Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Ю. Лукманов: «Интерес к петербургскому опыту реформирования ЖКХ огромен»


Известно, что Санкт-Петербург является своего рода «испытательным полигоном» в ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства страны. Не случайно крупнейшая выставка, посвященная этой тематике, — «ЖКХ России» — проходит именно в Северной столице.


Председатель Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Юнис ЛУКМАНОВ ответил на вопросы нашего журнала.


–Расскажите, пожалуйста, как идет реформа ЖКХ в Санкт-Петербурге. Каковы ее принципиальные особенности, какие сложности проявились в ходе реализации, каковы ближние и дальние перспективы?


— В целях развития рыночных отношений в жилищной сфере и в соответствии с рядом постановлений городского правительства во второй половине прошлого года были проведены открытые конкурсы на право заключения договоров на организацию управления и обеспечение технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга.


Обеспечение технической эксплуатации общего имущества многоквартирных домов является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Что и доказали проведенные конкурсы.


В 2005 г. более 18 млн. кв. м жилищного фонда были переданы для обеспечения технической эксплуатации на конкурсной основе. В конкурсах участвовали 82 организации. Из них 11 частных компаний стали победителями конкурсов, взяв на обслуживание 4,17 млн. кв. м.


Организации-победители обязались вложить в капитальный ремонт жилищного фонда по выигранным участкам 356,9 млн. руб. По состоянию на 1 сентября 2006 г. реально вложено 258,1 млн. руб. По ряду инвестиционных договоров сроки еще не истекли. В конце 2006 г. должны быть проведены конкурсы на право эксплуатации общего имущества многоквартирных домов в Санкт-Петербурге на будущий год. Практически весь жилищный фонд города, где не выбран способ управления, будет выставлен на конкурс. Напомню, что по Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 г. в тех случаях, когда собственниками жилья не выбран способ управления домом, конкурсы по выбору управляющей организации проводятся в соответствии с правилами, установленными Правительством России, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г.


При реализации закона могут возникнуть определенные сложности. Правилами проведения конкурсов запрещено предъявление претендентам каких-либо квалификационных требований, что может привести к тому, что на рынок выйдут, как показал опыт проведения конкурсов в 2005 г.,организации, не имеющие представления о правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Установленный правилами перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов включает в себя и то, что, в соответствии с постановлением губернатора, соответствует нормативному уровню качества обслуживания. Таким образом, дополнительные услуги — это фактически увеличение периодичности выполнения работ (к примеру — по подметанию лестничных клеток и устранению незначительных неисправностей инженерных систем), что очень сложно проверить и оценить. В соответствии с правилами, площадь конкурсного участка не должна превышать 100 тыс. кв. м. Один многоквартирный дом в спальном районе города может достигать 60 тыс. кв. м. Фактически формой проведения выбора управляющей компании является не конкурс, а аукцион. И это еще не весь перечень сложностей.


Сегодня услуги по эксплуатации жилищного фонда в Санкт-Петербурге оказывают 46 ОАО «Жилкомсервис» со 100-процентным государственным капиталом и более 70 частных управляющих компаний. В период создания «Жилкомсервисов» многие не верили в их жизнеспособность, в то, что они смогут достойно работать на рынке. Однако хозяйственная самостоятельность, жесткие конкурентные условия, в которые были поставлены общества проведением конкурсов, заставили их коренным образом изменить свой подход к работе и требования к своему персоналу.


Показательно то, что идет неуклонное снижение количества обращений граждан по вопросам ремонта жилищного фонда. Их количество за 8 месяцев 2006 г. составило 5749 шт., или 53,8% от показателя прошлого года. Также заметно снизилось количество повторных обращений.


Еще отмечу, что управляющие и эксплуатирующие организации стали более активно проводить и мероприятия по энергосбережению. По состоянию на начало 2005 г. потребность в установке узлов учета тепловой энергии составляла 16538 узлов, установлен был 1031 узел. В 2005 г.установлено 590 узлов. К концу 2006 г. планируется установить 2429 узлов учета, из них за счет средств бюджета — 393, а инвесторов и пр. — 2036. Экономия в среднем по 1 узлу учета 14 тыс. руб. в месяц, или 120 тыс. руб. в год.


Следует отметить, что с формированием рыночных отношений в жилищной сфере наметилась тенденция к объединению управляющих компаний (в т. ч. и государственных). В декабре 2005 г. при непосредственном участии Жилищного комитета была создана ассоциация «Жилищный комплекс». Ее стратегическая задача — консолидировать предприятия ЖКХ Санкт-Петербурга для построения саморегулирования в отрасли.


