Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Риск — благородное дело. Если он экономически и технически оправдан


Итоги уходящего года убедительно показали, что на рынке микротоннелирования, пусть пока и на региональном — петербургском — уровне, появился новый сильный игрок — ЗАО «ПРиСС». Коллективу фирмы удалось успешно и быстро справиться с комплексом работ по прокладке тоннелей для четырех нефтепродуктопроводов под рекой Большая Охта в Санкт-Петербурге. Это позволило отодвинуть их трассу от нового моста и наконец-то в полной мере запустить столь долгожданное Восточное полукольцо автодороги вокруг Северной cтолицы.


Данному событию предшествовало небольшое, по меркам этого грандиозного дорожного объекта, но весьма важное событие — откачка остатков нефтепродуктов из старых коммуникаций методом выдавливания с помощью специального полимерного «чулка», наполненного водой. С его помощью было создано давление, необходимое для «слива» примерно 250 т топлива, которые затем были вывезены бензовозами на полигон Красный Бор. С подробностей этой поистине уникальной операции и начался наш разговор с Вадимом Юрьевичем Фирсовым, заместителем генерального директора по новым технологиям ЗАО «ПРиСС»:


— Действительно ли предложенный вами метод был применен впервые в мировой практике?


— В России — да. За весь мир с уверенностью сказать не могу — он большой. Но то, что наше предложение было неожиданным для специалистов, в том числе и владельца этих трубопроводов — «Петербургтранснефтепродукта» — это факт. Такая идея просто никому в голову не приходила. Метод «чулка» мы применяем уже много лет — для ремонта и восстановления трубопроводов. Он является оптимальным способом для санации наполненных дюкеров. А наш материал, используемый для его изготовления, — маслобензостойкий, поэтому мы и решили — удаляем воду, удалим и нефтепродукты. При этом лишь незначительно увеличили толщину «чулка».


— Словом, идея лежала на поверхности, откуда, как показывает практика, ее труднее всего и взять. А какой традиционный вариант предлагался?


— Прогонка поршня разделителя. Проблема была в том, что никто не мог гарантировать отсутствия в трубах всякого рода преград, например, в точках установки манометров при контрольных испытаниях, а также профиль трубопровода. Как это проверить? Можно было запустить телекамеру, но не такую большую длину. А если поршень где-нибудь в итоге застрянет? «Чулок» же имеет возможность обогнуть возможное препятствие, «приспособиться» к нему. Второй вариант — откачка насосом с поднятием серединного участка трубы (250 метров от берегов, с перепадом высот 12 метров). Для этого потребовался бы очень мощный агрегат, практически мини-завод с очень жесткими ограничениями по пожарной безопасности. Наш же вариант, помимо всего прочего, привлекал своей экономической целесообразностью — он относительно дешевле поршневого варианта, не говоря уже о насосном. Кроме того, наш метод дает 100% гарантию опорожнения нижней точки дюкера.


— Была ли все-таки опасность прорыва или зацепа «чулка»?


— У нашей компании очень большой опыт работы с ним. Да, складывались самые разные, порой и сложные обстоятельства, но ни разу мы не теряли в них контроль над «чулком». Сейчас уже можно сказать, что и на Большой Охте в начальный период работ была определенная, скажем так, околокритическая ситуация, но в итоге все прошло замечательно. Да и не было для этого времени — каждую из четырех ниток мы «давили» меньше, чем за сутки — до шести часов в одну сторону, потом выворачивали обратно. Одна из сложностей работы заключалась также в том, что на удобном, с технологической точки зрения, берегу проходит ЛЭП, поэтому пришлось работать на другом, который ниже примерно на три метра.


— А как удалось убедить владельца трубопровода в минимуме риска при применении этого метода?


— С одной стороны, имеющимися у нас документами — сертификатами на наш материал, в частности, по отсутствию у него свойства накапливать статическое электричество и других представляющих опасность факторов. С другой стороны, разъяснительная работа — мы смогли убедить специалистов «Петербургтранснефтепродукта» в том, что ничего страшного в «чулке» нет. На самом деле, любая работа имеет определенную степень риска — при выборе различных проектов идет сравнение, их оценка. Сравнивая же риски вариантов поршня разделителя и «чулка», у последнего они на порядок ниже. Если бы застрял поршень, о чем я уже говорил, то в экономическом выражении это обошлось бы примерно в половину стоимости прокладки нового трубопровода. Потребовалось бы его извлечение, для чего пришлось бы выделять этот участок, осушать его и т.д. Теперь о «чулке». Максимальный риск — его прорыв. Что мы на этом теряем? Оставшийся в трубе нефтепродукт, который смешивается с водой из «чулка». Но ведь он изначально предназначался для утилизации на полигоне. Мы исправляем ошибку — и повторяем операцию. Не более того. Ставим на чашу весов названные риски — предельно ясно, какой из них меньше. И вот еще что. В принципе теоретически считается, что «чулком», в зависимости, конечно, от диаметра трубы, но, тем не менее, можно пройти любое расстояние. Практически же в нашей стране 500 метров (а в нашем случае все 530) «чулком» не проходил еще никто. Это касается санации любых сетей. В этом смысле мы тоже были первыми — в России, во всяком случае. Хотя необходимость в проходке таких расстояний, конечно же, есть. Просто не было прецедентов. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу рисков. Те, кто использует эту технологию, предпочитают апробированные варианты — 150, 200, 250 метров. Здесь есть свои нюансы подготовки трубы, ее предварительного осмотра и т.д.


— Откачка нефтепродуктов была лишь первым этапом работ. Как известно, ваша компания за свой счет выполнила проект переноса трубопровода. Опять риск?


— Мы очень много занимались и занимаемся работами, связанными с водопроводом и канализацией, тесно сотрудничаем с профильными иностранными компаниями. На Западе очень часто складывается ситуация, когда фирмы, занимающиеся ремонтом, проводят предварительное обследование сетей, в том числе и за свой счет. Представляют владельцу сетей информацию о необходимом объеме ремонта и уже затем, в качестве подряда, делают эту работу. Такая практика находит за рубежом все большее распространение. Конечно, здесь необходим определенный уровень доверия. С другой стороны, если не сделать этого, то речь идет не просто о том, что вы не получите конкретный заказ, а о том, что может вообще не быть работы с использованием этой технологии. Ситуация с объектом на Большой Охте не вынуждала, а как бы призывала нас сделать такое предложение, пройти через этот путь, и практика показала, что он был верным, что далеко не всегда надо отказываться от такого подхода.


— А еще это была первая проба сил для нового оборудования — щита «Херренкнехт» по проходке тоннелей диаметром до 1,5 метров… Не было ли желания обкатать технику на чем-нибудь попроще, не с такими сжатыми сроками и столь высокой ответственностью?


— Желание такое, что вполне естественно, было. На самом деле, не этот объект планировался в качестве «пилотного», но так уж сложилось, что он им стал. Если уж ввязываться в «бой», то нельзя, скажем так, сначала потренироваться где-нибудь за оврагом или в тире пострелять, а потом уж вернуться. В целом же мы все равно, независимо от конкретных обстоятельств, шли в этом направлении развития, и, так или иначе, это оборудование бы купили. Как приобрели сейчас и более мощный щит — для проходки тоннелей диаметром до двух метров.


— Как показывает практика, на такой объем работ, как на Большой Охте (два тоннеля по 500 метров) требуется 14 месяцев беспрырывной работы. Вы же справились за срок вдвое меньший — 7 месяцев. Увеличили количество часов в сутках?


— Бывают как простые, так и сложные проходки (метр метру рознь). Накопленный опыт и выводит некую лукавую цифру — «среднюю температуру по больнице». Поэтому ничего сверхгероического мы в принципе не совершили — просто хорошо сработали. При этом я считаю, что можем и быстрее (сами проходчики, конечно, здесь со мной категорически не согласятся). Тем более что техника не подкачала — все было в рамках регламента. Не повлияли такие темпы работ и на точность проходки: отклонение в 2 см на 500 метрах с учетом кривой — очень хороший показатель, на несколько порядков ниже допускаемой в таких обстоятельствах погрешности.


— Каковы ближайшие перспективы работ по микротоннелированию?


— Сейчас мы приступаем к работе на Пулковской развязке кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга — переустройству тоннелей для двух нефтепродуктопроводов (в аэропорт и Морской порт) длиной 1300 метров. Очень сложный объект: множество коммуникаций, принадлежащих разным владельцам, пересечение с железной дорогой и Пулковским шоссе. При этом первоначальный проект предусматривал проведение работ открытым — траншейным способом, с большим количеством поворотов и задвижек. Поэтому хозяин трубы — «Петербургтранснефтепродукт» — никак не согласовывал столь извилистую трассу. Мы предложили вариант практически прямой прокладки коммуникаций, с одним изломом, где и будет находиться стартовый котлован. Из него в две стороны мы и будем осуществлять проходку тоннелей на глубине 9,5 метра, что позволит обойти все другие имеющиеся на этом участке коммуникации. И соответственно — избавиться от множества согласований, требующих огромных усилий и, самое главное, времени. А сроки очень жесткие — c 27 ноября 2006 года до 1 февраля 2007 года. В противном случае невозможно будет начать уже в марте плановое возведение 45 мостовых опор в зоне нынешней трассы нефтепродуктопроводов, что не позволит ввести в конце будущего года объект федерального значения — Пулковскую развязку. Мы со своей стороны сделаем все возможное для того, чтобы не задерживать строителей.


 

Технологии максит для реконструкции старых зданий. Дом, в котором приятно «быть дома». Михайлов сад — Михайлов замок: возвращение в эпоху великих зодчих.. Мой теплый дом. Сэндвич-панель «ЭФФЕКТ» — новинка 2007 года. ОАО «Уралтрубпром» расширил спектр производимой продукции. ЖБИ: оптимизация производства.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved