Навигация
Главная
Публикации
 
Рекомендуем
Что такое жидкое стекло
Надувная индустрия
Термодревесина
Композитное топливо
Что такое электромобиль
Принцип инверсии
Швейная промышленность
Промышленный шум
Стекло вручную
Вакуумная упаковка
Увлажнитель воздуха
 
Калькулятор НДС онлайн: nds.com.ru

Главная  Публикации 


Страхование строительных рисков – эффективная защита капитального строительства


Структурная перестройка и развитие российской экономики стимулировали рост капитального строительства, особенно в сферах жилья, промышленности и транспортной инфраструк-туры (магистралей, мостов, тоннелей, метрополитенов и т. п.).


В настоящее время Россия, по данным Международной ассоциации страховщиков технических рисков (IMIA), занимает 13-е место в мире по объемам страхования строительно-монтажных работ (СМР). Этот результат можно считать достойным положительной оценки, учитывая, что еще 15 лет назад страхование строительных рисков в России практически отсутствовало. Строительная активность вызвала значительное увеличение спроса на страховые услуги и ответное развитие страхования. Складывается устойчивая тенденция увеличения объемов страхования, создается нормативная и правовая база страховой деятельности, определяющая отношения страховых компаний с объектами и субъектами страхования.


Залог стабильности работы


Страхование капитального строительства обладает рядом особенностей, а именно: для него характерна вероятность рисков, ведущих к особо крупным ущербам, обусловленным высокой стоимостью возводимых объектов, нарастанием стоимости объекта по мере реализации проекта, сложностью взаимосвязей участников строительства в рамках контрактов и субконтрактов (генерального подрядчика, подрядчиков, субподрядчиков и т. д.), порождающей высокий уровень неопределенности, а также значительным влиянием природных факторов на темпы и качество строительного производства и т. д. Российские страховые компании успешно решают многие практические задачи страхования. Современный подход к управлению рисками экономическими методами состоит в организации взаимодействия между страховыми и производственными структурами при реализации масштабных инновационных проектов строительства. Важным условием строительства крупных объектов является страхование сложного, а часто уникального оборудования, а также системная защита строительного производства от многих видов риска. Во многих областях строительного производства и в ряде регионов страхование является неотъ-емлемой частью контрактных требований для строительных фирм и залогом свое-временного и качественного выполнения производственной программы. Кроме того, страхование позволяет повысить финансовую устойчивость строительных компаний несмотря на их зависимость от природных и техногенных факторов, влияющих на сроки и смету строительства.


Застрахован, значит защищен


Строительные риски часто сопряжены с тяжелыми последствиями уже на строительно-монтажной стадии проекта. Значительная часть всех рисков и, соответственно, условий страхования непрерывно изменяется в процессе строительства в связи с тем, что: - возрастает стоимость возводимого объекта и, соответственно, потенциальный размер возможных ущербов; - по мере строительства могут уточняться и совершенствоваться конструктивно-технологические решения; - непрерывно изменяется организационная структура производства, меняются исполнители отдельных работ; - производственные мощности (механизмы и работники) перемещаются к строящимся объектам зачастую на весьма значительные расстояния; - после завершения строительства на стадии послепусковых гарантийных обязательств возрастает риск ущерба от превышения эксплуатационных нагрузок и воздействий. Все вышеперечисленные факторы с одной стороны вызывают необходимость постоянного мониторинга состояния объекта и соответствующих ему рисков, а с другой — требуют выстраивания такого страхового механизма, присущего только капитальному строительству, который бы учитывал ключевые особенности отрасли.


Перечисленные особенности строительства необходимо учитывать при оценке рисков, формировании тарифов и определении условий страхования: страховых сумм, лимитов ответственности, франшиз и т. п. Страховая компания должна владеть научной методикой оценки рисков, располагать собственной справочно-информапионной базой статистики о происшествиях на однородных строительных объектах и связанных с ними ущербах, проводить предстраховую экспертизу и оперативно расследовать причины ущербов для принятия обоснованных решений по выплате страхового возмещения.


Как показывает опыт одного из лидеров страхования СМР в России, Страхового общества «ГЕФЕСТ», обеспечение эффективной и реальной страховой защиты строительного объекта возможно только на основе глубокого знания особенностей строительного производства, что требует от страховой компании специализации именно по строительным рискам. В стране в настоящее время работает около 900 компаний, из которых десятая часть работает в нашем регионе и только немногим более 10 компаний из них могут профессионально страховать строительные риски. Поэтому надо быть очень внимательными при выборе страховой компании и обращать внимание в первую очередь на ее опыт работы в конкретном сегменте рынка.


Страхуйтесь комплексно


В соответствии с концепцией страхового сопровождения, необходимо организовать комплексные договоры страхования таких объектов и организаций с выделением пусковых строительных комплексов. Для комплексного страхового обслуживания строительных организаций необходимы следующие виды страхования: - строительно-монтажных работ (СМР), - гражданской ответственности при выполнении СМР, - профессиональной ответственности строителей, - послепусковых гарантийных обязательств, - экологических рисков, - строительной техники и оборудования на строительной площадке, - коллективного страхования работников от несчастных случаев. Страхование СМР покрывает прямой материальный ущерб, причиненный застрахованному имуществу в результате событий, произошедших на территории страхования. Оно позволяет при аварии или повреждении восстановить объекты незаконченного строительства, строительные конструкции и материалы, инженерные коммуникации и складские помещения, строительную технику и оборудование. В основу страхования СМР положены наиболее прогрессивные продукты: «страхование всех строительных рисков» (Con-tractors all risks — CAR) и «страхование всех монтажных рисков» (Erection all risks— EAR).


В рамках защиты от строительных рисков могут быть застрахованы: строительные и монтажные работы, стройматериалы и конструкции, расходы на зарплату, перевозку, таможенные сборы и пошлины, гражданская ответственность строителей перед третьими лицами, послепусковые гарантийные обязательства подрядчика, а также строительные машины, оборудование и коллектив работников предприятия от несчастных случаев.


Комплексная защита строительно-инвестиционной деятельности обеспечивается с помощью страховых операций, которые классифицируются и применяются не только по видам страхования и деятельности, но и по стадиям реализации проекта. Преимущества комплексного страхования заключается в том, что предприятие передает все свои риски и тем самым обеспечивает свою финансовую устойчивость. К тому же стоимость комплексного страхования всегда дешевле, чем сумма отдельных полисов.


Клиентами страховых компаний по страхованию строительно-монтажных рисков могут быть как подрядные организации, так и заказчики. Подрядчики в силу закона несут ответственность за случайную гибель или повреждение сооружаемого объекта до момента его передачи заказчику. У заказчика есть свои страховые интересы, например, наличие страховой защиты не только на время строительства объекта, но и на период его сдачи эксплуатирующим организациям, возможность замены подрядчиков или разбивка объекта на несколько лотов. Поэтому правильный выбор страхователя можно сделать лишь с учетом конкретной ситуации. Страхователь (если он является заказчиком) может назначить генпод-рядчика или любых его субподрядчиков выгодоприобретателем (получателем страхового возмещения) по договору. Что касается страхования гражданской ответственности строителей перед третьими лицами, а также строительной техники, машин и механизмов от поломок, послепусковых гарантийных обязательств, то здесь страхователем, как правило, выступает подрядчик.


О тарифах…


В страховании строительных рисков не существует единых тарифов, каждый строительный проект тарифицируется индивидуально. Что касается принципов ценообразования, то (в общем случае) чем крупнее и масштабнее объект, чем сложнее процесс его строительства в технологическом и организационном отношении, тем тариф выше. Он зависит также от степени сложности природно-климатических и гидрогеологических условий строительства. Особенно это относится к строительству линейно-протяженных объектов (дорог, мостов, эстакад, тоннелей, магистральных трубопроводов и т.п.) и гидротехнических сооружений (дамб, плотин, портовых сооружений). Что касается зданий, то при их страховании тариф может быть выше в случае реализации нетипового (экспериментального) проекта и применения новых строительных технологий. Обобщая, можно сказать, что размер тарифов на страхование устанавливается на основании следующих параметров: сложность проекта, виды работ, используемая техника, условия строительства, сроки работ, численность занятого персонала, его профессионализм и квалификация.


Тарификация по отдельным рискам требует наличия специальной методологической и статистической базы. Только обладая исчерпывающими знаниями специфики строительного дела и научно-методической базой страхования СМР, страховая компания в состоянии предложить строителям по-настоящему эффективную страховую защиту, адекватные ставки страховой премии и обоснованную оценку полученного ущерба. Стоимость комплексного страхования для среднего по размерам строительного объекта обычно не превышает 1% его сметной стоимости, а в случае с типовыми зданиями — и того ниже (не более 0,5%). Однако все зависит от сложности и сроков проведения работ, а также от местоположения стройки. Одно дело строительство типовых зданий, другое — гидротехнических сооружений, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов или транспортных объектов, каждый из которых уникален, а известные технологии приходится модифицировать даже в процессе строительства. В этих случаях тариф может быть 2% и более. Сложность в том, что в этом виде страхования не существует единых тарифов, каждый строительный проект тарифицируется индивидуально. Для оценки риска и определения стоимости страхования строительной компании придется предоставить страховщику детальную техническую и финансовую информацию о строительном проекте.


Подводя итоги, хочется отметить, что страхование будет действительно работать эффективно только в том случае, если оно защищает от реальных и вполне конкретных рисков, специфичных для конкретных объектов, и подразумевает серьезные выплаты. Только фактические выплаты могут убедить в целесообразности обеспечения страховой защиты. Так что развитию рынка страховых услуг в первую очередь способствуют не принуждение, а объективные оценки и факты, совместная партнерская работа страховщиков и строителей.


 

Виктор Забелин: «Нацпроект будет реализован, если строителям дадут необходимые для этого возможности». «Трест № 68»: возводим объекты любого уровня сложности. Ландшафтно-архитектурное оформление кольцевой автодороги Санкт-Петербурга. «УИМП»: 16 лет мы строим для вас!. ЗАО «Рамболь»: 10 лет на российском рынке проектирования. ОАО «Уралметаллургмонтаж 2»: мы строим заводы. Сергей Круглик: «В сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо и далее совершенствовать законодательство».


Главная  Публикации 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2006 - 2024 All Rights Reserved