— Известно, что Санкт-Петербург — своего рода полигон в реформировании ЖКХ. Перенимают ли регионы опыт, накопленный в нашем городе?


— В этом отношении очень показательно, что крупнейшая отраслевая выставка «ЖКХ России 2006» происходит именно в Санкт-Петербурге. В прошлом году выставка была проведена на очень высоком уроне, с участием многих иностранных делегаций и делегаций из регионов России, и именно петербургский опыт вызвал наибольший интерес специалистов в области ЖКХ из других регионов. В работе выставки и конференции приняли участие официальные делегации 36 регионов России: Белгородской, Томской, Вологодской, Тюменской, Ивановской Новгородской, Курской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Пермской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Волгоградской, Тульской, Челябинской областей, республик Карелии, Коми, Марий Эл, Якутии, Тувы, Ставропольского края и др. Делегации возглавили руководители органов исполнительной власти РФ, профильных министерств и комитетов. Одновременно в состав официальных делегаций вошли более700 ведущих специалистов: руководители и заместители руководителей департаментов, управлений, а также учреждений, коммерческих предприятий и общественных организаций жилищно-коммунального комплекса России.


Так что интерес к петербургскому опыту очень высок. Поскольку событие имело большой резонанс в нынешнем году, уровень проведения выставки станет еще выше, на нее съедутся ведущие специалисты в области ЖКХ из-за рубежа и регионов России. Выставка проходит при непосредственном участии Жилищного комитета.


Для специалистов традиционно в рамках выставки пройдет III международная специализированная конференция «Модернизация ЖКХ России 2006», а также тематические круглые столы, презентации ведущих компаний отрасли.


Основной задачей проведения конференции станут обсуждение современного состояния и перспектив развития жилищно-коммунального комплекса России с учетом мирового опыта развития этого важнейшего сектора экономики государства, обмен мнениями и выработка конструктивных решений по оптимизации реформирования и модернизации коммунального хозяйства.


— Как проводимая в городе реформа «увязана» с теми изменениями в этом вопросе, которые осуществляются федеральными властями?


— С вступлением в силу 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ нормотворческая деятельность Жилищного комитета направлена в первую очередь на приведение законодательства Санкт-Петербурга в соответствие с законодательством России.


Разработан и принят ряд нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, необходимых для реализации положений Жилищного кодекса РФ, касающихся оплаты жилого помещения, предоставления субсидий гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.


В продолжение реализации ценовой политики в соответствии с Жилищным кодексом РФ в 2005–2006 гг. выполнена разработка необходимых нормативных правовых документов для введения платы за наем жилого помещения для нанимателей. Предполагается в 2006 г. также завершить работу по разработке нормативных правовых документов для установления платы за капитальный ремонт для собственников помещений.


Кроме того, в 2005 г. разработан и принят ряд нормативных правовых документов Санкт-Петербурга и Жилищного комитета, касающихся организации работы подведомственных государственных учреждений в условиях реформы по различным направлениям деятельности.В 2006 г. работа была продолжена. Был принят очень сложный и очень важный закон «О жилищной политике Санкт-Петербурга». Также летом был принят ряд законов, в том числе три из них разработаны в целях реализации в Санкт-Петербурге приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».


— Сумели ли товарищества собственников жилья стать реальной силой, влияющей на положение в отрасли и на качество обслуживания жилого фонда?


— Сейчас люди уже стали понимать необходимость создания объединений собственников жилья, они уже не спрашивают «зачем», а спрашивают «как».


В 2005 г. в домах старой постройки (введенных в эксплуатацию до 1992 г.) было создано 890 ТСЖ, объединивших 973 многоквартирных дома. Активная работа по созданию ТСЖ была продолжена и в этом году. За 9 месяцев 2006 г. в домах старой постройки создано уже 863 ТСЖ. По состоянию на 1 сентября объединения собственников жилья созданы в 4669 домах, 888 из них — многоквартирные дома нового строительства. Общая площадь домов ОСЖ в настоящее время составляет 33536,1 тыс. кв. м. Одновременно следует отметить, что в 2006 г. собственники жилья стали проявлять активный интерес к привлечению управляющих организаций (без создания ТСЖ). Если в 2005 г. такой способ управления многоквартирными домами практически не применялся, то в этом году его выбрали в 289 многоквартирных домах. Отсутствие необходимости создавать юридическое лицо (ТСЖ) и возможность переложить все проблемы, связанные с управлением домом, на управляющую организацию привлекают многих.


— Как Вы относитесь к приходу на рынок ЖКХ Санкт-Петербурга компаний из других городов и даже других стран?


— Нам нужны новые идеи, интересный зарубежный опыт. Взять, к примеру, компанию «Дуссман» — мы узнали о практике обслуживания домов квалифицированными мастерами широкого профиля, которых в Германии называют хаус-мастерами. Теперь в Санкт-Петербурге тоже появились такие кадры, только называются они немного иначе — мастерами по комплексному обслуживанию. В конце августа состоялось продажа компании ОАО «РСП» в Красносельском районе. Это предприятие купила литовская компания. Таким образом, на петербургский рынок обслуживания жилья приходит все больше иностранных фирм


Частные компании побеждали в конкурсах и в прошлом году, и в этом году — к примеру, те же «Дуссман» и «РСП». И они показывают хорошую работу. Правда, возникли небольшие сложности с выполнением одной из компаний-победителей прошлогодних конкурсов инвестиционных обязательств перед городом, однако идет диалог, и все разрешится. У руководителей есть понимание: если конкурсные условия не выполняются, к следующим конкурсам компанию просто не допустят, а ведь сейчас рынок обслуживания жилья — это очень выгодное дело, и уже сформировалась конкурентоспособная среда.


— Во всем цивилизованном мире понятие «мусорная свалка» уходит в прошлое. Практически все отходы перерабатываются и в значительной мере используются вторично. Как обстоят дела в этом отношении в Санкт-Петербурге?


— В 2005 г. Жилищным комитетом была разработана, а правительством города принята Концепция по обращению с отходами, которая коренным образом меняет годами сложившиеся отношения в отрасли, позволит навести порядок и ввести новые мощности. В настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга ежегодно удаляет и обезвреживает в общей сложности около 6,5 млн. куб. м твердых бытовых и приравненных к ним отходов, объединяемых под названием «твердые коммунальные отходы» (ТКО). При этом в последние годы в городе наблюдается высокая динамика прироста образования ТКО. Доля ТКО, в той или иной степени подвергающихся индустриальной переработке, составляет в Санкт-Петербурге около 30% от их общей массы, тогда как в среднем по России — менее 4%.


К сожалению, система обращения с отходами в течение последних 15 лет не получала необходимой поддержки и развития, в результате чего приходит в упадок. Следует учитывать, что сложившаяся в 1990-ых гг. система управления сферой отходов оказалась несовершенной. В городе отсутствует информационная система учета образования, транспортировки и размещения отходов производства и потребления. Реализация ряда проектов осуществляется с большими задержками, что обусловлено весьма ограниченными возможностями финансирования данной сферы хозяйства, как за счет городского бюджета, так и за счет других источников.


В последние годы в Санкт-Петербурге в системе обращения с отходами произошли существенные изменения. Значительно возросли транспортные расходы и платежи за размещение отходов. Ужесточились природоохранные требования. Возникла перспектива проведения дорогостоящих работ по рекультивации территорий, занятых отходами. Существенно меняется рынок вторичного сырья и состав образующихся отходов. Из года в год в их составе оказывается все больше веществ, опасных для объектов природной среды и человека: остатков лакокрасочных материалов, растворителей, изделий из поливинилхлорида, других видов проблемных отходов, ассортимент которых постоянно расширяется. Все это объясняет необходимость принятия настоящей концепции, которая была утверждена постановлением правительстваСанкт-Петербурга.


Основной целью концепции является организация эффективной системы управления твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге, обеспечивающей снижение нагрузки на окружающую среду от воздействия отходов и повышение экологической безопасности населения. Очевидно, что такая система должна учитывать и использовать рыночные механизмы ведения хозяйства.


Целями концепции являются: определение приоритетов в развитии системы обращения с отходами; минимизация образования отходов; максимальное извлечение из коммунальных отходов токсичных фракций и вторичных ресурсов; увеличение доли перерабатываемых отходов по отношению к отходам, захораниваемым без переработки; предупреждение несанкционированного размещения отходов и возврат в хозяйственный оборот территорий, занятых полигонами и свалками.


Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи: оптимизация управления и финансирования системы обращения с отходами в Санкт-Петербурге; совершенствование нормативно-правового обеспечения системы обращения с отходами; разработка стратегии развития системы обращения с отходами на краткосрочную и долгосрочную перспективу; совершенствование технологических процессов сбора, перемещения и переработки отходов.


Думаю, планомерная и целенаправленная реализация мер, предусмотренных концепцией, сможет кардинальным образом улучшить положение с переработкой отходов в Санкт-Петербурге.


 

Игорь Левитин: «Кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга — лицо дорожной отрасли страны». Архитектор — это призвание. Реальная инфляция принесла реальные убытки. О ситуации с капитальным ремонтом мостов и набережных Санкт-Петербурга. Освещение спортивных сооружений. Lindab: у нас есть решение. В России научились ценить качество. Советская типовая архитектура.


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved