестр лицензированных подрядчиков, но и реестр дисквалифицированных игроков.


3. Многие фасадные системы требуют самообучения. Поставщики систем могут поощрять и выделять наиболее способных учеников, выдавая им «квалификационные свидетельства».


4. Вопросы о гарантиях и о страховании рисков очень ускоряют профессионализацию.


Архитектурная сознательность


1. Разумеется, архитектура останется такой, какой ее желает видеть общество. Но не надо забывать, что новые материалы и технологии возникают на пиках архитектурной моды. Речь идет об очень точном и очень хрупком культурном явлении.


Сохранять его целостность и быть вписанным в это явление — искусство. Разрушить неловким жестом созданную архитектурным модельером гармонию — легко. Результат всегда смешон и жалок.


2. Если спуститься в категорию pret-a-porte, рецепт гораздо проще — не нарушать этикета. Этикет задан в индустриальном масштабе, остается обеспечить внутри него достаточно формальной свободы.


3. На уровне внекультурной «самобытности» возможны неожиданные и искренние открытия. Но не удивляйтесь, если узнаете, что они были кем-то созданы до вас.


4. «Провинциализм» легче всего узнается по ошибкам в манипуляциях с «модными» темами — остерегайтесь.


5. Общие правила для архитекторов, обращающихся к нетрадиционным материалам и технологиям:


• изучите применимость и возможности данной системы,


• оставайтесь в пределах экономической целесообразности и технологичности;


• задавайте вопросы.


Инвестиции и менеджмент


1. Новые технологии резко отличаются и по стоимости, и по уровню «массовости» — это очень важный признак «статусности» объекта.


2. В рамках одного объекта надо назначать комбинации материалов одной ценовой группы.


3. Не надо стесняться дилетантизма: у заказчика всегда меньше опыта и возможностей, чем у подрядчика, поэтому в критических ситуациях хорошо назначить на свое место эксперта по управлению проектом.


4. Логично требовать полноценную проектную и сопутствующую документацию, гарантии качества работ и материалов, сертификаты, это позволяет понять методы расчетов, а также формы ответственности.


5. «Конфиденциальность» часто прикрывает некомпетентность, но критерий $/кв. м не единственный!


Заключение


Мы только что перечислили задачи, знакомые хотя бы интуитивно каждому участнику строительного процесса: их общность подразумевает появление «третьей силы» с арбитражно-технико-просветительскими функциями.


Идея лежит на поверхности: почему бы нам не проявить честность и энтузиазм и не создать небольшую, но активно действующую «фасадную ассоциацию»?


Как сделать такой орган полезным и как защитить его от «внутривидовой» конкуренции — тема следующей беседы.


Автор этой статьи, работая в течение ряда лет представителем Reynolds Architectural Products (ныне в составе Аlcoa Building Construction Systems), занимается проектно-технологической поддержкой системных алюминиевых конструкций и вентилируемых фасадов из алюминиевого композита REYNOBOND.

 

Тюменская ярмарка: пора расширять выставочные площади!. Технологии максит для реконструкции старых зданий. Дом, в котором приятно «быть дома». Михайлов сад — Михайлов замок: возвращение в эпоху великих зодчих.. Мой теплый дом. Сэндвич-панель «ЭФФЕКТ» — новинка 2007 года. ОАО «Уралтрубпром» расширил спектр производимой продукции.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved